Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие познавательных УУД младших школьников с РАС в процессе анализа художественного произведения

Дата публикации: 2023-11-23 19:58:50
Статью разместил(а):
Крамаренко Альбина Сергеевна

Развитие познавательных УУД младших школьников с РАС в процессе анализа художественного произведения на уроках литературного чтения

Авторы: Крамаренко Альбина Сергеевна

и Климова Анастасия Юрьевна

МБОУ "СОШ № 43", Белгород

 

Аннотация: Статья содержит материал, который поможет специалистам, работающим с детьми РАС развить познавательные УУД на уроках литературного чтения, создав для этого специальные условия.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, универсальные учебные действия, познавательные УУД, дидактические игры.

 

Задача современной начальной школы – развивать ребенка как неповторимую индивидуальность, формировать у него творческий потенциал, стремление к познавательной деятельности. Особенно важна эта задача в развитии детей с расстройствами аутистического спектра. Уровень развития учебно-познавательной компетентности напрямую зависит от характера познавательных универсальных учебных действий учащихся. Овладение учащимися универсальн ыми учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

УУД принято классифицировать на четыре группы, при этом одним из типов универсальных учебных действий являются познавательные, которые и стали предметом изучения в данной работе.

Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника с расстройством аутистического спектра. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников с РАС на уроках литературного чтения является одной из важных проблем стандарта второго поколения. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. В настоящее время интерес детей к чтению угасает, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения.

У детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать их. Дети с РАС, как правило очень отвлекаемы. Их внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд. Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение таких детей стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они как бы не видят и не слышат учителя, на уроке они могут быть заняты своими играми. Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, или испуг и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий. Такие дети с трудом приспосабливаются к переменам (новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка).

Главной задачей учителя является обучить ребенка смысловому чтению и как осмысление цели чтения вызвать интерес к нему. Проблема формирования познавательных учебных действий у школьников с РАС - является острой на сегодняшний день.

В широком смысле понятие универсальных учебных действий подразумевает процесс саморазвития и самосовершенствования при помощи сознательного и активного усвоения личностью нового социального опыта. В более узком смысле под универсальными учебными действиями понимают совокупность действий учащихся, направленных на их социальную компетентность, культурную идентичность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей. Как отмечают психологи, в случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода. Необходимо активизировать познавательную деятельность данной категории детей. Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. В ходе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять определённые действия. Игра ставит их в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, воля, характер.

Примеры дидактических игр для детей с РАС для уроков литературного чтения:

1. Игра «День и ночь».

Правила игры: Педагог (родитель) поднимает изображение солнца и включает веселую музыку и шагает по комнате, сопровождая словами «Ваня, посмотри солнышко, мы гуляем. Как хорошо. Весело». Далее меняем изображение солнца на луну и включаем спокойную музыку и комментируем словами «Ночь пришла. Дети спят. Мы тоже, Ваня, спим». Присесть на корточки с закрытыми глазами. Проигрываем игру несколько раз. Игра подходит для сопровождения уроков по сказкам и стихотворениям.

2. Игра «Радужный круг».

Правила игры: Ребенку предлагаем рассмотреть цветной круг, определить и назвать цвета. Познакомить с прищепками, умение открывать и закрывать. Соотносить цветную часть картона и прикрепить прищепку соответствующего цвета. Можно использовать на этапе рефлексии, или учиться высказывать свое мнение с помощью этого круга.

3. Игра «Лесные гостинцы».

Правила игры: знакомим ребенка с животными леса на примере сюжетной картинки, показываем их вид питания. Далее раздаем каждому животному свой корм. После объяснения складываем все припасы в общую корзину. Педагог спрашивает: «Что ест белка?». На данный вопрос ребенок должен выдать из корзины соответствующий корм для белки. Можно задать вопрос «Сколько грибочков?» (ответ «один», «много»).

Другим способом развития познавательной активности детей с РАС является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Особенно актуальна она для детей с нарушением интеллектуального развития. Применение данной технологии дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС. Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.

Внедрение информационных технологий при обучении детей с расстройствами аутистического спектра прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний. Дети с РАС иногда отказываются работать с учебником, но могут выбрать правильный ответ на компьютере, это обеспечивает взаимодействие, обратную связь ученика с учителем. При повторении или закреплении пройденного используются тесты, которые учитывают индивидуальные особенности обучающегося, его возможности. Умение осознанно совершать выбор из 2-3 вариантов ответов является свидетельством достижений ученика.

Можно подвести итог. При организации учебного процесса, и для развития познавательных УУД, мы используем специальные приёмы работы:

- Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.

- Усвоение чёткого и стабильного плана этапов урока, что создаёт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребёнка.

- Создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде. Ребёнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдёт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.

- Четкость и краткость временных инструкций. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми деталь», «Положи ножницы» и т.д., тогда они будут доступны ребёнку.

- Акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребёнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся мультфильмы…...

- Развитие сенсорно-речевого восприятия. Если есть такая возможность, то предметы, о которых идёт речь на уроке необходимо осмотреть, ощупать, назвать, что способствует лучшему усвоению учебного материала. При этом всегда помним, что сенсорная перегрузка может привести к срывам.

- Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучении приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

- Снятие статического напряжения, через физические упражнения и смену видов деятельности. Физические упражнения поднимают общую активность ребенка и снимают его патологическое напряжение.

 

Используемая литература:

1. Методические рекомендации для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра / А.А. Бучек, И.В. Возняк, О.П. Нагель. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 134 с.

2. Игры с аутичным ребенком / Е.Я. Янушко – 56 с.

3. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. – 2017.

 

.  .  .