Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Взаимосвязь уровня самооценки и представлений о скуке

Дата публикации: 2024-04-05 12:49:19
Статью разместил(а):
Москвина Анастасия Александровна

Взаимосвязь уровня самооценки и представлений о скуке

Автор: Москвина Анастасия Александровна

ОГБО ДО «Центр семьи и детства», г. Рязань

 

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена состояния скуки и взаимосвязи с самооценкой в повседневной деятельности человека.

Ключевые слова: скука, монотонность, предрасположенность к скуке, самооценка, психическое состояние.

 

Повседневная жизнь человека связана с выполнением определенных действий, которые являются результатом психических процессов. Самым интересным проявлением психики является скука, которая возникает из-за многократного повторения действий и приводит к нежеланию выполнять их снова.

Актуальность данной работы обусловлена особым положением скуки как социально-психологического феномена. В современном мире скука может перерасти в депрессию, а в крайних случаях - привести к суициду или совершению тяжких преступлений против личности. Причем возраст людей, подверженных этим рискам, может быть разным. Снижается интерес к тому, что человек делает сам. Именно получение положительных эмоций от своей деятельности является ведущим фактором любого процесса.

Цель и предмет исследования – изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и представлениями о скуке. Объект исследования – феномен скуки.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы специалистами, которые проводят индивидуальные консультации и работают с группами, кто сталкивается с социально-психологическим феноменом скуки.

Скука – это внутреннее состояние и свойство окружающего мира, выражающееся в тягостном чувстве от праздного, недеятельного состояния души, томительного бездействия. По мнению Е.П. Ильина, это психическое состояние, которое возникает из-за недостатка интереса к событиям и занятиям. Скука может привести к потере интереса к созидательной деятельности, монотонности и безразличию, а в отдельных случаях – к пренебрежению к ранее привычным занятиям. Это социальное явление, порожденное противоречиями развития цивилизации и культуры. Скука может возникнуть и от излишней суетливости и страха, когда жизнь начинает казаться пустой и неинтересной ввиду отсутствия стимула, подъема и активности в решении задач.

Процесс скуки — сложное явление. Оно вызвано разными факторами и имеет множество видов. Например, скука активная, когда человек занимается отвлекающим делом, или пассивная – бездействия. Недовольство от невыполненных действий приводит к скуке разочарования. В то же время, скука может стимулировать человека искать новые способы для решения задач, это креативная скука.

К.Р. Макагон в своей типологии скуки опирается на влияние личности на события. Так, скука бытовая возникает, когда личность связывает прошлое и будущее, а экзистенциальная скука – когда человек в событиях испытывает недовольство нереализованными действиями.

Также существуют три дополнительных вида скуки. Они отличаются тяжестью проявления и способами преодоления. Нормальную скуку можно испытывать время от времени, тогда как затяжную и патологическую – постоянно и без активных желаний.

Возникновение скуки может зависеть от типа темперамента. У флегматика и сангвиника процесс может проявляться по-разному.

Монотонная деятельность – одна из причин данного состояния. Также скука может возникать при отсутствии деятельности, связанной с монотонной работой на производстве или изоляцией от людей.

Пресыщенность жизнью, неспособность к эмоциональным переживаниям – всё это также может быть причиной скуки. Её последствиями могут стать болезненные проявления. Хроническое чувство скуки может сопровождаться различными состояниями, такими как: нервное напряжение; зависимость от алкоголя или наркотиков; нетерпение к длительным поездкам, встречам и отдыху; неумение сосредоточиться; перегрузка мозга и «информационный мусор». В результате могут возникнуть неверные решения в жизни, упущение возможностей, ложные цели и, в конечном счете, несчастье и неспособность получать удовольствие от жизни в полной мере.     

Скука – состояние монотонии противоположное эмоциональному напряжению, так у человека возникает апатия и скука. Это происходит из-за потери интереса при однообразной работе.

Поведенческие данные свидетельствуют о том, что при появлении скуки активизируется кора головного мозга.

Физиологические данные свидетельствуют об увеличении парасимпатических влияний. Усиливается активность симпатической нервной системы: снижаются частота сердечных сокращений и артериальное давление, потребление кислорода и энерготраты на килограмм массы тела. Именно однообразие впечатлений служит причиной монотонии, что заставляет людей искать новые впечатления.

На данный момент не существует конкретного и всеми принятого понятия о скуке, так как каждый автор понимает и описывает этот феномен с некоторыми отличиями. Скука не является врожденной эмоцией, она присуща только людям. В животном мире нет такого существа, которое бы скучало в естественных условиях. Существует множество способов борьбы со скукой, которые направлены на внутреннюю, самостоятельную работу. Было классифицировано несколько типов и видов скуки как социально-психологического феномена. Часто скука выступает в качестве нехватки новой и интересной, эмоционально значимой информации.

Определение и понятие «самооценка» изучалось многими исследователями, и оно связано с осознанностью, оценкой, принятием, отношением к себе, саморегуляцией и самопознанием. Самооценка формируется под влиянием социального окружения с раннего детства. Она является одной из составных частей «Я-концепции». Устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может существенно влиять на его поведение. От того, как человек оценивает результаты своей деятельности, зависит постановка им новых целей, выбор перспектив и отношение к себе. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, которая возникает в результате достижения успеха или неудачи.

Люди скучают, когда выполняют монотонные задачи или не заинтересованы в определенной деятельности, что связано с недостатком мотивации, когда желания, потребности и обязанности не совпадают. Скука возникает из-за монотонности деятельности и событий в жизни, особенно в спокойной обстановке, такой как дом. Мы рассмотрели скуку как психическое состояние, вызванное тягостным эмоциональным состоянием от отсутствия дел или утраты интереса ко всему, что происходит. Состояния скуки вызывают субъективные ощущения и в основном являются отрицательными. Самооценка влияет на эмоциональное состояние, поведение и реакции на различные ситуации. Тем чаще возникает состояние скуки, чем больше у человека свободного времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Скука является особенностью исключительно человека, подразделяясь на нормальную и патологическую. Первая является естественной реакцией на ситуацию, а вторая характеризует состояние на протяжении всей жизни. Существуют также не ситуативная и долгосрочная скука, приводящая к депрессии. В ее начале настроение еще не подавлено – просто теряется интерес ко всему, даже к тому, что еще недавно было важным.

Также, по наблюдениям психологов, сильнее скучают те, кто работает 8-9 часов в день. Скука не возникает из-за отсутствия мотивации. Человек, стремящийся к цели, не может терять время на скучание. В прочих случаях она может проявляться как общая бессмысленность действий.

Самооценка как одно из составляющих «Я-концепции» формируется под влиянием социального окружения. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека своей деятельностью. Но скука не имеет к этому отношения, а скорее является проявлением бездействия, незаинтересованности, грусти, одиночества. Состояние скуки может вызывать чувство одиночества и беспокойства.

 

Список литературы:

1. Аригунова Е.В. Скука и время. Вестник Томского государственного университете. 2010. № 340. стр.45-48.

2. Бродский И.А. Похвала скуке // Знамя. - 1996. - № 4. -  9-13 с.

3. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 6−14.

4. Макушин Е.В. Скука как психологический феномен. Определение, типология, исследование феномена «скука». СПб государственный университет. М. 2006 – 2-35 с.

5. Курочкин О.Е. «Скука». Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского  Выпуск № 11, 2008. – 177- 181с.

6. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. Л. Вып. 4. Толорадова, Х. Г. (2002) С. 37–49.

7. Э. Тардье Скука. Психологическое исследование // М.: КомКнига, 2010—256 с.; ISBN 978-5-484-01136-0.

8. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. «О психологии скуки» М.: Академический проект, 2004 г - 93-201 с.

9. Фещенко-Скворцовой И. Пер. с порт. «Книга непокоя»— М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 488 с. ISBN 978-5-91103-263-0.

10. Ларс Свендсен Философия скуки // М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 256 с. ISBN 5-89826-161-3.

 

.  .  .