Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка для 3 класса по учебному предмету "Станковая композиция"

Дата публикации: 2024-01-06 18:24:24
Статью разместил(а):
Полухина Оксана Васильевна

Методическая разработка для 3 класса по учебному предмету "Станковая композиция"

Тема: "Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей"

Автор: Полухина Оксана Васильевна

МБУ ДО "Детская художественная школа № 2", г. Балахна

 

Введение

В программе обучения по предмету «Станковая композиция» в детской художественной школе очень важное место занимает работа над сюжетными композициями с некоторым количеством персонажей.

С 1 года обучения дети осваивают построение и принципы изображения людей. Учитывая возрастные особенности обучающихся, преподаватель на протяжении двух лет просвещает, оттачивает навыки и тренирует в данном  направлении маленьких художников. Они учатся передавать характер, эмоции, настроение изображаемых людей через художественные приемы и материалы; строить различные сюжетные линии с помощью определенных композиционных решений, продумывать стили, ритмы, акценты.

К третьему году обучения ученики детской художественной школы уже имеют необходимый багаж знаний для работы над небольшой, тщательно продуманной сюжетной композицией.

Предложенное задание, на тему: Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей» осложняется именно необходимостью изображения интерьера, с которым ученики еще очень мало знакомы.

Линия горизонта и перспектива внутри помещения, архитектурные особенности здания, положение и масштаб персонажей, точка зрителя и композиционные развороты - все это область неизведанного и пугающего для детей. И тут важно напомнить, что, как бы нам не казались сложными  окружение и обстановка, все же самым главным в композиции является сюжетная линия, завязанная на персонажах.

Что может происходить внутри стен? Веселая беседа, урок, выступление, скандал, драка или тихий семейный вечерний разговор за чаем с баранками? Можно изобразить некое историческое событие (подписание договора, обсуждение королевских дел и т.д.), иллюстрацию к произведению или сцену из современной жизни ( в школе, у подруги, в гостях у бабушки). Вариаций на данную тему может быть достаточно много. Важно помнить о необходимости придерживаться темы и ограничить число действующих лиц.

Несомненно, ученикам очень понравится то разнообразие вариантов изображений и материалов их исполнения, которое позволяет выбрать данное задание. Каждый сможет найти для себя наиболее оптимальное композиционное решение и способ его исполнения в материале, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд сложность темы.

Рекомендации по ведению работы:

- Перед началом работы необходимо объяснить ученикам необходимость создания сюжетной композиции с помощью главных героев на пространстве листа.

- Дать необходимые знания по перспективному построению предметов внутри помещения, разъяснить определённые правила, показать наиболее распространенные ошибки.

- Дать ученикам возможность повторить поэтапность создания композиции и изучить работы детей прошлых лет обучения.

Тематический план занятий

· Объяснить ученикам необходимость новый материал. Напомнить некоторые термины и правила ведения работы над станковой композицией.

· Дать возможность выбрать и обдумать тему, собрать необходимый материал к заданию в интернете.

· Помочь детям правильно создать наброски и эскизы к заданной композиции. 

· Помочь ученикам перевести на большой формат и поэтапно, по правилам, написать свою работу.

Каждый урок включает в себя следующие основные части:

· Подготовка преподавателей к занятию, куда входит оборудование педагогического процесса наглядными пособиями, презентациями, методическими разработками.

· Сообщение задачи и разъяснение темы в начале занятия с показом наглядного материала, сообщение последовательности ведения работы и т.д.

· Наблюдение учителя за работой учащихся, оказание помощи учащимся, дополнительные разъяснения, как словесные, так и наглядные, с использованием подобранного  материала.

· Выборочный показ и анализ работ учащихся.

· Подведение итогов работы, выставление оценок.

· Основная часть урока – практическая работа.

Материалы для работы: Два акварельных листа формата А3 (для набросков и эскизов и основной работы), кнопки, ластик, графитный карандаш НВ, гуашь, палитра, ведро для воды, кисти «щетина» № 2,,5,10, кисти «белка» № 2,4,6.

Содержание занятий 

Вводная беседа.

Станковая композиция-важнейший предмет, сочетающий в себе элементы как «Рисунка», «Живописи», «Цветоведения», «Декоративной композиции», так и «Пленэра», «Архитектуры». Являя в себе симбиоз всех этих предметов и пройдя некую переработку в голове, станковая композиция предстает перед нами произведениями искусства через призму внутреннего мира каждого художника.

Работа над станковой композицией всегда сложна и занимает много времени. Все должно быть построено, каждая деталь продумана, композиция в целом, как говорят, « ни убавить, ни прибавить». Поэтому в начале очень важно напомнить ученикам поэтапность создания произведения по данному предмету.

При выполнении задания «Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей» самую важную роль играют предварительные наброски и эскизы. Именно в набросках решается общая композиция работы; ее сложность, ритмы, акценты, точка зрения,  положение линии горизонта, плановость, а также общее сюжетное содержание. Тут же необходимо решить какими именно материалами будет выполнена  работа.

Выбор материала зависит от необходимости  подчеркнуть индивидуальность и характер исполняемого произведения, а также от возможностей самого ученика.

Следует отметить необходимость создания нескольких набросков (от трех до пяти), совершенно разных как по композиционному, так и по сюжетному содержанию, чтобы иметь возможность выбора в последующем.

При создании эскизов целесообразно помнить важность черно-белой работы. Именно она определяет источники и интенсивность света, балансирует композицию в листе, уточняет «тяжесть» объектов с помощью тона. Если в набросках мы акцентируем внимание на конструкции и построении композиции, то в черно-белом эскизе делаем удар на материальность, объёмность композиционных моментов.

Приступая к цветным разработкам, необходимо убедиться в сбалансированности композиционных элементов, как в конструкции, так и в тоне. Цветовое содержание каждого произведения необходимо тщательно подобрать, исходя из сюжета, композиции и эмоциональной нагрузки, которую собирается вложить автор работы. Можно создавать эскизы в разных цветовых содержаниях (естественно, сохраняя тоновые соотношения), пробовать различные однотоновые, родственные, контрастные. Также поэкспериментировать с теплой или холодной гаммой. Конечно, при создании цветного эскиза, необходимо постоянно опираться на черно-белые разработки, для сохранения тонового содержания в работе.

При работе на большом формате важно очень точно копировать не только цвет, но и тон выбранного оттенка. Только при условии полного соблюдения данных правил может получится продуманная, цельная работа.

Несомненно, следует повторить некоторые термины. Правильная композиция – это распределение  масс на плоскости листа таким образом, чтобы ничего не хотелось бы ни убрать, ни добавить.

Сообщение нового материала.

Необходимо выделить три группы композиций со стороны особенностей сюжетного построения: однофигурные, двухфигурные и многофигурные. В каждой из них перед художником возникают со стороны сюжетного построения особые задачи.

Так, в многофигурных необходимо решать задачи общения (во всяком случае, между главными действующими лицами). Часто бывает, что общение между главными фигурами  выделяют в некий акцент ( или узел) композиции. Это сближает многофигурную композицию с двухфигурной. В окружающей толпе действие звучит тогда приглушенно, только как предполагаемое обстоятельство или следствие.

Организация поля картины в интересах образа решает следующие конструктивные задачи:

• выделение композиционного акцента так, чтобы обеспечить привлечение внимания, постоянное возвращение к нему;

• разделение поля таким образом, чтобы основные части разделялись друг с другом и заставляли видеть сложность целого;

• сохранение целостности общей композиции, чтобы обеспечить постоянное связывание частей с композиционным центром.  

Основные принципы построения многофигурной композиции:

1. Соблюдаем законы ограничения (не больше трех) в деталях, материале форме, цвете.

2. Выбираем характерные элементы композиции: объединяем по однородным стилю, признакам, стилю, фактуре; выявляем и подчеркиваем наиболее важную однородность; включаем в композицию контрасты, создающие в ней напряжение. 

3. Основой динамичной композиции является неравносторонний треугольник, статичной же композиции является симметрия.

4. Обеспечиваем заимосвязи между группами (и внутри их) за счет линий, пластики, а также обращения за счет одних элементов вполоборота по отношению к другим и к зрителям (это есть закон сцены).

5. Группируем большое число изображений объединениями по два-три элемента.

6. Достигаем объемности, перспективы при помощи цвета, динамики,  размеров и формы.

7. Соблюдаем оптическое равновесие за счет правильного размещения темных, тяжелых, крупных, форм относительно светлых, легких, малых.

8. Обеспечиваем свободное пространство между группами, так как при плотном сжатии теряется красота отдельных частей композиции.

Композицию могут разрушать следующие факторы:

· Одномасштабные фигуры, находящиеся на разном уровне.

· Одинаково расположенные фигуры в одних и тех же позах и на одном расстоянии друг от друга.

· Разобщенные фигуры на листе.

· Разномасштабные фигуры, у которых ноги находятся на одном уровне.

Жесты и позы в многофигурных композициях не только передают экспрессию сцен, но также помогают раскрыть ее смысл. Иногда, вытянув руку или обратив взор одного из героев своего произведения, художник раскрывает нечто скрытое до этого либо расширяет сюжет, показывает на то, что происходит уже за рамками картины. Направление взгляда, жеста часто связывает отдельные фигуры между собой, объединяет в группы или, напротив, изолирует определенного персонажа.

Передающие разнообразные оттенки чувств жесты называют эмоциональными. Некоторые из них закрепляют в устойчивые сочетания, так как такие жесты стали уже общезначимыми (бить себя в грудь; стукнуть кулаком по столу; ударить себя по лбу; повернуться спиной; пожать плечами; развести руками; указать на дверь)

Таки образом мы разобрали средства и приемы сюжетной многофигурной композиции. Пришло время вспомнить, какие виды линейной перспективы нам надо вспомнить, чтобы справиться с данным заданием.

Итак, давайте вспомним фронтальную (центральную) и угловую перспективы.

Во фронтальной перспективе мы имеем одну точку схода. В угловой - две.

Принцип построения внутреннего пространства помещения остается такой же, как и в построении параллелепипеда в натюрморте, за небольшим исключением. При построении параллелепипеда у нас есть в основном нормальная перспектива. При построении большого пространства внутри помещения (впрочем, как и снаружи) у нас задействованы как нормальная, так и обратная перспективы.

Фронтальная перспектива. Угловая перспектива. 

Линия горизонта в комнате, как и на улице, проходит на уровне глаз. Предметы мебели, которые стоят вдоль стен , то есть параллельно им, сокращаются в те же точки схода, что и линии стен. В противном случае у них будут различные точки схода.

Так же очень важно правильно определить точку зрения, откуда будет показана зрителю вся композиция. Наиболее простым решением будет поставить наиболее важные фигуры в центр композиции и, таким образом, дать возможность зрителю прямо подойти к центру сюжета. Очень много известных произведений был создано по такому принципу (Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рафаэль «Афинская школа)

Тем не менее, более сложный подход к решению композиционного вопроса (особенно в XIX веке), так сказать, «окольными путями», позволял зрителю испытывать чувство, что он сам открывает одно событие за другим в картине, доходя до главного. Именно поэтому многие мастера старательно прятали главного героя или наиболее важное событие.

Как мы уже поняли, главной точке картины совершенно не обязательно находиться в центре, так как она является проекцией нашего взгляда, и мы можем  выбрать то место, где ей быть.

Мы так же можем влиять на высоту линии горизонта. Ставить ее высоко, либо низко и, за счет этого, создавать определенные настроения и эффекты в произведении вполне в наших силах.

В парадных портретах, батальных сценах, в изображении архитектурных элементов обычно применяли низкую линию горизонта, так как именно там важно было подчеркивать монументальность и величие сюжета.

Высокий горизонт ( или взгляд сверху вниз), как  мы понимаем, даст нам совершенно противоположный эффект.

Ход работы 

Данное задание рассчитано на 32 урока по 40 мин каждый.

№ занятий

Ход работы

Кол-во часов

1

Вводная беседа.

Сообщение нового материала. Разбор схем внутреннего пространства помещений.

Повтор понятий «ритм» и «акцент» в композиции.

Анализ наглядного материала.

Задачи:

Продумать тему композиции линеарно. Определить ритм, акценты в работе.

На основе заданной темы создать 3-5 наброска. Выбрать наилучший.

По клеткам перенести набросок на формат в 2 раза больше  для создания эскизов. (2 эскиза)

 Домашнее задание: Доделать работу, начатую в классе.

4

2

Продумать тоновое содержание работы, источники света, контрастность.

На основе замысла создать черно-белый эскиз (возможно несколько вариантов) Задачи: Разобрать композицию по тону. Распределить  большие массы фигур на листе, уточнить собственные и падающие тени.

Домашнее задание: Доделать работу, начатую в классе.

4

3

На основе тонового эскиза создать цветной эскиз (можно несколько вариантов) .

Четко определить местоположение каждого оттенка. Продумать общее цветовое  решение картины, тепло-холодность, цветовые акценты.

Задачи: В соответствии с черно-белым эскизом создать цветной эскиз с подуманным цветовым содержанием.

Домашнее задание: Доделать работу, начатую в классе.

 

 

4

4      

Перенос цветного эскиза на большой формат по клеткам. Проверка композиции, добавление мелких деталей.

Задачи: Четко перенести на большой формат по клеткам эскиз.

Проверить качество переноса.

 Доработать, если требуется.

Домашнее задание:  Доделать работу, начатую в классе.

4

5

Создать намесы необходимых цветов на палитре для большого формата.

Работа цветом над крупными формами в соответствии с эскизом.

Задачи: Точно подобрать оттенки, опираясь на цветной эскиз и как можно четче перенести цветовые сочетания на большой формат.

Домашнее задание: Доделать работу, начатую в классе.

4

6

Продолжение работы на большом формате над крупными формами.

Проработка светотеневых градаций и теней.

Проверка построения и соответствия цветному эскизу.

Задачи: как можно точнее следовать цветному эскизу.

Домашнее задание:  Доделать работу, начатую в классе.

4

7

Проработка мелких деталей, вставление акцентов, проверка ритма.

Задачи: Как можно более детально проработать композицию на большом формате.

Домашнее задание:  Доделать работу, начатую в классе.

4

8

Просмотр работ. Выявление недостатков и достоинств каждой.

Исправление. Обобщение. Завершение.

Итоговый просмотр. Обсуждение. Выставление оценок.

Задачи: Акцентировать внимание учеников на недостатках и достоинствах каждой работы. Научить, как именно можно исправлять некоторые ошибки.

Домашнее задание: Доделать работу, начатую в классе.

4

 

Самостоятельная творческая деятельность учащихся.

На данном этапе ученики самостоятельно разрабатывают наброски, эскизы черно-белые и цветные и по клеткам переносят на большой формат свои произведения. Далее с максимальной точностью переносят выбранный эскиз на большой формат в цвете и тоне, дополняют работу, проверяют и выставляют на просмотр класса. 

Просмотр работ и выставление оценок.

Заключение.

Таким образом, данная методическая разработка предназначена для педагогов детских художественных школ и является ценным инструментом, дающим возможность более детально  изучить предложенную тему. Кроме этого, она позволяет правильно и последовательно научить детей вести работу над станковой композицией. Разработка содержит достаточное количество рекомендаций и подсказок, что так же будет помогать учителю при объяснении нового материала ученикам.

 

Список литературы:

1. Алексеев С.С. О колорите. - М.: Просвещение. – 1974. – 99 с.

2. Алепиаш В. Живопись акварелью. – М.: изд-во Акад. Худож. СССР, 1961.

3. Алленова Е. Живопись / Е. Алленова. – М.: СЛОВО. – 2001. - 200 с.

4. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение. – 1971. – 210 с.

5. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М.: Просвещение. – 1977. – 170 с.

6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок Живопись. Композиция. – М.: Просвещение. 1981. – 239 с., ил.

7. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник. – 1964. – 76 с.

9. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Бесчастнов и др. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 223 с., 32 с ил.

10. Бесчастнов С.Н. Живопись: учебное пособие / С.Н. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС. – 2004 .– 270 с. ил.

11. Винер А.В., Лактионов И.А. Техника советской портретной живописи. – М.: Профиздат, 1961.

12. Гринчку Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие / Ю.Я. Гринчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.:ил. 15. Живопись: Практ. Рук-во для начинающих и самодеят. Худож. – М.: иск-во, 1961

 

.  .  .