Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности "Будь в движении"

Дата публикации: 2023-06-08 12:40:29
Статью разместил(а):
Сафронова Елена Юрьевна

Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности "Будь в движении"

Автор: Сафронова Елена Юрьевна

с. Кинель-Черкассы

 

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 11-17 лет.

Срок реализации образовательной программы – 3 года.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения является в настоящее время одним из актуальных социальных вопросов и главных стратегических задач развития страны.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков в школе ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми, знал о способах релаксации и приведения своего организма в нормальный рабочий ритм. Наиболее интересными и физически разносторонними являются игры с мячом, спортивные эстафеты где развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества: выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть, а также формируются личные качества ребенка: общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде.  . 

Направленность программы по содержанию является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению - досуговой, по форме организации - групповой. Данная программа направлена на формирования стойкого интереса к занятиям физической культуры, а в дальнейшем и спортом.

Отличительная особенность программы в том, что она успешно совмещает оздоровительно-корригирующие мероприятия с детьми средствами подвижных и спортивных игр, с работой по формированию осознанного отношения к своему здоровью, к своим возможностям, формированию твердой уверенности в них, сознательной потребности в систематической двигательной активности, занятиях физической культурой и спортом. Все содержание программы организуется в систему модулей (блоков), каждый из которых представляет собой логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам развития, обучения и воспитания. Важнейшей характеристикой данной модульной программы является подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов учащихся.   

Актуальность. Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей школьников.

Поэтому актуальность данной программы также в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенком интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что Здоровый образ жизни мы рассматриваем как один из аспектов становления личности.

Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься физической культуры и спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. А также уделяет внимание вопросам воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. И, самое главное, позволяет обучающимся следить за состоянием своего здоровья с помощью здоровьесберегающих технологий. Программа предполагает использование спортивных игр и физических упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье. 

Педагогическая целесообразность том, что обучение требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. Программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Занятия позволяют решить проблему занятости детей в свободное время, пробуждение интереса к разным видам спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки обучающихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.. Кроме того, педагогическая целесообразность заключается в овладении физической, технической и тактической подготовкой спортивных игр занимающимися, для успешного участия в соревнованиях различного уровня. 

Программа имеет 3 (три) уровня обучения.

Программа 1-го уровня обучения имеет 4 (четыре) модуля, в которых содержание и материалы программы соответствуют ознакомительному уровню сложности.

Ознакомительный уровень – использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации физкультурно-спортивной деятельности, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Модуль 1 «Быть здоровым я хочу, пусть меня научат»» соответствует основным представлениям о физическом развитии человека и включает в себя такие разделы, как «История физической культуры», «Базовые понятия физической культуры» и «Основы здорового образа жизни». Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Модуль 2 «Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка» развивает способности детей через изучение различных видов специальных упражнений. Способствует формированию здорового образа жизни, Модуль 3. «Спортивные игры» формирует представление о перемещениях, о роли и правильном выборе позиции на площадке. Взаимодействия с партнером по команде, действия игроков в команде. Методики физической подготовки. Обучение тактике и стратегии спортивных игр. Обобщение и связь тактики и стратегии в спортивных играх.

Модуль 4 «Читай, играй и побеждай!» развивает коммуникативные, коллективные и физические навыки обучающихся через изучение различных видов упражнений, видов спорта, выбора досуга.

Программа 2-го уровня обучения имеет 4 (четыре) модуля, в которых содержание и материалы программы соответствуют базовому уровню сложности.

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы.

Модуль 1 «Познание самого себя» развитие знаний о личной гигиене, самоконтроле, истории физической культуры и спорта, понятие о нормах ГТО, общие правила соревнований.   

Модуль 2 «Я стану лучше» здесь идет подготовка учащегося как психологически , так и физически для овладения техникой и тактикой всех видов спортивных игр.

Модуль 3. «Огромный мир спорта» ученик изучает тактические и технические основы футбола, волейбола, стритбола, пионербола, баскетбола, лапты. Совершенствует свою технику, оттачивает мастерство.

Модуль 4 «Тяжело в учении легко в бою» наступают контрольные игры, где любой учащийся может попробовать себя в той или иной игре, закрепить все на практике, что-то подкорректировать в своей технике.

Программа 3-го уровня обучения имеет 4 (четыре) модуля, в которых содержание и материалы программы соответствуют продвинутому уровню сложности.

Продвинутый уровень – использование и реализация общедоступных и универсальных форм и методов организации физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающий доступ к сложным разделам направления программы, углубленное изучение содержания программы.

Модуль 1 «Живи здОрово! Живи здорОво! Начни с себя!» закрепляет у учащихся навыки оказания первой помощи, знания режима дня, профилактику травматизма, обучает простейшим практическим навыкам участия в спортивных соревнованиях, спортивно- массовых мероприятиях, использование физических упражнений вне занятий.

Модуль 2 «Судейские правила» способствует изучению правил в судействе: баскетбол, волейбол, пионербол, футбол, стритбол, лапта. Изучение жестов судей по видам спорта. Применение знаний на судействе внутришкольных соревнований.

Модуль 3. «Узнай себя в деле» формирует представление о самостоятельной физической активности занимающихся, об упражнениях с собственным весом, кардиоупражнениях и правилах построения комплексов. 

Модуль 4. «Покажи, на что способен» использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирован на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, быть в центре спортивных событий школы, района, области. 

Цель- формирование гармоничного физического и нравственного развития ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития, повышение двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к спортивной деятельности и популяризации видов спорта, культивируемых в спортивной школе. 

Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и способствует решению следующих задач:

- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, привычек здорового образа жизни, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; 

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; 

- воспитание положительных морально- волевых качеств, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Категория, возраст детей, обучающихся по данной программе – от 11 до 17 лет.

Первый год обучения – 11-12 лет.

Второй год обучения- 13-14 лет.

Третий год обучения – 15-17 лет.

Обучающиеся с ОВЗ и (или) дети-инвалиды включаются в группу здоровых детей. Кроме того, численный состав группы может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Срок реализации данной программы – 3 года, 126 часов в год, 378 часов за 3 года.

Количество обучающихся в группах не менее 10 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю: одно занятие 2 часа, второе 1,5 часа.

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребенка, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ и (или) детьми- инвалидами. 

Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.

Формы организации деятельности: групповые занятия. Предусматривается возможность индивидуальных занятий. 

-  организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;

-  организация и проведение эстафет, подвижных игр, активное использование спортивных площадок;

Воспитательные мероприятия:

- физкультурно- оздоровительные развлечения, 

- спортивно-оздоровительные часы,

- подвижные перемены,

- конкурсные программы,

- физкультурные праздники с родителями,

- познавательно-развлекательные мероприятия,

- информационно ознакомительные мастер-классы,

- спортивные соревнования.

Прогнозируемый результат:

Личностными результатами освоения, обучающимися содержания программы «Будь в движении», являются формирование следующих умений:

 — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Метапредметными результатами программы «Будь в движении» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

регулятивные УУД:

- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- планирование общей цели и пути её достижения;

- распределение функций и ролей в совместной деятельности;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

2. Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

3. Коммуникативные УУД:

- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Оздоровительные результаты программы :

Первостепенным результатом реализации программы является:

- физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие;

- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

- развитие физических способностей;

Требования к знаниям и умениям.

Первый уровень предполагает активное включение детей в игровую деятельность через усиленную мотивацию к получению основ знаний в области основ здорового образа жизни, истории физической культуры и спорта, спортивных игр, На этот уровень принимаются все желающие в возрасте 11-12 лет.

Второй уровень обучения направлен на формирование элементарной грамотности в ведении спортивных игр. Рассчитан на детей 13-14 лет и предполагает расширение представлений детей о возможностях изучаемых спортивных игр, об общих правилах соревнований. На данном этапе акцент делается на привитие устойчивого интереса к одной или нескольким спортивным играм на более высоком уровне. Доминирующая идея – «Ищу себя». В группе занимаются в основном ученики, прошедшие базовую подготовку, а также новые ребята, чей игровой и спортивный уровень соответствует критериям, заложенным в 1-ом уровне.

Третий уровень складывается из двух частей: функциональной и компетентностной грамотности.  Цель функциональной грамотности – закреплять и развивать технико-тактические навыки, полученные на ранних уровнях, учится новым приемам и навыкам по выбранным спортивным играм, развивать практические навыки участия в проведении физкультурно- оздоровительных мероприятиях, составление сценариев, конкурсных программ. Доминирующая идея – «Совершенствуй себя». Компетентностная грамотность предполагает углубленное изучение спортивных игр, индивидуальную работу с одаренными детьми, продвижение их на более высокий спортивный уровень.  Первые шаги в судействе соревнований по избранному виду спорта. Доминирующая идея – «Реализуй себя». Возраст занимающихся 15-17 лет. В основном это выпускники первых двух уровней. Иногда к ним подключаются сверстники, достигшие в своем спортивном развитии данного уровня или приближающиеся к нему.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 уровень обучения:

 

Наименование раздела, тема

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Модуль «Быть здоровым я хочу пусть  меня научат»

12

6

6

Беседа, опрос, тестирование 

2

Модуль «Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка»

20

2

18

Педагогическое наблюдение,

3

Модуль «Спортивные игры»

54

10

44

Наблюдение игры

4

Модуль «Читай, играй

и побеждай»

40

6

34

Педагоги ческое наблюдение, тестирование 

 

Итого

126

24

102

 

 

2 уровень обучения:

 

Наименование раздела, тема

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Модуль «Познание самого себя»

14

8

6

Беседа, опрос, педагогическое наблюдение, тестирование, проект 

2

Модуль «Я стану лучше»

14

 

14

Педагогическое наблюдение,

3

Модуль «Огромный мир спорта»

84

12

72

Наблюдение игры.

4

Модуль «Тяжело в учении легко в бою»

14

2

12

Педагоги ческое наблюдение, тестирование 

 

Итого

126

22

104

 

 

3 уровень обучения:

 

Наименование раздела, тема

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Модуль «Живи здОрово! Живи здорОво! Начни с себя»

18

8

10

Беседа, опрос, , презентация, сценарий 

2

Модуль «Судейские правила»

54

12

42

Педагогическое наблюдение, тестирование, презентация

3

Модуль «Узнай себя в деле»

40

10

30

Наблюдение игры, комплекс упражнений,  тестированиие.

4

Модуль «Покажи, на что способен»

14

2

12

Педагоги ческое наблюдение,

тестирование 

 

Итого

126

32

94

 

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 уровень обучения:

Модуль 1. «Быть здоровым я хочу пусть меня научат».

Раздел 1.1. Введение в образовательную программу.

Теория: правила поведения на занятиях, в спортзале и на улице. Правила безопасности на занятиях, оборудование, инвентарь на занятиях . 

Раздел 1.2. Основы здорового образа жизни 

Теория: физические качества человека. Особенности развития физических качеств. «Гигиена. Режим дня». Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание 

Практика: общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, мячами, скакалками, гимнастическими палками, с партнером. 

Для мышц туловища–упражнения для брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах(в том числе в парах).Для мышц нижних конечностей–приседания на одной и двух ногах. Упражнения для мышц голени– стоя на возвышении.

Раздел 1.3. Комплекс утренней гимнастики. 

Практика: Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Модуль 2.  «Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка».

Раздел 2.1. Обучение тактике и стратегии спортивных игр. Обобщение и связь тактики и стратегии в спортивных играх.

Раздел 2.2. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка: подвижные игры, подводящие непосредственно к основной теме занятий.

Практика. ОФП и СФП.

Модуль 3 «Спортивные игры». 

Раздел 3.1. Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности по ТБ, ПБ. Правила игры в футбол

Раздел 3.2. Правила игры в баскетбол

Раздел 3.3. Правила игры в волейбол

Раздел 3.4. Правила игры в стритбол

Раздел 3.5. Правила игры в спортивную лапту,

Модуль  4 «Читай, играй и побеждай».

Раздел 4.1. Теория. Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности по ТБ, ПБ. Участие во всех внутришкольных и муниципальных соревнованиях по данным видам спорта.

Раздел 4.2. Походная практика. Экскурсии.

Раздел 4.3. Обслуживание внутришкольных, муниципальных соревнований в

2 уровень обучения: 

Модуль 1.  «Познание самого себя »

Раздел 1.1. Физическая культура и спорт в России. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. Государственное значение физической культуры и спорта. Раздел 1.2. Комплекс ВФСК ГТО в России Нормативы и требования. Ступени комплекса ВФСК ГТО.  Сдача норм ГТО по своей ступени.

Раздел 1.3. Сведения о строении и функциях организма человека Меры личной, общественной и санитарно-гигиенической профилактики.

Раздел 1.4. Правила соревнований их организации и проведения. Контроль и учет знаний и умений:

Проект: «Разработка индивидуального двигательного режима» 

Модуль 2. «Я стану лучше»

Раздел 2.1. Общая и специальная физическая подготовка Введение. Инструктаж по ТБ и ПБ. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса с предметами и без предметов. Контроль и учет знаний и умений:

Демонстрация: технико-тактических навыков в выбранных спортивных играх. Участие в соревнованиях на школьном, дворовом, муниципальном уровнях по данным спортивным играм.

Модуль 3 «Огромный мир спорта». 

Раздел 3.1. Введение. Основы техники и тактики игры футбол. Инструктаж по ТБ и ПБ. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки, футболистов. Отработка ударов по мячу, ногой, головой.

Раздел 3.2. Основы техники и тактики игры в баскетбол. Техника движения игрока на площадке, повороты, развороты, ускорения.

Раздел 3.3. Техника игры в волейбол: подачи и прием мяча сверху и снизу.  Работа с мячом.

Раздел 3.4. Основы техники и тактики игры в стритбол. Работа над техникой бросков по кольцу

Раздел 3.5. Основные правила игры в спортивную лапту. Техника ударов по мячу.

Раздел 3.6. Техника игры в пионербол: подача мяча, прием мяча.  Работа с мячом. Разыгрывание комбинаций

Модуль 4. «Тяжело в учении легко в бою».

Раздел 4.1. Участие в различных соревнованиях школьного и районного уровня.  

3 уровень обучения:

Модуль 1. «Живи здОрово! Живи здорОво! Начни с себя»

Раздел 1.1. Теория. Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье и общее развитие организма человека. Профилактика травматизма. Оказание первой помощи.  

Раздел 1.2. Детальное изучение методических рекомендаций по организации и проведению спортивно- массовых

Раздел 1.3. Детальное изучение методических рекомендаций по составлению сценариев открытия соревнований по видам спорта.

Модуль 2. «Судейские правила».

Раздел 2.1. Правила игры. Судейская жестикуляция. Футбол.

Теория: Официальные правила футбола. Внешний вид и поведение судьи на площадке и вне его пределов. Судейская жестикуляция.

Раздел 2.2. Правила игры. Судейская жестикуляция. Баскетбол.

Теория: Официальные правила баскетбола. Внешний вид и поведение судьи на площадке и вне его пределов. Судейская жестикуляция.

Раздел 2.3. Правила игры. Судейская жестикуляция. Волейбол.

Теория: Официальные правила волейбола. Внешний вид и поведение судьи на площадке и вне его пределов. Судейская жестикуляция. Виды судейства (судья на вышке, второй судья). Методика судейства.

Модуль 3. «Узнай себя в деле»

Раздел 3.1. Самостоятельная физическая активность занимающихся.

Теория: Основные показатели физической нагрузки. Дозировка физической нагрузки. Раздел 3.2. Упражнения с собственным весом. Правила построения комплексов.

Теория: Понятие об упражнениях с собственным весом. Правила построения комплексов и дозировка.

Раздел 3.3. Кардиоупражнения. Правила построения комплексов.

Теория: Понятие о кардиоупражнениях. Правила постороения комплексов. Дозировка. Практика: Выполнение упражнений для кардионагрузки: бег на выносливость, работа на беговых дорожках и велотренажерах 

Раздел 3.4. Тестирование физической подготовленности.

Теория: Основные показатели физической нагрузки. Дозировка физической нагрузки.

Раздел 3.5. Организация и проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий.

Теория: Детальное изучение методических рекомендаций по составлению сценариев физкультурно- оздоровительных мероприятий.

Составление сценариев и распределение обязанностей.

Практическое занятие: Проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий с детьми младшего школьного возраста.

Модуль 4. «Покажи на что способен»

Раздел 4.1. Сдача нормативов комплекса ВФСК ГТО.

Теория: Комплекс ВФСК ГТО в России. Нормативы и требования. Ступени комплекса ВФСК ГТО.  Практика: Сдача норм ГТО по своей ступени.

Раздел 4.2. Спортивные мероприятия.

 

.  .  .