Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики в работе со школьниками с ОВЗ

Дата публикации: 2023-11-18 17:19:58
Статью разместил(а):
Велигодская Анна Константиновна

Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Автор: Велигодская Анна Константиновна

ГБОУ "Школа 18 Центрального района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.

Ключевые слова: развитие мелкой моторики, дети с интеллектуальными нарушениями, система игр и упражнений.

 

Развитие навыков мелкой моторики полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Движения руки всегда были связаны с речью. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка. Снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности.

Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами.

Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности умственно отсталых детей. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр не только способствуют совершенствованию тонкокоординированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.

Своевременная работа по развитию мелкой моторики становится катализатором успешного социального развития детей с умеренной умственной отсталостью.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными.

Игры и упражнения даются последовательно с учётом степени возрастания сложности. От ребёнка не требуется безошибочное выполнение, поощряется аккуратность, старание, правильность выполнения заданий. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной цели. Использование данной системы игр и упражнений предполагает гибкость. Игры и упражнения проводятся 3-4 раза в неделю в перерывах между уроками. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от структур нарушения у конкретного ребёнка. Концентрическое построение содержания позволяет повторять материал.

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включается в отношения с социумом, происходит развитие психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

- Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие умения производить точные и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.

- Совершенствование хватательных движений, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью, пинцетный, трехпальцевый захват.

- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

- Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Методы обучения:

1. Показ действий.

2. Действия руками ребёнка.

3. Самостоятельные действия ребёнка.

Система коррекционно-развивающей работы включает в себя следующие разделы:

- Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр

- игры с песком

- лепка

- аппликация

- изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

- графические упражнения

игры и действия с предметами.

В разделе «Забавы для пальчиков» дети знакомятся с комплексами пальчиковой гимнастику, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Кроме того, для общего развития и активизации речевых центров мозга используются игры с элементами массажами с помощью специально подобранные предметы-массажеры. В процессе игр в пальчиковый театр воспитанники отражают ситуации знакомых сказок, изображают игровые действия, которые способствует развитию мелкой моторики. С помощью данных игр вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Игры с песком» дети знакомятся со свойствами песка, который позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.

В разделе «Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками» дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.

В разделе «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.

В разделе «Игры и действия с предметами» подобраны игры, которые оказывают влияние на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений ( используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре).

Результатом работы должно стать:

- Активизация подвижности рук детей с умеренной умственной отсталостью.

- Овладение разными видами трудовой деятельности.

Первый год обучения.

«Забавы для пальчиков».

Знакомство с ладонью, выполнение простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Статические игры с пальчиками сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук, «театр двух рук» (разыгрывание небольших сценок: пересказывание текста с одновременным показом руками) Пальчиковый театр на основе малых форм фольклора, небольших рассказов.

Игры с песком.

Знакомство со свойствами песками (влажный-сухой, сыпучий). Игры с песком:

«Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками, отпечатки ладоней, кулачков, скользим ладонями по поверхности песка «Гора из песка» (загребание песка ладонями).

«Разжимаем кулачок - высыпается песок» (набрать в песок в кулачок, а затем разжать руку).

«Перетри песок» (перетирать песок между ладонями).

«Отпечатки наших рук» (внутренняя и внешняя стороны ладоней)

«Рисуем кружки» (выполнять круговые движения руками по поверхности песка) «Рисуем пальчиками» (вместе с взрослым, по подражанию)

«Дорожки», «Ленточки», «Ручейки» (рисование палочкой на песке) «Печем куличики» (используем формочки разной величины).

«Что спрятано в песке» (отыскать зарытые в песке разные фигурки) «Угадай, что зарыто в песке»(определить на ощупь знакомый предмет) дорожки и узоры из песка (насыпание песка на цветную бумагу, рисование узоров из песка с помощью бумажного кулечка).

Лепка.

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы раскатывание глины. Пластилина под углом, раскатывание и соединение различных форм, скатывание и вдавливание пальцем. Соединение нескольких частей в один образ. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация.

Знакомство свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, наклеивание готовых форм. Техника безопасности при работе с бумагой и клеем.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками.

Знакомство с техникой рисования пальчиками и ладошками, дорисовывания определенного образа. Приемы нанесения точек на всю поверхность бумаги (ритм и равномерность).

Графические упражнения.

Графические игры: изображение точек, прямых и кривых линий, кругов и овалов (ниточки, дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, раскрасками.

Игры и действия с предметами.

Игры с пирамидками, кубиками, нанизывание бус, игры с прищепками, игры с бумагой, игры на развитие тактильных ощущений («Узнай на ощупь») застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок; завязывание и развязывание лент; переборка круп; составление разрезных картинок, работа с мозаикой и строительными материалами.

К концу первого года обучения дети должны знать:

⮚ свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

⮚ свойства песка (влажный-сухой, сыпучий)

⮚ свойства природного материала (шишки «колючие»,желуди гладкие) ⮚ основные правила склеивания;

должны уметь:

⮚ выполнять движения пальцами по подражания

⮚ правильно держать карандаша, ручку ⮚ ориентироваться в пространстве листа

⮚ применять простейшие приемы лепки (раскатывание, расплющивание, скручивание по спирали)

⮚ пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

⮚ изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

⮚ работать с трафаретами;

⮚ выполнять простейшие постройки по подражанию

⮚ застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

⮚ завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

Второй год обучения.

«Забавы для пальчиков»

Динамические упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота), растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; самомассаж кистей рук с помощью различных массажеров: массажные мячики, шишки, карандаши, «театр двух рук» и «театр пантомимы» (двигательная активность).

Игры с песком.

«Дорожки ладошками» (проводить по песку внешней и внутренней сторонами ладоней) «Набери песок в кулачок, а потом разожми».

«Мельница» (перетирать песок между ладошками) «Пересыпаем песок из ладошки в ладошку».

«Щепотка песка» (набирать поочередно пальцами правой и левой руки щепотку песка, а затем высыпать в песочницу).

«Следы на песке» (создать следы отпечатками ладоней, кулачков) «Сделаем лунки» (создать пальцами лунки на песке).

«Волнистые дорожки» (выполнять ладонями зигзагообразные движения).

Лепка.

Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение, защипывание краев («блюдце», «миска») ,приемы пластилиновой графики.

Лепка из пластилина, глины, соленого теста комбинированным и конструктивным (от частей к целому) способами. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация.

Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет). Вырезание полосок ножницами с помощью взрослого. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками.

Рисование в технике печатания ладошкой и пальчиками, приемы смешивания разных красок кистью прямо на ладошке.

Графические упражнения.

Ритмические игры с карандашом и бумагой: изображение спиралей, ломанных и волнистых линий (дорисуй, обведи по контуру, продолжи). Выполнение простой горизонтальной и вертикальной штриховки, работа с трафаретами, раскрасками.

Игры и действия с предметами.

Нанизывание бус и пуговиц; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и конструкторами; игры с кубиками, складывание пирамидок, матрешек, закручивание-раскручивание крышек, болтиков, завязывание – развязывание шнурков, узелков; выкладывание узоров с помощью счетных палочек или ниток; наматывание ниток на катушку; работа со шнурками; работа с прищепками, игры с предметами разной фактуры;

игры на развитие тактильной памяти «Чудесный мешочек», «Чувствительные пальцы», игры в пазлы, разрезные картинки из 5 частей.

К концу второго года обучения дети должны знать:

⮚ виды аппликаций (предметная, сюжетная, орнаментная,);

⮚ понятие «шаблон»;

⮚ характерные особенности аппликации в технике “вырывание”; ⮚ виды штриховки (простая и комбинированная);

должны уметь:

⮚ сопровождать движения проговариванием коротких стихов, потешек;

⮚ изготавливать поделки в технике «аппликация», по образцу;

⮚ пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали;

⮚ применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

⮚ выполнять аппликации в технике «вырывание»;

⮚ выполнять работу в технике пластилиновой графики ⮚ выполнять шнуровку.

Третий год обучения.

Забавы для пальцев.

Координационные упражнения (движения производятся одновременно двумя руками), сгибание и разгибание пальцы поочерёдно правой и левой рукой; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; выполнение фигур из пальцев, «мудры», массаж кистей рук, использование массажных мячей и других предметов-массажеров, сминание поролоновых губок, «театр двух рук» и «театр пантомимы» (двигательная активность).

Игры с песком.

«Погружение в песок» (опустить руки глубоко в песок, зарыть их).

«Зачерпни песок и пропусти между пальцев».

«Скользим по песку» (круговые, зигзагообразные движения) «Пианино» («поиграть » по поверхности песка, как на клавиатуре).

«Узоры на песке»(дети тонкой струйкой сыплют песок из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры) «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (используются разные формочки и материал: влажный и сухой песок).

«Разные отпечатки» (отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка).

Лепка.

Деление большого куска материала на равные и неравные части; лепка из пластилина, глины и цветного теста основных форм (шар, цилиндр, куб, диск); лепка полой формы, выкладывание пластилиновыми жгутиками по контуру рисунка,

комбинирование различных форм в изделии; способы декорирования изделий. Пластилиновая графика. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация.

Освоение техники силуэтного вырезывания, техника обрывания для создания мозаичной аппликации. Аппликация по типу разрезной картинки – путем составления целого из фрагментов Аппликация с использованием комочков бумаги для придания объема. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками.

Техника печатания ладошкой с сомкнутыми пальцами, кулачками, приемы примакивания пальчиками.

Графические упражнения.

Построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры: изображение дугообразной, петлевидной линий (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами, раскрасками.

Игры и действия с предметами.

Игры с прищепками, природным и бросовым материалом ( «собираем грибы» - собрать «грибочки» (кусочки поролона в корзину), нанизывание бус, игры с пуговицами, складывание пирамидок и матрешек; составление разрезных картинок из 6-8 частей, конструирование из счетных палочек, игры с предметами разной фактуры, шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и конструктором, игры на развитие тактильной памяти тактильной памяти «Чудесный мешочек».

К концу третьего года обучения дети должны знать:

⮚ понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

⮚ характерные особенности аппликации в технике “комочки”;

⮚ способы декорирования изделий (прорисовка, окантовка, вдавливание);

должны уметь:

⮚ воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

⮚ выполнять свободные дугообразные и кругообразные движения рукой, обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам;

⮚ воссоздавать образ из разрезных картинок;

⮚ конструировать из палочек по образцу;

⮚ вырезать детали по контуру;

⮚ воссоздавать предметные вырубные картинки по типу puzzle;

⮚ лепить шар, цилиндр, диск, куб;

⮚ строить фигуры, рисунки по координатам точек;

Четвертый год обучения.

«Забавы для пальчиков».

Выполнение фигур из пальцев, упражнения для пальцев без речевого сопровождения: сжимание – разжимание пальцев обеих рук вместе и поочерёдно, кулачков; разминка согнутых пальцев, подушечек пальцев; упражнения для ладоней; пальчиковые упражнения с речевым сопровождением, массаж кистей рук, использование массажных мячиков, валиков, рукавичек, перекатываниешишек, желудей, перебирание карандашей, сминание поролоновых губок; пальчиковый театр по изученным произведения художественной литературы; использование элементов кинезиологической гимнастики.

Игры с песком.

«Пальчики путешествуют» («пройтись» по песку отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после-одновременно: сначала только указательным, потом-средним, затем - безымянным, большим, мизинцем).

«Рука моя, рука твоя» «Каждой руке - своё дело …».

«Мина» (откапываем игрушку- «мину», не дотрагиваясь до неё, по открывающимся частям предмета надо догадаться, что закопано).

«Идем по маршруту» («пройтись» ладошками по проложенным трассам) «Рисуем ребром ладони».

«Загадочные следы» (группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять).

«Ладони на песке » (ладони лежат на поверхности песка, на счёт раз-пальцы врозь, на счёт два-вместе).

Лепка.

Лепка с натуры, по образцу. Использование приемов “вытягивание” и «прищипывание». Передача перехода одной формы в другую, путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема. Дополнение изделия деталями, усиливающими образ (природный материал, пробки и т.д.), роспись готовых изделий.

Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками.

Печатания и рисования пальчиками, создание различных образов с помощью печатания ладошками.

Аппликация.

Аппликация из различных материалов (ткань, бумага, природный материал), особенности работы с этими материалами, изготовление мозаики, используя для этого технику аппликации. Предметная аппликация из частей по типу разрезной картинки. Составление по образцу узора в круге, квадрате, полосе, осуществление переноса симметричного узора с одной стороны на другую.

Техника многослойного вырезывания. Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем.

Графические упражнения.

Построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, круговыми линиями, петлями, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу «Продолжи ряд», «Продолжи узор», «Нарисуй такую же фигуру»), лабиринты, работа с трафаретами, раскрасками.

Игры и действия с предметами.

Различные виды шнуровки; игры с пуговицами, игры с прищепками, природным и бросовым материалом (« вылови из воды» - выловить из воды все предметы с помощью ложки, «открой и закрой»- предложить открыть баночки разного размера, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки), конструирование из счетных палочек, складывание матрешек, пирамидок, пазлов, составление разрезных картинок из 8- 12 частей и кубиков сортировка круп; работа с мозаикой и конструкторами игры с предметами разной фактуры, тактильные дощечки, мешочки с разными видами круп; игры на развитие тактильной памяти «Чудесный мешочек».

К концу четвертого этапа обучения дети должны знать:

⮚ характерные особенности бумаги, ткани;

⮚ способы декорирования изделий деталями, усиливающими образ;

должны уметь:

⮚ применять технику многослойного вырезывания;

⮚ выстраивать узоры, фигуры по клеточкам;

⮚ конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции;

⮚ воссоздавать целостный образ из разрезных картинок, кубиков;

⮚ воссоздавать сюжетные картинки по типу puzzle;

⮚ применять приемы лепки: вытягивание, прищипывание;

⮚ отображать в лепке основные свойства объектов (форму, соотношение частей).

⮚ декорировать изделия деталями, усиливающими образ (природные материалы, вторичное сырье, роспись);

⮚ выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы).

Методическое обеспечение.

Материалы: различные виды бумаги, различные виды ткани, картон, соленое тесто (соль, мука), пластилин, глина, природные материалы, клей ПВА, пуговицы.

Оборудование: крупа, счетные палочки, ящик для песка, миниатюрные игрушки, ленты, шнурки, конструкторы, шаблоны, массажные мячи, различные массажеры для рук.

Инструменты: ножницы, кисточки, карандаши, фломастеры, краски, трафареты.

Дидактические пособия: игрушки, мозаика, конструктор, набор геометрических тел, образцы штриховок.

Дидактические материалы: детская художественная литература, тексты потешек для пальчиковой гимнастики, образцы графических упражнений (игры, лабиринты, рисунки), диагностические задания.

 

.  .  .