Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конструктивная деятельность в развитии ребенка с ТМНР

Дата публикации: 2024-02-19 12:48:14
Статью разместил(а):
Тараканчикова Ирина Тимофеевна

Конструктивная деятельность в развитии ребенка с ТМНР

Автор: Тараканчикова Ирина Тимофеевна 

ГБОУ "Школа № 17 Невского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье рассматриваются особенности конструктивной деятельности детей с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития), роль конструирования в их развитии на основе практического опыта работы с учеником надомного обучения.

Ключевые слова: дети с ТМНР, продуктивная деятельность, обучение конструированию.

 

Особенности познавательных процессов детей с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития) позволяют говорить о большом значении в их развитии занятий разными видами продуктивной деятельности, в том числе конструированием.

Конструирование способствует формированию пространственных представлений, обогащению речи, предоставляет возможности корректировать развитие психических функций, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, способствует расширению представлений об окружающем мире. Оно органически связано с другими видами деятельности: рисованием, лепкой, сюжетными играми, играми-драматизациями. Но я бы хотела выделить ещё одну важную функцию конструирования. На мой взгляд, воспитание привычки к культурному и безопасному досугу играет большую роль в жизни ребёнка и всей семьи.

Психофизические особенности детей с ТМНР не позволяют говорить о самостоятельной жизнедеятельности ребёнка как в семье, так и в социуме. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью нуждаются в постоянном сопровождении и опеке. От людей, которые всё время находятся с ними, напрямую зависит качество жизни и развитие детей. Понятно, что на родителей (или лиц, их заменяющих) ложится большая физическая и эмоциональная нагрузка. И они должны иметь время для своего развития, отдыха, занятия домашними делами. Чем больше будет полезных и безопасных для ребёнка дел, которыми он сможет самостоятельно себя занять, тем лучше. Конструирование, тесно связанное с другими видами продуктивной деятельности, предоставляет для этого большие потенциальные возможности.

Положительное отношение к процессу конструирования должно формироваться ещё в дошкольном возрасте. Но развитие детей с умеренной умственной отсталостью может протекать очень по- разному. Уровень психофизического развития детей не соответствует реальному возрасту. Я начала заниматься с учеником, которому было уже одиннадцать лет. Мальчик находится на надомном обучении. Практически все виды конструирования вызывали у него только негативные эмоции. При работе с данной категорией детей не приходится ждать быстрых результатов. Поэтому важно отмечать даже небольшой успех. Мы работали в тесном контакте с мамой ребенка, которая присутствовала на всех занятиях. И не просто присутствовала, а принимала самое активное участие в выполнении различных заданий, физминутках, театрализованных играх.

Достижение положительных результатов возможно только при сотрудничестве с семьёй ребенка. Конечно, присутствие на уроках родителей не обязательно. В каких-то ситуациях это может быть и вредно. Но в нашем случае, я считаю, имело только положительное значение. Это помогло наладить контакт, выработать единые требования к ребёнку.

Я пришла к выводу, что конструированием необходимо заниматься пусть понемногу, но регулярно. Можно включать небольшие задания практически на любом уроке. Например, после прочтения и обсуждения какой-нибудь сказки предлагали ребенку собрать разрезную картинку с изображением эпизода или героя сказки, построить из кубиков домик для него и т.п. По теме «Мебель» на уроке СБО (социально-бытовая ориентировка) можно выложить из геометрических фигур, палочек, конструктора различные предметы мебели. Каждый урок «Математические представления и конструирование» мы в обязательном порядке заканчивали заданием по конструированию. Очень полезно конструировать что-либо для сюжетной игры. Необходимо поощрять даже незначительные достижения ребёнка, проявление самостоятельности в изготовлении изделий.

Конечно, важно пробудить интерес ребёнка к занятиям, увлечь игрой. Но это не всегда удаётся. Иногда бывает, что ученик наотрез отказывается от какого-нибудь вида деятельности. Тогда, я думаю, необходимо спокойно и твёрдо всё-таки настаивать на своём. Привычка к дисциплине очень важна для всех. А для детей с ТМНР тем более. Ребёнок привыкает к режиму, определённым требованием к нему. Он становится спокойней и уверенней в себе.

Кубики Никитина «Сложи узор» вызывали почему-то особенно негативную реакцию. Мальчик знал основные цвета и с небольшой помощью складывал узоры и различные изображения из плоских разноцветных квадратов. Но не понимал как положить кубик, чтобы определенный цвет оказался сверху. Он не мог даже просто сложить их в коробку в любой последовательности.  Начинали с самых простых заданий. Просто положить несколько кубиков в ряд. Но занятия с кубиками были регулярными. Пусть вначале совсем непродолжительными. Постепенно научили искать грань нужного цвета, брать кубик большим и средним пальцем за боковые грани, слегка стучать указательным пальцем по верхней грани требуемого цвета, проговаривать вслух название цвета и ставить кубик в коробку этой гранью вверх. Даже самые простые конструкции обыгрывали, придумывали различные сюжеты.

Например, ряд из четырёх белых кубиков мог быть дорожкой, занесенной снегом, к дому Деда Мороза. Вспоминали недавно прочитанную сказку про снеговиков и придумывали короткий сюжет с этой белой дорожкой. Использовали подложки, которые имелись в наборе кубиков, а также изготовленные самими. Ставили кубики на них и не забывали комментировать все действия. Переворачивали коробку вместе с ребенком и удивлялись «волшебству»: получался с другой стороны новый узор. Сравнивали его с нашим. Постепенно мальчик научился складывать более сложные узоры и без помощи подложки. Затем стали использовать и двухцветные грани кубиков. Рассматривали узор. Обсуждали все цвета, на что похож и т.п. А потом ребёнку предлагалось сделать похожий, но другого цвета. Он научился (с небольшой помощью) выполнять задания не только по образцу, но и по инструкции, придумывать узоры самостоятельно.

В заключение хочу сказать, что сейчас ребёнок сам просит достать ему кубики для игры, и я расцениваю это как наше совместное, пусть небольшое, но важное достижение.

 

.  .  .