Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование функциональной грамотности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Дата публикации: 2023-06-13 16:58:00
Статью разместил(а):
Брылева Елена Владимировна

Формирование функциональной грамотности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Автор: Брылева Елена Владимировна

ГБОУ "СОШ № 1 "ОЦ" им. В.И. Фокина", с. Большая Глушица

 

Аннотация: В этой статье автор на примере описания работы научного объединения учащихся «Исследователи природы» показывает свой опыт решения актуальной проблемы современных школьников: неумение применять свои знания на практике особенно при решении практико-ориентированных задач.

Ключевые слова: Функциональная грамотность, научное исследование, научное объединение учащихся.

 

«Исследование создает новое знание».

В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышения качества образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед участниками образовательного процесса две ключевые цели - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом, одной из актуальнейшей задачей для современного учителя является создание условий для развития ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности.

Среди основных составляющих компетентности выделяются: умение быстро находить необходимую информацию и использовать ее для накопления опыта конкретной деятельности (мобильность знаний); способность использовать свои знания в определенной ситуации и осознавать методы получения знаний (гибкость подхода); реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).

К сожалению, приходится констатировать, что уровень сформированности выше обозначенных компетенций наших учащихся не всегда достигает отметки высокого или даже выше среднего.

Также в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования является основанием для формирования у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира: для воспитания человека-гражданина, интегрированного в социальную среду и нацеленного на её совершенствование; для воспроизводства и развития кадрового потенциала общества. В контексте данных задач естественнонаучное образование призвано обеспечить достижение функциональной грамотности выпускниками школы; знакомить со спецификой научного мышления и методов научного познания; закладывать основы целостного взгляда на научный мир.

Проанализировав умения своих учеников, я заметила, что школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Они затрудняются применять их на практике, особенно при решении практико-ориентированных задач. Хотя степень владения данным навыком необходим для успеха как в подростковой, так и во взрослой жизни. Значит еще одной актуальнейшей задачей для современного учителя является формирование функциональной грамотности, то есть применение теоретических знаний в жизни.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности читательскую, математическую и естественно-научную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни, а также глобальные компетенции, их креативное и критическое мышление.

Основные компетентности естественно-научной грамотности:

1. Научно объяснять явления.

2. Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

3. Понимать основные особенности естественнонаучного исследования.

Современный школьник должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Это актуализирует проблему необходимости формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Решением данной проблемы стало повышение интереса к практико-ориентированным задачам через вовлеченность учащихся в исследовательскую работу, так как в ходе  написания научно-исследовательской работы в полной мере, усиливается организация, мыслительной деятельности обучающихся, выраженных в методологических понятиях теоретического знания, таких как научный факт, проблема, гипотеза, закономерность, закон, теория. Осваиваются общие эмпирические методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, вычисление.

Школьники получают возможность на практике применить правила обращения с химическим и биологическим оборудованием и осваивать приемы работы в лаборатории, получают возможность научиться работать с источниками химической и биологической информации, а также с натуральными объектами исследования. Совершить пусть маленькое, но свое научное открытие или разработать авторский продукт исследования или сконструировать авторскую модель. Именно этот видимый результат труда ребенок очень ценит. У него повышается самооценка, мотивация к учебе и он стремится получить новые знания, достичь поставленных целей и стать разносторонне развитой  личностью. Что во взрослой жизни приведет к конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, как в своем регионе, так и в стране в целом.

Проект направлен на приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения одной из главных задач, в рамках модернизации российского образования - вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания и главное применять эти знания на практике.

Цель проекта - формирование функциональной грамотности, компетенций, через реализацию пректной и научно-исследовательской деятельности школьников.

Для развития исследовательской деятельности учащихся на базе нашего учреждения было организовано научное объединение  учащихся (НОУ) «Исследователи природы».

По результатам диагностик «Карта интересов, «Прогрессивные матрицы Равена», проведенных школьным психологом, и анкетирования учащихся 6-11 классов был сформирован состав участников НОУ «Исследователи природы».

Исходя из предпочтений учащихся, были сформированы предметные области:

- биология

- экология и природопользование

- сельское хозяйство

- прикладная биология

- медицина и здоровье человека.

Цель создания НОУ: развитие функциональной грамотности и исследовательских способностей учащихся.  

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятие "Исследовательская  деятельность школьников".

4. Внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов.

5. Включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

6. Внедрить в образовательный процесс практико-ориентированные задания по функциональной грамотности. 

7. Разработать систему взаимодействия с научным руководителем и общественностью для учащихся и родителей, по организации проведения и написания исследовательской работы.

Принципы проекта:

Открытость — возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность — соединение образовательного процесса с исследовательским воплощением.

Сотрудничество — комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни.

Формы организации проектно-исследовательской деятельности: 

  • Коллективные формы деятельности
  • Творческие группы        
  • Конференции        
  • Экскурсии        
  • Индивидуальная исследовательская деятельность

Технологии, используемые в работе:

- технология развития критического мышления;

- проектные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучение;

- здоровьесберегающая технология;

- информационно-коммуникативная технология;

- личностно-ориентированная технология.

Методы словесные, практические.                                                     

1. Метод проблемного обучения.

2. Методы развития критического мышления.

3. Объяснительно-иллюстративные.

4. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

5. Методы контроля и самоконтроля.

Этапы реализации проекта.

Разновозрастные участники проекта проходят по ступеням реализации проекта (1 год, 2 год и тд.), при этом каждый год развивает и закрепляет ключевые компетенции, навыки не только теоретические, но и практические умения обучающихся. Ученик, приходящий в НОУ в любом возрасте, начинает свое обучение с первой ступени-этапа.  

1 год реализации проекта «Новичок»:

1 этап – организационно-диагностический (сентябрь). На данном этапе определяется группа школьников, заинтересованных в проекте. Как по собственному желанию, так и при помощи различных методик, выявляем заинтересованных обучающихся.

2 этап – формирующий (октябрь-декабрь).

Ребята погружаются в суть проектной деятельности:

- изучают теорию по написанию исследовательских работ:

- знакомятся с правилами безопасности в кабинете биологии и правила работы в лаборатории;

- отрабатывают навыки работы в лаборатрории на простейших опытах школьной программы;

- изучают методы исследования и учатся применять их в лаборатории (наблюдают, сравнивают, описывают, анализируют, интерпретируют, обобщают);

- учатся оформлять полученные результаты в виде таблиц, диаграмм, схем и т.д.

- учатся находить причинно-следственные связи, ставить гипотезы и формулировать выводы;

- взаимодействуют в группе (коллективе), слушают друг друга, учаться уважать мнение других;

- обсуждение результатов опытов.

3 этап, практико-ориентированный (январь-апрель).

- учащиеся разбиваются на группы или работают индивидуально, над проектом. Выбирают сами тему или из предложенных руководителем;

- работают под руководством руководителя над проектом во внеурочное время;

- создание буклетов, листовок;

- по мере готовности работы презентуют на уроках, классных часах, семинарах, конкурсах.

Лучшие работы выдвигаются на научно-практические конференции и конкурсы разных уровней.

4 этап, обобщающий (май).

- индивидуально обговариваются недочеты, намечаются пути их устранения;

- анализируются результаты;

- подводятся итоги на собрании объединения и родительских собраниях.

2 год реализации проекта «Юный исследователь».

1 этап – организационно-диагностический (сентябрь):

- группы ребят могут остаться прежними или измениться по составу;

- некоторые ребята или группы продолжают работу над темой прошлого года, усложнив ее. Остальные ребята находятся в поиске актуальных, интересующих их тем;

2 этап – формирующий (октябрь-ноябрь):

- поиск и анализ информации из разных источников, не только электронных, но и библиотеках, архивах, общественных организациях;

- постановка цели, задач, гипотезы исследования;

- выбор методик исследования;

- решение практико-ориентированных задач функциональной грамотности.

3 этап практико-ориентированный (декабрь-апрель):

- решение практико-ориентированных задач по функциональной грамотности;

- проведение эксперимента;

- предварительная обработка экспериментальных данных (наблюдение, сравнение, группировка, сопоставление, отбраковка, анализ);

- обобщение данных, формулирование вывода;

- оформление научно-исследовательской работы;

- создание презентации результатов исследования;

- создание буклетов, листовок, газет;

Лучшие работы выдвигаются на научно-практические конференции и конкурсы разных уровней.

4 этап обобщающий (май)

- публичная защита работ;

- ответ на вопросы по проведенному исследованию;

- обсуждение результатов;

- индивидуально обговариваются недочеты, намечаются пути их устранения;

- подводятся итоги на собрании объединения и родительских собраниях.

3 и последующие годы реализации проекта «Исследователь природы»

1 этап – организационно-диагностический (сентябрь):

- группы ребят могут остаться прежними или измениться по составу;

- некоторые ребята или группы продолжают работу над темой прошлого года, усложнив ее. Остальные ребята находятся в поиске актуальных, интересующих их тем;

2 этап – формирующий (октябрь-ноябрь):

- поиск и анализ информации из разных источников, не только электронных, но и библиотеках, архивах, общественных организациях;

- постановка цели, задач, гипотезы исследования;

- выбор методик исследования;

3 этап практико-ориентированный (декабрь-апрель):

- решение практико-ориентированных задач разного уровня сложности по функциональной грамотности;

- проведение эксперимента;

- предварительная обработка экспериментальных данных (наблюдение, сравнение, группировка, сопоставление, отбраковка, анализ);

- обобщение данных, формулирование вывода;

- оформление научно-исследовательской работы;

- подготовка доклада по работе;

- создание презентации результатов исследования;

- написание тезисов к работе;

- разработка практико-ориентированных заданий по теме исследования;

- создание буклетов, листовок, газет, визиток;

- написание статей в различные СМИ;

Лучшие работы выдвигаются на научно-практические конференции и конкурсы разных уровней.

4 этап обобщающий (май):

- публичная защита работ;

- ответ на вопросы по проведенному исследованию;

- обсуждение результатов;

- определяют список тем имеющих свое развитие

- подводятся итоги на собрании объединения и родительском собрании.

На каждом этапе работа школьников проходит под руководством научного руководителя.

 

Список литературы:  

1. Кузнецова Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н.М. Кузнецова, А.А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.

2. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.

3. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.

 

.  .  .