Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Портфолио как одна из форм проектной деятельности ученика начальной школы

Дата публикации: 2024-04-10 23:48:38
Статью разместил(а):
Фатьянова Наталья Николаевна

Портфолио как одна из форм проектной деятельности ученика начальной школы

Автор: Фатьянова Наталья Николаевна 

ГБОУ Школа № 2009, г. Москва 

 

Аннотация: В данной статье автор рассказывает о формировании портфолио в начальной школе как одном из вариантов проектной и исследовательской деятельности.  

Ключевые слова: портфолио, папка достижений, проектная и исследовательская деятельность, начальная школа.

 

Идея портфеля индивидуальных учебных достижений учащихся (папки портфолио) снова становится всё более популярной. Почти каждый ученик моего класса имеет такую папку индивидуальных достижений.

Папки различаются по целям, по способам работы с ними. Кроме того, их можно классифицировать по предметам и ступеням обучения. По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые портфолио курсов (тематические, предметные), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идёт о документации работ школьника в рамках определённого курса и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

Термин «портфолио» обозначает и собрание работ учеников, сделанных за определённый период времени в школе и вне школы. Никакой особой методически построенной работы с портфолио в этом случае не предполагается.

В работе над созданием такой папки очень важный элемент – взаимодействие учителя и ученика, при котором определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии определяются в договорном режиме. Ученик получает возможность показать свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.

Решающим здесь является самоопределение. Оценивается не только достижение, но и пройденный учеником путь обучения, путь к результату, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения, - он представляет учителям, друзьям, родителям. И то, как школьник работал для достижения этих результатов, какую оценку даёт тому, что ему удалось, что не удалось, говорит о его ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, пояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения.

Папка, как способ оценивания, не только отражает достижения, но и становится инструментом повышения качества учения. Самое главное – ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от него требуется самооценка. В папке находят своё место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные личные достижения. Также важно, чтобы периодически работы оценивались и учителем.

Если собираются работы одного типа или предмета, то по ним можно проследить динамику достижений. Ученик работает над оформлением своей папки, учитель ему помогает, консультирует, пишет свои комментарии к собранному материалу. Другие ученики также могут дать комментарии, тем самым они учатся оценивать, вырабатывать и формулировать своё мнение.

Самая трудная задача – это представить, т.е. сделать видимым свой собственный путь учения. Проблемным порой становится сам процесс работы над папкой: обдумывание темы, организация работы, оценка того, насколько успешной была стратегия учения и т.д. Здесь становится ясной разница между «папкой достижений» и простым собиранием работ. Всё дело в интерпретации: я рассматриваю своё собственное учение, чтобы выявить, как я учусь.

Портфель индивидуальных достижений учащихся – достаточно эффективный вариант проектной работы в начальной школе. Он помогает:

- выявить и поддержать детей, проявляющих интерес к исследовательской и проектной деятельности;

- оказать помощь ребёнку в овладении способами исследовательской и проектной деятельности.

О чём необходимо знать учителю, прежде чем приступать к работе над портфелем достижений?

· Содержит ли процесс обучения такие требования, при выполнении которых может быть замечена динамика успешности ученика? Ориентирован ли процесс обучения на развитие способностей?

· Есть ли возможность так спланировать своё время, чтобы индивидуально консультировать учеников, давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфель достижений?

· Какие материалы курса могут быть отобраны для папки достижений? Есть ли работы, которые уже можно вложить в папку?

· Какие критерии должен знать ученик при отборе материала? Как организовать и оценить свою работу?

· Когда и каким образом должен проводиться отбор работ для папки? Кто может помочь?

Стоит назвать типичные ошибки при формировании папки достижений в практике школы:

- нарушается принцип добровольности;

- вместо ребёнка материал собирает учитель/мама/папа;

- ребёнку отказывают в помощи;

- игнорируются возможности системы дополнительного образования;

- собираются только официальные документы (дипломы, грамоты);

- папка пополняется любыми работами в хаотичном порядке;

- систематическая работа подменяется разовой акцией;

- завышаются требования к внешнему оформлению (как со стороны учащегося, так и со стороны помощников/советчиков);

- негативные, грубые высказывания в адрес содержимого папки.

Следует отметить, что в идее папки достижений заключены большие возможности для совершенствования обучения, для повышения мотивации ребят. Ценность в том, что вокруг неё и в связи с ней может быть выстроен такой учебный процесс, который позволит развивать или формировать качества (компетентности), необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.  

С чего же можно начать работу по формированию папок личных достижений? В моей педагогической практике такие папки оформлялись постепенно. Неотъемлемое начало - разговор о её значимости, важности, ценности, о том, как она по-разному может выглядеть. Рассказывались правила заполнения такой папки. Далее самые активные и заинтересовавшиеся возможностью обладать такой папкой учащиеся через какое-то время стали приносить и показывать свои материалы. Работы учащихся стали «обрастать» хоть и немногочисленными, но всё же комментариями одноклассников и учителей.

Конечно, достаточно много времени уходит на то, чтобы не только рассмотреть содержимое папки, но и дать совет по оформлению, содержанию или структуре. Но дело того стоит. Глядя на серьёзную работу тех, кто решился документально запечатлеть своё детство, постепенно и другие стали готовить свои папки. Круг вовлечённых в работу рос, значимость такого портфолио возрастала. Также важно отметить, что, представляя свои работы, дети учатся:

- раскрывать тему – понимать цель работы, оценивать полноту её раскрытия, формировать собственную позицию;

- представлять свою работу – добиваться наглядности, аргументировать выбор;

- слушать оппонентов, корректно отвечать на вопросы;

- добиваться определённой степени завершённости работы.

Таким образом, работая над формированием портфолио как одного из вариантов проектной и исследовательской работы в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что эффективность данного направления очевидна.

 

.  .  .