Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Пространство урока "Хореография" как условие физического развития младших школьников в образовании

Дата публикации: 2024-04-15 22:04:29
Статью разместил(а):
Артемьева Анна Юрьевна

Пространство урока "Хореография" как условие физического развития младших школьников в дополнительном образовании

Авторы: Артемьева А.Ю. и Димура И.Н. 

ГБОУ Школа № 346 Невского района Санкт-Петербурга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

 

Аннотация: Цель статьи заключается в определении структуры образовательного пространства урока «Хореография» как условия физического развития младших школьников в дополнительном образовании, переосмысления его роли, приёмов и методов в дополнительном образовании. Доказана целесообразность использования параметров образовательного пространства урока хореографию при оценке физического развития младших школьников (состояние осанки, гибкости, координации, скоростно­силовых качеств).

Ключевые слова: образовательное пространство, дополнительное образование, физическое развитие, хореография, младшие школьники.

 

В современном образовании всё чаще можно встретить термин «образовательное пространство». Это набор определённым образом связанных между собой условий, оказывающих влияние на образование человека. Хотя образовательное пространство существует и независимо от обучающегося, но II выступает в качестве социальной инфраструктуры, решающей задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, и даже, как форма процесса образования, содержание которого характеризуется взаимодействием человека (образующегося) с образовательной средой [9]. ТФ. Борисова рассматривает образовательное пространство как социально­воспитательную среду, определяя ее как упорядоченные устойчивые взаимодействия человека с открытой социально-образовательной средой [2].

В рамках данного исследования термин употребляется в качестве вида пространства, объединяющего человека и среду в процессе их взаимодействия. Пространство урока «Хореография» репрезентировано сферой реализации ведущей деятельности педагога и обучающихся, где основной целью учителя является его стремление построить, смоделировать процесс обучения, чтобы каждый обучающийся находился в благоприятных для него условиях, чувствовал комфортное влияние всего образовательного пространства урока [9]. В результате происходит приращение индивидуальной культуры человека: осваиваются ценности, происходит овладение различных способов мышления, деятельности и поведения [9].

Целью данного исследования стал анализ влияния пространства урока хореографии на физическую активность младших школьников в дополнительном образовании, а основной задачей – не только определение образовательного пространства урока «Хореография» в дополнительном образовании, выявление его приёмов и методов как условия физического развития младших школьников в дополнительном образовании, но и обоснование хореографических элементов, развивающих физически (гибкость, координацию, скоростно-силовые качества) младших школьников, определение показателей, характеризующий уровень здоровья детей этого возраста.

Индивидуальная культура человека предполагает совершенствование физического развития. Это важно в современных условиях, когда увеличивается доля малоподвижных детей. Исследования ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН показали, что только 2-15% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми [1]. По данным О.А. Кислицы ной (2009), 40% школьников 7-13 лет никогда не занимаются спортом (4]. Кроме этого, более половины младших школьников имеют отклонения в организме (заболевания органов дыхания, нервной системы, костно­мышечной системы и соединительной ткани, нарушение осанки 11др.) [1].

Именно в младшем школьном возрасте выстраивается опорно-двигательный аппарат, поэтому важной задачей педагога является правильное выстраивание интенсивных нагрузок на уроках хореографии, поиск продуктивных средств, технологий для её решения, способствующих гармонизации физического развития младших школьников в дополнительном образовании.

Одним из ключевых элементов благоприятного воздействия на физическое развитие является пространство урока хореографии, где представлена разнообразная деятельность, означенная эстетическими компонентами [3]. Занятия хореографией увеличивают объём и силу мышц, улучшают их сократительные свойства, эластичность, растяжимость. Постоянное образование новых условных рефлексов (разучивание новых движений и комбинаций), укрепляет центральную нервную систему, включает в работу многие мышцы. Хореография оказывает влияние на все физиологические функции организма, развивая и улучшая их [5]. Вследствие занятий хореографией, правильного использования её приёмов происходит укрепление не только укрепление мышечной ткани ребёнка, но и увеличение максимальной скорости бега и способность удерживать высокую скорость на дистанции. Увеличивается и результат в прыжках благодаря повышению мышечной координации, развитию силы мышц и быстроты. Доказано, что между развитием двигательных качеств (быстроты, координации, гибкости и скоростно-силовых) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, и освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств [6].

Различные хореографические упражнения воздействуют на двигательный аппарат человека и развивают отдельные мышцы и мышечные группы, в результате улучшается скорость двигательной реакции, заметно повышается работоспособность при выполнении напряженных динамических упражнений на выносливость. Развивается и ловкость – двигательное качество, характеризующееся умением управлять силовыми, временными, пространственными параметрами движений. Также появляется способность дифференцировать темп движения, улучшается гибкость – умение управлять движениями [6,7]. Однако пока не найдено исследования, в котором бы сравнивались по валентности все эти компоненты пространства урока хореографии, с вычленением их иерархии и соподчиненности. Отсюда возникает цель нашего исследования – проследить влияние компонентов пространства урока хореографии на физическое развитие младших школьников.

В пространстве урока хореографии как условия физического развития используются различные методы, которые состоят из определённых приёмов. Но они, в отличие от метода, направлены на решение более узкой учебной задачи. И если разнообразить приёмы, то метод, в который они входят, будет содержательнее и действеннее. А использование педагогом различных методов содействует более глубокому и прочному усвоению материала младшими школьниками.

Ритмика как метод физического развития детей входит в образовательное пространство урока «Хореография». Она не только прививает художественный вкус, но и физически совершенствует ребёнка, развивая двигательные качества (быстроту, координацию, гибкость) и формируя красивую осанку.

Чтобы сформировать правильную осанку, с первого года необходимо укреплять общее физическое состояние школьника, развивать двигательные функции, используя упражнения партерной гимнастики, классический экзерсис, исправлять в телосложении недостатки – сутулость (кифоз), асимметрию лопаток, прогиб в поясничном отделе позвоночника (лордоз) с помощью корректирующих упражнений на полу (сидя, лежа на спине, на животе, на коленях).

Без классического танца, его веками выверенной методики подготовки танцовщика, невозможно изучение хореографического искусства, так как в его основе лежит воспитание навыка правильной осанки, гармоничного развития всего тела, раскрепощение движений. И классический тренаж, его включение в пространство урока хореографии способствует как воспитанию опорно-двигательного аппарата (при этом уравновешивается право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей), развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, так и тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, тем самым повышая жизненную активность организма младшего школьника.

Партерная гимнастика также необходима в образовательном пространстве урока хореографии. Её применение достигает нескольких целей при наименьших затратах энергии: повышение гибкости суставов, улучшение эластичности мышц и связок, наращение силы мышц. Выполнение упражнений партерной гимнастики позволяет развить мышечную силу, выносливость, подвижность суставов и других двигательных способностей, таким образом, она решает задачи общей физической подготовленности учащихся, а в связи с этим и их физического развития.

Опираясь на опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры, известно, что занятия танцем формируют правильную осанку, способствуют исправлению ее функциональных нарушений, укреплению мышц и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию не только чувства равновесия, но и гибкости, координации, двигательной памяти [6, 7]. И пространство урока «Хореография» наиболее отвечает нуждам, способностям и возможностям детей, особенно младшего школьного возраста.

Но вопрос об эффективном использовании пространства урока «Хореография» как условия физического развития младших школьников в дополнительном образовании остается открытым. Анализ научных источников подтверждает недостаточность таких исследований [8, 10]. Проанализировав работы, пытающиеся решить данный вопрос, констатируем: исследования носят разрозненный характер изучения отдельных сторон хореографии в образовании, не охватывают весь пролонгированный процесс влияния хореографии, её отдельных структур на физическое развитие младших школьников.

Использование форм и методов данной дисциплины, включающей в себя ритмику, элементы классического танца, партерную гимнастику и танцевальные формы, рекомендуется в пособиях по методике изучения и реализуется практически. Но появляется немало необоснованных программ и случайных средств, используемых на занятиях по хореографии с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании, которые не обеспечивают целостность педагогического процесса, часто не соответствуют физическим нагрузкам, возрастным особенностям обучающихся в начальной школе. Без научно обоснованной системы обучения, соответствующей потребностям конкретной среды и времени, этого сделать невозможно.

Опираясь на труды хореографов и хореографическую практику, можно увидеть противоречия между укреплением физического здоровья детей и недостаточно эффективным использованием хореографического потенциала в системе дополнительного образования; между необходимостью укрепления физического здоровья детей и недостаточностью соотнесения программ обучения хореографии детей младшего школьного возраста с планом их физического развития в дополнительном образовании.

Таким образом, с одной стороны, существует необходимость в научном обосновании методики преподавания, где ведущим звеном является определение пространства урока «Хореография» как условия физического развития младших школьников в дополнительном образовании, с другой – проблема разработки такой методики остается малоизученной, что и определяет актуальность исследования.

Поиск путей решения данной проблемы и составляет предмет научных изысканий. В эмпирическом исследовании предполагается использование таких методик, как контент-анализ специальной литературы для получения сведений по теме исследования, анкетирование обучающихся «Нравится ли тебе урок хореографии?», анкетирование педагогов-хореографов «Влияние урока хореографии на физическое развитие детей», тестовые методики на оценку физических кондиций детей, антропометрический тест, педагогический эксперимент – определение физической подготовленности младших школьников и влияние образовательного пространства урока хореографии на физическое развитие младших школьников, анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения.

 

Список литературы:

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2012. – No 91 (3). – С. 9–14.

2. Борисова Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 / Борисова Татьяна Фёдоровна. – Москва, 1999. – 205 с.

3. Димура И.Н. Взаимосвязь психологии тела и балетной педагогики // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2013. – Вып. 29 (1). – С. 176–187.

4. Кислицына О.А. Факторы здоровья детей младшего и среднего школьного возраста // Социальные аспекты здоровья населения. – 2009. – No 9. – С. 1–16.

5. Специфика работы педагога-хореографа с детьми младшего школьного возраста / А.В. Кононенко, О.В. Суркова, Т.В. Филатьева, О.И. Коночкина // Материалы ІІ Республиканской научно-практической конференции (5 апреля 2018 г.). – Луганск: Книта, 2018.

6. Коц Я.М. Спортивная физиология. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 135 с.

7. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека / М.С. Коц. – Москва: Медицина, 1972. – 215 с.

8. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. – Москва: Алетейа, 2000. – 622 с.

9. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. – 2003. – No 1. – C. 29–31.

10. Эйдельман Л.Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – No 109. – С. 140–144.

 

.  .  .