Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Комплекс занятий "Азбука города" для обучающихся с ОВЗ для занятий в группе продленного дня

Дата публикации: 2023-09-18 21:47:14
Статью разместил(а):
Ананьева Ирина Николаевна

Комплекс занятий "Азбука города" для обучающихся с ОВЗ для занятий в группе продленного дня

Автор: Ананьева Ирина Николаевна

ГБОУ "Школа № 584 "Озерки" Выборгского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье представлен комплекс занятий по правилам дорожного движения для работы в группе продленного дня с обучающимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: комплекс занятий, правила дорожного движения, учащиеся с ОВЗ.

 

В системе обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное значение имеет обучение Правилам дорожного движения. В комплексе с другими учебными занятиями они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребёнка: влияют на его интеллекутальную, эмоциональную и двигательную сферы.

На занятиях учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила дорожного движения; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на велосипеде, кататься на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусов, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы научить обучающихся основам Правил дорожного движения (что, несомненно, важно), но и сформировать кругозор, развивать наблюдательность, воспитать дисциплинированность, как общее свойство личности, которое учащийся может перенести на другие сферы жизни.

Подавляющее большинство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенно младших классов, любят игру, как форму деятельности. Поэтому, рекомендуется активно использовать  игровые технологии, личностно – ориентированные технологии, практические занятия (в городках безопасности), проводить конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил ПДД. Для закрепления материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.

Цель занятия: дать основные представления о ПДД, как средство адаптации на улицах города.

Задачи занятия:

Обучающие:

- Знакомить с ПДД;

- Дать основные понятия связанные с ПДД (светофор, транспорт, пешеходный переход  и т.п.);

- Формировать умения и навыки безопасного передвижения по улицам города.

Развивающие:

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать кругозор и наблюдательность;

- Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

- Формировать уважение к закону дорог и улиц;

- Формировать дисциплинированность.

Форма и режим занятий: занятия групповые. В группе 7-10 человек. Возраст 7-10 лет (1-4класс, начальная школа)

Комплекс занятий  логично построен по принципу от простого к сложному, полно раскрывает содержание тем занятий.

Сентябрь 

Занятие № 1. Тема: «Мы идем в школу».

Содержание: вводная беседа, чтение стихотворения «Я иду в школу», наиболее безопасный путь школьника от дома до школы, обсуждение маршрута, игра «Шагомеры».

Оснащение: листы бумаги А-4, цветные карандаши, картинки.

Занятие № 2. Тема: «Наша улица».

Содержание: вводная беседа, разгадывание загадок, чтение стихотворения «Моя улица», игра «Кто больше знает о своей улице?, игра «Назови букву, с которой начинается название улицы на которой ты живешь».

Оснащение: картинки с изображением улиц, буквы, журнал с  загадками.

Занятие № 3. Тема: «Правила поведения на улице».

Содержание: вводная беседа, чтение х/л «Моя улица», отгадывание загадок.

Оснащение: иллюстрации, отрывки из литературных произведений, разрезные картинки.

Занятие № 4. Тема: «Где можно играть?».

Содержание: вводная беседа, чтение стихотворения, игра «Внимание дорога!»

Оснащение: картинки с изображением места для игр, загадки, игровое упражнение «Самокат», макет автомобиля.

Занятие № 5. Тема: «Безопасный путь из дома до школы».

Содержание: вводная беседа, чтение «Азбука дорожной безопасности», игра «Собери картинку».

Оснащение: разрезные картинки, дорожные знаки, светофор, азбука, ватман, карандаши.

Занятие № 6. Тема: «Кого называют пешеходом?».

Содержание: вводная беседа, отгадывание загадок, рассказ «А знаешь ли ты, что тротуар-дорога пешеходов?», игра «Кто лучше знает правила движения».

Оснащение: схема дороги,  картинки, светофор, дорожные знаки, игрушки.

Октябрь

Занятие № 1. Тема: «Дорога – зона повышенной опасности».

Содержание: вводная беседа, рассказ «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?», игра «Для чего служит дорога?», загадки.

Оснащение: листы бумаги А-4, карандаши, машинки.

Занятие № 2. Тема: «Элементы улиц и дорог».

Содержание: вводная беседа, рассказ «Петя Светофоров знакомит ребят с проезжей частью, обочиной, тротуаром», загадки.

Оснащение: макеты: дорог, машин, пешеходов, светофор.

Занятие № 3. Тема: «Азбука дороги».

Содержание: вводная беседа, загадки, стихи, игра «Проверь себя».

Оснащение: буквы, картинки, раскраска.

Занятие № 4. Тема: «Осторожно! Машины!».

Содержание: вводная беседа, игра «Слушай – запоминай», загадки, рассказ «А знаешь ли ты, из чего сделана машина?».

Оснащение: иллюстрации, листы бумаги А-4, карандаши.

Занятие № 5. Тема: «Какой бывает транспорт?».

Содержание: вводная беседа, загадки, игра «Собери картинку», рассказ «А знаешь ли ты, какой бывает транспорт?», стихи «У каждой машины дела и заботы, машины выходят с утра на работу».

Оснащение: разрезные картинки, макеты машин.

Занятие № 6. Тема: «Дорога и правила поведения на ней».

Содержание: вводная беседа, просмотр м/ф «Дядя Степа милиционер».

Оснащение: картинки, м/ф.

Ноябрь

Занятие № 1. Тема: «Мы – пассажиры».

Содержание: вводная беседа, игра «Я пассажир», рассказ «Вежливый пассажир».

Оснащение: иллюстративный материал, ватман, макет автобуса.

Занятие № 2. Тема: «Обязанности пассажиров».

Содержание: вводная беседа, игра «Викторина», загадки, стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо …».

Оснащение: карточки, книга.

Занятие № 3. Тема: «Как вести себя  в общественном транспорте».

Содержание: вводная беседа, рассказ «Однажды в автобусе …», игра «Правильно, неправильно».

Оснащение: карточки для игры, иллюстрационный материал.

Занятие № 4. Тема: «Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?».

Содержание: вводная беседа, загадки, игра «Мы стоим на остановке».

Оснащение: азбука пассажира, иллюстрационный материал.

Занятие № 5. Тема: «Рисунок – Я и дорога».

Содержание: вводная беседа, стихотворение «Безопасность на дороге».

Оснащение: картинки, бумага А-4, карандаши, краски.

Декабрь

Занятие № 1. Тема: «Правила перехода улиц и дорог».

Содержание: вводная беседа, рассказ «Опасный перекресток», игра «Перейди дорогу».

Оснащение: иллюстрационный материал, загадки, макеты светофора, дорожные знаки.

Занятие № 2. Тема: «Пешеходные переходы»

Содержание: вводная беседа, игра «Викторина», загадки.

Оснащение: иллюстрационный материал, картинки отгатки.

Занятие № 3. Тема: «Что означают белые полосы на асфальте?».

Содержание: вводная беседа, отгадывание загадок.

Оснащение: макет дороги, бумага, просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы».

Занятие № 4. Тема: «Внимание! Опасность! «Выход из общественного транспорта».

Содержание: вводная беседа, чтение рассказа  «Едут, едут пассажиры», настольная игра «Подбери пару».

Оснащение: книга, настольная игра, тематические картинки.

Занятие № 5. Тема: «Переход дороги с двусторонним движением».

Содержание: вводная беседа, настольная игра «лото», чтение рассказа «Заборчик вдоль тротуара».

Оснащение: настольная игра, книга, иллюстрационный материал.

Занятие № 6. Тема: «Переход дороги с односторонним движением».

Содержание: вводная тема, загадки «Угадай-ка!»,  игра «Переходим проезжую часть».

Оснащение: азбука загадок, иллюстрационный материал.

Январь

Занятие № 1. Тема: «Осторожно гололедица».

Содержание: вводная беседа, отгадывание загадок, стихотворение «Гололедица».

Оснащение: иллюстрационный материал, раскраска дорожная азбука.

Занятие № 2. Тема: «Советы Дяди Степы».

Содержание: вводная беседа, просмотр м/ф «Дядя Стёпа», обсуждение и ответы на вопросы.

Оснащение: интерактивная доска, проектор, показ мультфильма.

Занятие № 3. Тема: «Рисунок – Зимняя дорога».

Содержание: вводная беседа, загадки, картинки.

Оснащение: иллюстрационный материал, карандаши, листы бумаги, восковые мелки.

Занятие № 4. Тема: «Остановочный путь и скорость движения».

Содержание: вводная беседа, загадки, картинки, схемы, знаки.

Оснащение: иллюстрационный материал, схемы, знаки, машинки.

Занятие № 5. Тема: «Чтение х/л Случай на перекрестке».

Содержание: вводная беседа, советы Дяди Степы, иллюстрационный материал.

Оснащение: книга, картинки, схема перекрестка, машинки.

Февраль

Занятие № 1. Тема: «Перекрестки и их типы».

Содержание: вводная беседа, загадки, настольная игра «Дорожные правила».

Оснащение: схемы перекрестков, иллюстрационный материал, настольная игра.

Занятие № 2. Тема: «Азбука пешехода».

Содержание: вводная беседа, загадки, стихотворение«Как пройти через дорогу».

Оснащение: макет, книга, демонстрационный материал.

Занятие № 3. Тема: «А знаешь ли ты?».

Содержание: вводная беседа, рассказ Пети Светофорова «Что колесо может и умеет?», викторина «Какие бывают колеса?».

Оснащение: книга, иллюстрационный материал, наглядное пособие.

Занятие № 4. Тема: «В гостях у Светофорчика».

Содержание: вводная беседа, рассказ Пети Светофорова, показ слайдов.

Оснащение: интерактивная доска, проектор, книга.

Занятие № 5. Тема: «Лепка светофора».

Содержание: вводная беседа,  просмотр картинок.

Оснащение: доска для лепки, пластилин, иллюстрационный материал.

Март

Занятие № 1. Тема: «Рассказы Пети Светофорова».

Содержание: вводная беседа, стихотворение «Как правильно переходить перекресток».

Оснащение: книга, иллюстрационный материал.

Занятие № 2. Тема: «Пешеходы и водители».

Содержание: вводная беседа, показ слайдов, отгадывание загадок.

Оснащение: интерактивная доска, проектор, макет.

Занятие № 3. Тема: «Какие бывают транспортные средства?».

Содержание: вводная беседа, просмотр картинок, загадки, рассказ «Город и его транспорт».

Оснащение: иллюстрационный материал, книга.

Занятие № 4. Тема: «Проезд специальных транспортных средств».

Содержание: вводная беседа, иллюстрационный материал, д/и «Собери картинку».

Оснащение: разрезные картинки, иллюстрационный материал.

Занятие № 5. Тема: «Рисунок – Специальный транспорт».

Содержание: вводная беседа, иллюстрационный материал.

Оснащение: картинки, бумага А-4, карандаши, восковые мелки.

Апрель

Занятие № 1. Тема: «Регулировщик и его сигналы».

Содержание: вводная беседа, иллюстрационный материал, рассказ Пети Светофорова «Кто лучше знает жесты регулировщика».

Оснащение: макет жезла и светофора, картинки, книга.

Занятие № 2. Тема: «Подземный и надземный пешеходные переходы».

Содержание: вводная беседа, показ знаков переходов, демонстрационный показ материала на экране.

Оснащение: картинки со знаками, ноутбук, интерактивная доска.

Занятие № 3. Тема: «История возникновения дорожных знаков»

Содержание: вводная беседа, показ фильма «Для чего служат дорожные знаки», обсуждение после просмотра.

Оснащение: иллюстрационный материал, ноутбук, интерактивная доска.

Занятие № 4. Тема: «Дорожные знаки».

Содержание: вводная беседа, игра «Угадай дорожный знак», отгадывание загадок.

Оснащение: настольная игра, макеты знаков.

Занятие № 5. Тема: «Рассказы Пети Светофорова».

Содержание: вводная беседа, чтение познавательной литературы «А знаешь ли ты ...», обсуждение прочитанного.

Оснащение: книга, иллюстрационный материал.

Занятие № 7. Тема: «Рисунок – дорожные знаки».

Содержание: вводная беседа, иллюстрационный материал, отгадывание загадок.

Оснащение: картинки, бумага А-4, карандаши, восковые мелки.

Май

Занятие № 1. Тема: «В гостях у инспектора ГАИ».

Содержание: вводная беседа, иллюстрационный материал, рассказ «Все профессии важны, все профессии нужны».

Оснащение: книга, картинки, макет жезла, свисток.

Занятие № 2. Тема: «Мой маршрут».

Содержание: вводная беседа, рассказ – безопасное передвижение по городу, игра «Кто самый внимательный».

Оснащение: книга, предметы для игры.

Занятие № 3. Тема: «Осторожно- травма».

Содержание: вводная беседа, стихотворение «У каждой машины дела и заботы – 03».

Оснащение: книга, иллюстрационный материал, макет машины скорой помощи. 

Занятие № 4. Тема: «Внимательный пешеход».

Содержание: вводная беседа, отгадывание кроссворда, загадки.

Оснащение: картинки, макет пешехода, дорожные знаки.

Занятие № 5. Тема: «Безопасность в транспорте».

Содержание: вводная беседа, стихотворение «Едут, едут пассажиры», викторина.

Оснащение: иллюстрационный материал, книга, интерактивная доска.

 

.  .  .