Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие растений"

Дата публикации: 2023-10-30 17:56:05
Статью разместил(а):
Мифтахова Ирина Владимировна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие растений"

Автор: Мифтахова Ирина Владимировна

МБОУ "Гимназия № 11 г. Лениногорска", РТ

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: различать растения каждой группы, выделять их признаки.

Метапредметные:

· Познавательные умения -  определять роль растений для жизни на Земле.

· Регулятивные умения - выполнять задание в соответствии с целью;  выполнять учебное действие в соответствии с планом;  проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания; различать растения каждой группы, выделять их признаки,  проводить самопроверку учебного задания.

· Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

· Коммуникативные умения:  строить понятные для партнёра высказывания;  учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;  формулировать собственное высказывание, используя термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные умения:

· проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к растениям; позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы;

· развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

· формировать уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Средства обучения: учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса, компьютер, экран, проектор, таблица с карточками «Разнообразие растений», карточки «кластеры» для мини-проекта в группе; демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений; атлас-определитель, рисунок – схема дерева.

Основные:

· А.А. Плешаков.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.:Просвещение, 2016, Ч1.

· А.А. Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь № 1. М.: Просвещение, 2020. (УМК «Школа России»).

Дополнительные: презентация к уроку, наглядно-дидактический материал.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, игровые технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностные технологии (ситуация успеха), технологии деятельностного метода (проблемное обучение).

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока 

Деятельность педагога 

Деятельность учащихся 

Организационный момент.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивировать к учебной деятельности.

Ужасно интересно всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем и мир большой познаем!

Возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, настроимся на хорошую работу и отправимся познавать окружающий нас мир.

Я желаю всем нам хорошего урока.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу.

Осуществляют самооценку готовности к уроку, положительно настраиваются на работу 

Проверка домашнего задания

Цель: поддержать инициативу и активность в стремлении выполнять развивающие домашние задания, любознательность к окружающему миру.

1. Вспомним прошлый урок и ответим на небольшой тест по теме « Почва»

2. Фронтальный опрос:

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как образуется почва?

— Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

Расширяет систему проверки  домашнего задания.

Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва».

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников.

Цель: организовать учащихся к открытию нового знания, показать многообразие растений.

Ребята закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись.

Подумайте, где можно услышать эти звуки?

Что нас там окружает?

О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о растениях)

Тема урока: «Мир растений».

Что вы уже знаете о растениях?

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.

В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.

Какую цель перед собой поставим? (расширить знания о многообразии растений)

Чтобы достичь цели какие задачи поставим? А что вы хотели бы еще узнать о растениях?

- выделить группы растений

- узнать отличительные признаки каждой группы

- познакомиться с представителями каждой группы

- выявить удивительные факты из жизни растений.

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше. 

Включает звук шума листвы и голосов птиц. Осуществляет выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

определяет границы знания и незнания;

активизирует знания учащихся;

Идет показ слайдов.

подготавливает обучающихся к усвоению новых знаний на основе систематизации их жизненного опыта; создаёт проблемную ситуацию для подведения к теме урока; показывает учащимся всё многообразие растений;

включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организует снятие напряжения и усталости.

Дети высказывают свои предположения.

(в лесу, в природе)

Дети высказывают свои мнения о растениях.

(они относятся к живой природе, делятся на деревья, кустарники и травы)

Изучить эти группы растений.

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях.

Выполняют упражнения. 

Изучение новых знаний.

Цель: формирование представлений о разнообразии растительного мира;

- знакомство с отличительными признаками основных групп растений.

Откройте учебники на с. 70.

Наука, которая изучает растения, называется ботаника.

Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп.

Что такое группа растений?

Словарик:

Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.

Приём «Составление кластера»

Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 70-71, я вам предлагаю в группах заполнить кластер.

Кластер Разнообразие растений  

мхи

папоротники

Ховые

водоросли

Давайте проверим себя, можем ли мы назвать представителей каждой группы?

Как вы думаете, по каким критериям эти растения поделены на группы?

Давайте вспомним, что есть у всех растений, которые мы изучали ранее.

Части растения: Корень

Стебель

Лист

Цветок 

Показ слайдов.

Знакомство с новой классификацией растений, которую надо заполнить.

Использует проектно-исследовательский метод.

Учит детей ставить перед собой задачи и решать их в течении урока. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Организует практическую исследовательскую работу по изучению групп растений в группах, используя метод сотрудничества. Распределяет детей лидеров в каждую группу.

Раздаёт по группам растения: календула, бархатцы, мак.

Помогает детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Организует работу по учебнику, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Учит детей анализу, синтезу, классификации  

Высказывают свои предположения.

Введение в словарный обиход термина "группа растений".

Заполняют кластер на предложенных карточках.

Учатся работать по учебнику и выполнять инструкции учителя.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов,

формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Плод с семенами

Какие части растения вы знаете?

Давайте изучим растения по этим критериям.

2.Исследовательская работа. (Работа в группе)

- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?

Мы будем работать группами.

1-я группа: Что такое водоросли?

2-я группа: Что такое мхи?

3-я группа: Что такое папоротники?

4-я группа: Что такое хвойные растения?

5-я группа: Что такое цветковые растения?

На столах у вас лежат иллюстрации, гербарий представителей растений этой группы, учебники, книги о данной группе растений и таблица,

Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? (Слайд)

Инструкция:

1. Прочитай информацию на листе.

2. Познакомься с информацией в книгах .

3. Рассмотри гербарии, иллюстрации.

4. Заполнить таблицу, отметив + или -

Какие части имеют представители этой группы.

Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы гербария и приготовить выступление от группы.

Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить.

Какие задачи будете решать, работая в группе?

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Музыкальная физминутка.

информации, поощряет стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Учит находить нужную информацию в учебнике;

сравнивать предметы, объекты на основе существенных признаков, используя информационные технологии.

Использует исследовательские методы обучения

Ориентирует детей на собственные наблюдения

Организует учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Использует метод релаксации, снимает эмоциональное и физическое напряжение. 

Участвуют в практической исследовательской работе по изучению групп растений;

анализируют растения, распределяют их по группам

Заполняют первый столбик таблицы.

Выполняют исследования,

Руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за растениями.

Формулируют выводы

наблюдений, записывают

выводы в соответствующие строчки своих карт. 

Первичная проверка понимания изученного.

Цель: организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

Остановимся на каждой группе подробнее.

Водоросли.

Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней.

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,

Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.

Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

Какие особенности жизнедеятельности вы определили у водорослей?

В чём особенность строения водорослей?

Мхи.

Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней.

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,

Всегда на влажной почве мой родственник растет.

Он может быть зеленым или почти седым,

Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.

В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,

Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

-Какие особенности жизнедеятельности вы определили у мхов?

-В чём особенность строения мхов?

Папоротники.

Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.

Люблю я тоже влагу.

В тени, в лесной глуши,

Мои резные листья, конечно, хороши.

Но я горжусь не ими!

Наш очень древний род

Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Какие особенности жизнедеятельности вы определили у папоротников?

В чём особенность строения папоротников?

Хвойные растения.

Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки.

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.

Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.

Листья наши очень колки, называются иголки,

И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

Какие особенности жизнедеятельности вы определили у хвойных растений?

В чём особенность строения хвойных растений?

Цветковые растения.

Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.

Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами,

Мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и в поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю,

Нас узнаете везде.

Какие особенности жизнедеятельности вы определили у цветковых растений?

В чём особенность строения цветковых растений?

Игра «Да, нет».

Я буду говорить предложения. Если вы со мной согласны, то хлопайте в ладоши и говорите: «Да». Если не согласны, то топайте ножками и говорите: «Нет».

Мхи растут во влажных местах.

У водорослей есть листья.

Цветы имеют корни.

Семена есть у каждого растения.

Хвойные растения- вечнозеленые.

Организует выступление представителя каждой группы.

Оказание необходимой помощи выступающему. Контроль правильности сообщения. После выполнения мини-проекта на доске составляется таблица из 5 частей (по 1 строке от каждой группы).

Тренирует навыки использования нового содержания, совместно с ранее изученным. Формулирует задание, создает эмоциональный настрой 

Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.

Жители воды.

У них нет ни корня, ни стебля, ни листьев, ни цветов, ни плодов.

Жители влажных мест.

У них нет корня, но есть стебель и листья, цветов и плодов нет.

Имеют красивые листья, похожие на перья.

У них есть корень, стебель и листья, не бывает цветов и плодов.

Они вечнозелёные.

У них есть корень, стебель, а вместо листьев – хвоинки, на месте плодов шишки с семенами.

Очень разнообразны.

У них есть корень, стебель, листья цветы и плоды.

Дети играют, одновременно отдыхают

Применение новых знаний, обобщение и систематизация.

Цель: учиться различать группы растений по их

Существенным признакам, закрепить усвоенные новые знания и способы действия на уровне применения в измененной ситуации.

Что удивило вас?

Сравним представителей группы. (Проверка.)

Чем похожи водоросли, мхи и папоротники?

Как вы это узнали, ведь в учебнике этого нет? (в атласе-определителе)

У каких растений нет корня?

Что общего у хвойных и травянистых растений?

Чем отличаются?

Где растут водоросли?

Где можно встретить мхи?

Как узнать папоротники?

Растения какой из групп наиболее разнообразны?

Прочитайте с.72.

В какой группе растений больше всего видов? Меньше всего видов?

Закрепляет  изученное и применяет на практике полученные знания; выявляет причины ошибок и намечает пути коррекции.

(На доске заполненная таблица всех групп растений)

Таблица «Разнообразие растений».

СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА

Водоросли ( имеют только споры)

мхи (имеют стебли и листья)

папоротники (имеют стебли, листья и корни)

хвойные (имеют стебли, хвою и корни)

 цветковые (имеют стебли, листья, цветы, корни, плоды и семена)

 

Применяют знания, умения, навыки при творческом оформлении задания;

приобретают практические навыки; расширяют познания о частях растений

Систематизируют и обобщают знания.

Нет семян, размножаются спорами.

У водорослей и мхов.

Корень, стебель

В воде.

Во влажных местах.

По красивым листьям,

похожим на перья.

Цветковые растения

Расцветкой цветков,

формой листьев, стебля.

Контроль и самоконтроль, коррекция.

Цель: организовать  самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

Выполним задание в тетради на с.39 № 1,2.

Организует самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий, применяя знания в новой ситуации; устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляет пробелы, неверные представления и их корректирует; организует  самопроверку учащимися своих решений по эталону. 

Пронумеровывают рисунки с изображением мхов, водорослей и т.д. по ходу выступления учащихся, отвечают на вопрос, записанный в задании 2.

Проявляют интерес к заданию. 

Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

А теперь давайте вспомним, какие задачи мы ставили на урок?

На какие группы можно разделить все растения?

Так на какие же группы делятся все растения?

Узнать отличительные признаки каждой группы растений? Узнали? (да)

Так на что же надо обращать внимание, чтобы правильно определить к какой группе относится растение?

Какие факты из жизни растений вас удивили?

Молодцы!

Закончите предложения:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Теперь я могу…

Я похвалил бы себя…

После урока мне захотелось…

Оцените свою работу на уроке.

Если у вас отличное настроение, хорошо поработали на уроке, можете оказать помощь одноклассникам, то возьмите красный магнит и прикрепите его на наше Дерево успеха. Это красные спелые яблоки. А если вам, что-то было непонятно, то –зеленый магнит. Не расстраивайтесь, ваше яблочко обязательно созреет.

Задания на дом:

Прочитайте рассказ М. Скребцова «Хвойный лес. Солнечное дерево», чтобы ответить на вопрос: о каком растении говорится в рассказе?

Написать синквейн  о разнообразии растений.

Сделать свой собственный гербарий о растениях.

Выберите задание по душе.

Все задания хороши, выбирай на вкус!

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; фиксирует новое содержание, изученное на уроке;

организует рефлексию и самооценку учащихся, используя приём «Незаконченное предложение»;

анализирует и оценивает успешность достижения цели, используя приём «Дерево успеха».

Рекомендует задания на дом по желанию, используя технологию уровневой дифференциации.

проверяет понимание выполнения домашнего задания, обсуждает возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся;

формирует заинтересованность процессом познания. 

Концентрируют внимание.

Отвечают на вопросы.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения.

На строение растения. На корни, стебли, листья, цветы с плодами.

Систематизируют и обобщают знания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Перерабатывают полученную информацию.

Проявляют интерес к заданию.

.  .  .