Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Здоровьесберегающие технологии в режиме учебного дня школьника с ПОДА

Дата публикации: 2024-02-28 10:34:43
Статью разместил(а):
Антонова Наталия Андреевна

Здоровьесберегающие технологии в режиме учебного дня школьника с поражениями опорно-двигательного аппарата

Авторы: Антонова Наталия Андреевна

и Петрова Елена Львовна

ГБОУ Школа № 584 «Озерки», Санкт-Петербург

 

Аннотация: В образовательном учреждении для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата должны быть созданы благоприятные условия для физического развития обучающихся. Оптимальный двигательный режим -  это необходимое условие здорового образа жизни. Физические упражнения способствуют лучшему усвоению учебного материала, развитию психических процессов, снятию утомления.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физкультминутки, дети с поражениями опорно-двигательного аппарата, снятие утомления.

 

Перед всеми субъектами образовательного процесса стоит единая задача: воспитать здоровое поколение. Нам необходимо предоставить ученикам условия для сохранения здоровья во время школьного обучения, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить пользоваться ими.

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер, направленный на укрепление и охрану здоровья учеников, реализующийся в образовательном учреждении. К ним относят программы и подходы, такие, как педагогические, психологические, медицинские, обеспечивающие безопасный учебный процесс для детей и педагогов. Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка.                                                                                                    

Современное образование всех ступеней и уровней оказывает значительные нагрузки на организм обучающихся. Определено это, в первую очередь, длительным сидением за партами и большим зрительным напряжением. В связи с чем, здоровье обучающихся медленно, но непрерывно ухудшается. Ухудшение проявляется во всех функциональных системах организма: сердечно-сосудистой, кровяной, дыхательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, выделительной, сенсорной, костной и мышечной. Увеличивается количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных возрастов.  За последнее время большое внимание уделяется реализации здоровьесберегающей технологии в образовательных организациях. Для детей с ОВЗ эта тема особенно актуальна, так как часто при неправильном двигательном режиме (образе жизни) возникают вторичные отклонения в состоянии здоровья.

Здоровьесберегающий двигательный режим обучающихся с ПОДА в школе предполагает:

· уроки физической культуры;

· занятия внеурочной деятельности «Адаптивная физическая культура»;

· индивидуальные занятия «Адаптивная физическая культура»;

· посещение спортивных секций по «Общей физической подготовке», «Бочча», «Танцам на колясках», «Баскетболу на колясках», «Лыжным гонкам», «Горным лыжам», «Плаванию».

· физкультминутки во время уроков;

· двигательные паузы на переменах, в том числе выкладывание;

· постановка обучающихся в вертикализаторы;

· подбор технических средств передвижения в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся (коляски, трости, ходунки);

· регулирование парт и стульев под каждого ученика в зависимости от роста школьника.

У ребенка с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА) часто, в сочетании с сенсорной недостаточностью, выраженные двигательные нарушения, могут быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта. Положение многих ребят бывает вынужденным, они сидят в одной позе и не могут изменить ее самостоятельно. Это ограничивает поле зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации, увеличивает осевую нагрузку на позвоночник, приводит к быстрому утомлению, снижению внимания, уменьшению работоспособности. Ходьба и физические упражнения обеспечивают формирование мышечного каркаса для позвоночного столба и нормальное функционирование всех органов и систем. Поэтому необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках и переменах.

Время начала физкультминутки обусловлено моментом появления утомления у значительной части обучающихся, поэтому выбирается самим специалистом, ориентируясь на их потребность в отдыхе. Смена деятельности снимает напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключает внимание с одной деятельности на другую, успокаивает нервную систему и восстанавливает работоспособность обучающихся. Физкультминутки – это неотъемлемый элемент здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Профилактика гиподинамии и снижение утомления мышц.

2. Снижение осевой нагрузки на позвоночник.

3. Улучшение кровообращения.

4. Разгрузка нервной системы.

5. Активизация мышления.

6. Создание положительного эмоционального фона.

7. Повышение интереса к занятиям.

Формы физкультминуток в школе для детей с ПОДА:

1. Физкультминутки на уроках.

2. Динамические паузы:

· подвижные;

· малоподвижные (выкладывание).   

Физкультминутки по видам деятельности:

1. Оздоровительно-гигиенические.

2. Танцевальные.

3. Физкультурно-спортивные.

4. Подражательные.

5. Двигательно-речевые.

Оздоровительно-гигиенические физкультминутки.

Данные физкультминутки можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой вправо-влево, поболтать ногами. Так же сюда входит зарядка для глаз и пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз (при работе с наглядностью, например, при описании картины). Здесь применяются различные движения глаз – верх-низ, лево-право, круговые вращения; изображение эмоций и настроений, например, удивление (открыть по шире), хитрость (прищуриться); смена дальности объекта (близко-далеко). Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.                                                     

Танцевальные физкультминутки.

Танцевально-ритмические физкультминутки особо любимы ребятами, т.к. под веселую музыку выполняются произвольные движения, кто как умеет повторяют танцевальные упражнения за учителем. Так же можно изображать движения зверей, птиц; явления природы и т.п. Можно также организовать проведение ритмической гимнастики. В этом случае не акцентировать внимание на точном воспроизведении всех движений, чтобы обучающие выполняли их свободно и легко.

Физкультурно-спортивные.

Физкультурно-спортивные физкультминутки являются традиционной гимнастикой, выполняющейся строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов.

Подражательные физкультминутки.

Здесь можно изображать движения животных, музыкантов, машинок и т.д. Можно имитировать движения и звуки: паровозиков, животных, лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел и т.п.

Релаксационные упражнения.

Данная группа упражнений направлена на развитие способности регулировать своё эмоциональное напряжение путём прочувствования, изменения его степени или снятия совсем, через расслабление определённых групп мышц. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки. Так же к расслабляющим упражнениям в школе для обучающихся с ПОДА относится выкладывание ребят на пуфы или ковры.         

Для обучающихся с тяжелыми нарушениями двигательной сферы на переменах организованы выкладывания в кабинетах адаптивной физической культуры. При проведении опроса среди учителей о влиянии двигательных пауз во время уроков и на переменах, выявилось единогласное мнение, что физкультминутки положительно сказываются на соматическом, физическом и психологическом состоянии ребят.

Среди учителей был проведен опрос о необходимости проведения физкультминуток. Выяснилось, что 98% педагогического состава проводят на своих уроках физкультминутки. Из них, 79% считают, что проведение физкультминуток необходимо на уроках и на переменах. Наиболее часто педагоги отмечают следующие признаки утомления у обучающихся: появление чувства усталости – 60% и нарушение осанки и координации движений – 63%. Наиболее яркий положительный отклик у ребят вызывают релаксационные – 74% и танцевальные – 48% физкультминутки.

Единичные случаи, когда уроки проводятся без двигательных пауз, учителя наблюдают, что обучающиеся устают, снижаются показатели результативности занятий. Смена положения тела, музыкальный и стихотворный компоненты способствуют переключению обучающихся с одного вида деятельности на другой и способствуют кратковременному отдыху. Это позволяет:

· вести эффективную работу на уроках;  

· проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления;

· активизировать внимание детей в нужный момент времени; 

· поднять настроение;         

· взаимодействовать командой и правильно воспроизводить задания учителя.                                                     

Успех образовательного процесса детей с ПОДА во многом зависит от соблюдения принципов двигательного режима учебного дня. Ребятам необходимы смена положения тела и любая двигательная активность для стимуляции кровообращения. Зарядка в виде небольшого отдыха располагает к лучшему усвоению темы урока, концентрации внимания на предметной деятельности. Так же, способствует профилактике развития вторичных отклонений в состоянии здоровья. Школьники с ПОДА испытывают потребность в движении, поэтому с удовольствием  участвуют  в  мероприятиях связанных с физической активностью. Для обеспечения здорового образа жизни и поддержания работоспособности среди школьников необходимо проводить физкультминутки каждый день на уроках и переменах.

 

Список литературы:

1. Андржеевская И. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2012. –32 с.

2. Диченскова А.М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. –62 с.                

3. Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.                                

4. Каралашвили Е.Н. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч. Ранний и дошк. возраста. - М.: Просвещение, 1991.

6. Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего процесса на уроке. – Белгород: НИУ БелГУ, 2011.

 

.  .  .