Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Духовно-нравственная позиция студента: к вопросу формирования в художественном образовании

Дата публикации: 2024-02-29 09:51:31
Статью разместил(а):
Абдрафигина Евгения Рашитовна

Духовно-нравственная позиция студента: к вопросу формирования в художественном образовании

Автор: Абдрафигина Евгения Рашитовна

МБУДО «ЦРТДиЮ «Победа» г. Челябинска»

 

Аннотация: Процессы глобализации, оказывающие негативное воздействие на формирование, укрепление национально-культурного сознания, актуализируют проблематику духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе в системе художественного образования, обучения народным декоративно-прикладному искусству и промыслам. Становление духовно-нравственной позиции студента невозможно вне активной гражданственности педагога-наставника.   

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, художественное образование, народное декоративно-прикладное творчество.

 

Обращаясь непосредственно к народному декоративно-прикладному искусству, нельзя не отметить важность учебных заведений, предлагающих программы подготовки специалистов как среднего, так и высшего образования. В частности, учебные заведения Челябинской области вносят значительный вклад в развитие и поддержание представленных видов искусств. 

В настоящее время также особенно важно развитие и поддержание традиций народного декоративно-прикладного искусства центрами народных промыслов. В частности, «МКУ Центр народного единства» города Челябинска осуществляет успешную реализацию в обеспечении достижения следующих результатов: популяризация и развитие культурных традиций этносов, проживающих на территории г. Челябинска, обеспечение воспитания гражданского самосознания, повышения уровня толерантности и этнокультурной грамотности среди молодежи. Так, в рамках ежегодного челябинского фестиваля русского фольклора и культуры, организатором которого выступила Администрация города, стала выставка декоративно-прикладного искусства с работами местных мастеров. На выставке были представлены образцы бисероплетения, вышивки, резьбы по дереву, гончарного ремесла, ткачества, изготовления кукол и других видов прикладного творчества. 

Также на протяжении долгого времени коллектив Челябинского государственного центра народного творчества решает задачи сохранения и пропаганды традиционной народной культуры, развития существующих видов и жанров любительского искусства, поддержки талантливых участников художественной самодеятельности. Ежегодно представленный центр проводит более 50 областных фестивалей, смотров и конкурсов. Многие из них стали традиционными и проводятся за пределами Челябинской области. Так проводится всероссийский конкурс мастеров традиционных ремесел и народных художественных промыслов «Урал мастеровой» (с 2010 года). Сегодня, коллектив Челябинского центра народного творчества формирует благоприятную среду и условия для сохранения культуры, тем самым развивая разные направления самодеятельного творчества, поддерживая и совершенствуя мастерство ремесленников и мастеров традиционных промыслов. 

Также ряд учреждений среднего профессионального образования предлагают обучение в данной области. Южно-Уральский государственный колледж осуществляет программу «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)», по окончанию которой, присваивается квалификация «Художник народных промыслов». Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова также предлагает программу по данному направлению, объектами профессиональной деятельности которой являются: произведения декоративно-прикладного искусства, произведения иконописи, традиционные художественные производства, предприятия малого и среднего бизнеса, детские школы искусств, детские художественные школы, другие учреждения дополнительного образования. Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского готовит специалистов по программе профессиональной направленности, «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам: Художественная обработка дерева, Художественная керамика). Вместе с этим, данное учреждение выпускает специалистов и высшего образования по направлению «Живопись», присваивая квалификацию «Художник-живописец». 

В качестве примера учреждения высшего профессионального образования стоит отметить Челябинский государственный институт культуры, предлагающий такие направления как «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по двум профилям, «Народная художественная культура», в рамках которых, студенты изучают различные виды работ: ручное ткачество, создание керамических изделий и осваивают традиционные материалы. 

Из вышесказанного следует, что изучение народного декоративно-прикладного искусства (его форм, способов создания, сохранения художественных ценностей, их распространения) невозможно без передачи опыта подрастающему поколению. Именно момент преемственности оказывает влияние на восприятие творческого наследия народа. В связи с этим, значительным образом повышается роль и значение соответствующей подготовки педагога, выступающего в качестве наставника, хранителя коллективного опыта (оказывающего воздействие на формирование национального самосознания личности обучающегося). Богатый педагогический инструментарий, изначально заложенный в декоративно-прикладном искусстве, позволяет успешно формировать творческую активность, что позволяет выстраивать определенную преемственность, необходимую для становления педагога-художника [1]. 

Как известно, в народном творчестве основой является опыт коллектива, передающего традиции из поколения в поколение, отношение к жизни, скрепленное общностью нравственных идеалов, определяющих принципы творческой коллективности. В художественном образовании педагог представляет школу народного мастерства, творческую среду народного промысла [2]. 

 

Литература: 

1. Коссович Е.Е. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности будущего учителя будущего учителя изобразительного искусства / Е.Е. Коссович, Е.Н. Рамзаева. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 4 (137). – с. 46–50. 

2. Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство в системе культура-искусство-производство.– Текст: непосредственный // Вестник оренбургского государственного университета. – 2007. – (S) 76. – с. 57–63.

 

.  .  .