Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Aдаптация младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством техники Флюид Арт

Дата публикации: 2024-01-11 19:20:11
Статью разместил(а):
Фидык Анжела Александровна

Aдаптация младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством техники Флюид Арт

Авторы: Царицына Ирина Андреевна

и Фидык Анжела Александровна

ГБОУ Школа № 613, Санкт-Петербург

Ключевые слова: адаптация в школе, социализация младших школьников, дети с интеллектуальной недостаточностью, положительный эмоциональный настрой, техника флюид-арт.

 

«То, что ребенок умеет делать в сотрудничестве, он сумеет завтра сделать самостоятельно». Л.С.Выготский.

Исследования в области специальной психологии показывают, что проблемы в развитии познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, как правило, сопровождаются недостатками в развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Цель данной работы: Поделиться опытом внедрения  в процесс обучения одной из релаксационных техник рисования Fluid art для развития адаптационных возможностей младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 

Актуальность проблемы: Психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается нарушением его познавательной активности.  В связи с этим развитие и воспитание эмоционально-волевой сферы (уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов, тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий) детей данной категории трудно переоценить. Такие показатели эмоционального развития, как: импульсивность-рефлексивность, где оценивается склонность действовать по первому побуждению под влиянием эмоций (импульсивность), обдуманно (рефлексивность), тревожность-спокойствие, агрессивность-миролюбие, мотивация к обучению, тенденция к самостоятельности и ответственности напрямую влияют на показатели успешности обучения, дальнейшего развития и эмоционального состояния ребенка. Необходимо также отслеживать динамику этих показателей в течение года.        

Ориентировать ученика на труд, мотивировать и заинтересовать его в обучении, организовать ему комфортные условия для всестороннего развития – основная задача педагогов нашей школы.

Вспомним важные слова Л.С.Выготского: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а все искусство воспитателя сводится только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Общей целью сопровождения является интеграция «особого ребенка» в современное общество и адаптация его в социальной жизни. Для этого необходимы:

- Помощь в обучении и социализации;

- Развитие и сохранение эмоционально-волевой сферы и положительного настроя (взаимоотношения с учителями, со сверстниками, с родителями);

- Личностное развитие (мотивация, учебно-познавательный интерес);

- Обеспечение в виде образовательных программ, техническое обеспечение;        

- Внедрение и использование новых техник  релаксации и снятия стресса для сохранения стабильного эмоционального настроя школьника в процессе обучения и общения.         

В данной статье мы хотим познакомить читателя с опытом внедрения в процесс обучения одной из таких релаксационных техник рисования. Ее можно использовать как на уроках рисования, так и во время внеурочной деятельности. Эта техника называется  Fluid art (флюид арт) и переводится с иностранного языка, как искусство потока.

Fluid art - простая техника жидкого акрила для создания завораживающих эффектов, она давно уже завоевала популярность во всем мире среди разной категории людей (взрослых и детей), которые вовсе не являются художниками, но с удовольствием рисуют без кисточек и, как итог снимают стресс, отдыхают, творят, улучшают себе настроение, повышают самооценку и испытывают чувство неподдельной радости от полученного результата. Суть процесса можно понять из названия, автор наносит жидкий акрил разных цветов на основу, перемешивая их, создаёт уникальный рисунок. Для творчества не понадобятся академические знания.

Секреты успеха техники флюид арт:

  • не нужны знания и подготовка;
  • оригинальность, неповторимость, невозможно создать две одинаковые картины;
  • популярность, современность, творчество можно сделать источником заработка;
  • быстрый процесс создания картины;
  • благотворное влияние на психологическое состояние автора.

От академической техники рисования эта техника отличается отсутствием кисточек в процессе работы. Создание картины происходит спонтанно, мы не можем определить точность рисунка, пока не завершим работу и не увидим ее результат. Эта техника очень нравится детям, так как в процессе создания картины происходит эмоционально-психическая разгрузка, у ученика возникает чувство радости от полученного результата и ощущение, что он многое может, что у него «получается», возникает чувство собственной уникальности. Все это очень важно для поддержания положительного эмоционального состояния детей.

Мы решили адаптировать данную технику для работы с учениками нашей школы, результаты оказались успешными. Наши дети с удовольствием творят, но под непосредственным контролем учителя.

Цель нашей практической работы: Создание условий для развития творческого потенциала, стабилизация психических процессов и снятие напряжения;

Задачи:

- расширение границ творческого восприятия мира;

- реализация творческих способностей в реальной жизни;

- развитие уверенности в себе;

- сплочение детского коллектива.

Переходя к описанию опытной части, мы хотим повествовать (рассказать) об одном из таких волшебных уроков.

Тема урока: «Земля в иллюминаторе». Проходил урок в нашей школе среди учеников 4 класса легкой степени умственной отсталости. Урок был приурочен ко Дню космонавтики 12 апреля, поэтому мы решили написать нашу землю с высоты космического корабля, используя в качестве референса фотографию космонавтов. Сначала мы рассказывали детям о нашей планете с точки зрения ее красоты, провели исторический экскурс по теме доказательства шарообразности формы нашей планеты, необходимости соблюдения экологических принципов поведения на ней и соблюдения здоровье-сберегающих технологий. Информация доносилась детям в информационной и игровой форме. Дети играли в космонавтов. Учитель собрал подготовленную физически (проведение физкультминутки, объяснение правил поведения на корабле, объяснение, что команда – это взаимопомощь и поддержка друг друга) команду, затем приступили к написанию картины. Холст был уже заранее заготовлен учителем. На нем было изображено бездонное звездное небо. Осталось лишь нарисовать землю с ее реками, озерами, горами и другим пространством, видимым с высоты. 

Для создания шедевра в данной технике необходимы были: акриловые краски, клей ПВА, вода, холст, фартуки и резиновые  перчатки, трубочки и деревянные палочки чтобы можно было «подправить» краску.   

Для написания земли мы использовали способ «змейка», который очень понравился детям. Дальше ребята разными цветами заполняли стакан жидким акрилом и выливали ее на поверхность земли. Было интересно наблюдать, как краска ровно растекается по поверхности холста и за образованием кратеров на нашей Земле и впечатляло разнообразие цветных красок, растекающихся по поверхности холста. Чтобы форма шара была соблюдена, дети вместе всей командой и с двумя учителями держали холст и  направляли краску так, чтобы образовалась круглая форма. Задача была не из простых. Но дети справились. На месте пустого круга вдруг стараниями наших детей и учителей образовалась наша прекрасная планета. С помощью трубочки детям нужно было подуть и чуть «разогнать» краску на холсте, а палочкой проложить путь для «реки». Дети внесли последние штрихи, и заодно потренировали мелкую моторику рук и функцию дыхания. Радость, удивление и восторг – вот эмоции, которые мы наблюдали. Пожалуй, о процессе проведения урока все. Надеюсь вам было интересно.

Таким образом, детям с интеллектуальными нарушениями требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа навыков, положительно влияющих на развитие познавательной сферы. Одновременно с этим важно воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребенка в процессе проведения урока. Для этого необходимы следующие условия:

- Материал урока должен быть преподнесен в доступной (игровой) форме;

- Но самое главное – это создание ситуации успешности,  которая необходима для дальнейшего повышения успеваемости ученика. Важно подбодрить ребенка, сказать, что у него все получится, вникнуть в сферу его интересов.

В результате таких занятий  у детей появляется заинтересованность, возможность самовыразиться, обогащается словарный запас, быстрее развиваются коммуникативные  умения и навыки, возникает познавательная активность. Познание мира через  рисунок определяет готовность ребенка к жизни в обществе, мотивирует его на целенаправленные действия, а «Ощущение собственной значимости и нужности» является важнейшим фактором дальнейшего развития ребенка и его счастливого будущего наших детей.

В заключение можно добавить, что использование техники флюид-арт на уроках рисования и в процессе внеурочной деятельности является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения в развитии. Также необходимо отметить, что благоприятный психологический климат во время проведения уроков, созданный педагогами и положительный настрой детей во время занятия, положительные подкрепления в виде похвалы и помощи, в большой степени способствуют всестороннему развитию личности ученика с интеллектуальной недостаточностью и его адаптации в обществе.

 

Список литературы:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Вальдес Одрисола М.С. Интуиция, творческво и арттерапия / М.С. Вальдес Одриосола. М. 2012.

3. Выгодский Л.С. Психология искусства. М, 1997.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. 

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми СПб: Речь, 2008.

6. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007.

7. Молодцова Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа / Начальная школа, 2004.

8. Е.А.Петрова, Л.А. Нисневич. Психолого-педагогическая диагностика «карта наблюдений», стр.24.

9. Юнг Таня. Флюид-арт. Простая техника жидкого акрила для создания завораживающих картин / Таня Юнг; пер. с нем. Е. Николаевой; (науч.редактор Ю. Ованесян). М.:Манн, Иванов и Фербер, 2020.

10. Флютд-арт: создание картин в современных техниках интерьерной живописи / автор текста Е. Гаврилова. Москва: Эксмо, 2021.

 

.  .  .