Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование игровых технологий в организации урочной деятельности на уроках АФК

Дата публикации: 2023-03-22 02:53:05
Статью разместил(а):
Харчевникова Евгения Борисовна

Использование игровых технологий в организации урочной деятельности на уроках АФК

Автор: Харчевникова Евгения Борисовна

ГБОУ "Школа-интернат № 9"

 

Несомненно, адаптивная физическая культура являются наиболее адекватными физиологическими средствами повышения двигательных возможностей для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА). 

Адаптивная физическая культура способствует полному развитию физических способностей и двигательных навыков и позволяет испытывать чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей. 

Адаптивная физическая культура дает возможность применять различные методы, средства и технологии на уроках. Одной из таких технологий, является игровая. Игровые технологии содействуют интеграции школьников в общественную жизнь, позволяют расширить социальные контакты. В игре ребенок с отклонениями в состоянии здоровья получает возможность самореализации и самосовершенствования. Кроме этих психологических элементов участие в подвижных и спортивных играх способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, существенный фактор физической и социальной реабилитации. Ученик с нарушением ОДА, на примере игровых технологий, с помощью подобранных специальных средств, форм и методов адаптивной физической культуры, направленных на всестороннее развитие тела, может максимально самореализовать свои способности, сопоставляя их со способностями других людей, удовлетворить свои потребности в жизни, бытовой и трудовой деятельности [9, с.136]. 

Объект исследования — процесс обучения.

Предмет исследования — использование игровых технологий на уроках АФК. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. 

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс [5, с. 10].

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. 

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на: 

1. Игровые.

2. Догматические, репродуктивные.

3. Объяснительно-иллюстративные.

4. Развивающие.

5. Проблемные, поисковые.

6. Программированные.

7. Диалогические.

8. Творческие.

9.Саморазвивающие.

10. Информационные (компьютерные).

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как: 

- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 

- коммуникативная: освоение диалектики общения; 

- самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»; 

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; 

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Значение игры в обучении.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 

- как элементы более обширной технологии; 

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); 

- как технология внеклассной работы. 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. 

 Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; 

- учебный материал используется в качестве её средства; 

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Факторы, способствующие возникновению игрового интереса: 

- удовольствие от контактов с партнерами по игре; 

- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; 

- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; 

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; 

- удовлетворение от успеха — промежуточного и окончательного; 

- если игра ролевая, то удовольствие от процесса — перевоплощение в роль. 

В структуру игры как деятельности личности входят этапы: 

- целеполагания; 

- планирования; 

- реализации цели; 

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. 

- возможностями выбора, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: 

- роли, взятые на себя играющими 

- игровые действия как средства реализации этих ролей 

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными 

- реальные отношения между играющими 

- сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре 

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 

Педагогические игры достаточно разнообразны по: 

- дидактическим целям 

- организационной структуре 

- возрастным возможностям их использования 

- специфике содержания 

По характеру педагогического процесса бывают: 

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 

- познавательные, воспитательные, развивающие; 

- репродуктивные, продуктивные, творческие; 

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на: 

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации [1, с.190] 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность исследования 

Необходимость использования игр на уроках АФК для детей с нарушением ОДА обусловлена формированием у них мышления, умением общаться, быть коммуникативными и социализированными в обществе. Являясь неотъемлемой частью физической культуры, адаптивная физическая культура обладает большими потенциальными возможностями в развитии у школьников двигательной активности. Актуальность данной работы заключается в поиске новых подходов, в виде игровых технологий для более эффективного обучения и воспитания учащихся. 

Цель исследования — теоретически обосновать и практически доказать эффективность предположенных методических рекомендаций использования игровых технологий на уроках АФК как средство коммуникации и социализации учащихся с нарушением ОДА 

Задачи исследования: 

1. Изучить специальную методическую литературу по изучаемой проблеме.

2. Определить значимость игровых технологий на уроках АФК.

3. Разработать методические рекомендации для использования игровых технологий на уроках АФК с нарушением ОДА.

4. Определить влияние использования игровых технологий на уроках АФК для детей с нарушением ОДА.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования, которые оказались наиболее действенными на практике: 

1) Анализ литературных источников.

2) Педагогическое наблюдение.

3) Педагогический эксперимент.

Данный метод основан на изучении литературных источников с целью ознакомления с состоянием вопроса о роли игровых технологий на уроках АФК у детей с нарушением ОДА. В данной работе было проанализировано 30 источников литературы. 

Педагогическое наблюдение.

Цель — является наблюдение за занимающимися, для разработки методических рекомендаций, составление плана занятий, выявления характера и величины нагрузок, наблюдение за социальным поведением занимающихся на занятии. 

Педагогический эксперимент.

Данный эксперимент представлял собой внедрению в учебную программу адаптивной физической культуры разработанного комплекса игровых схем, направленных на развитие коммуникации и социализации детей с нарушением ОДА. 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРА (АФК) У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 

Влияние игровых технологий.

Адаптивная физическая культура для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения. 

Характерными особенностями являются нарушения двигательной активности, поражение мышечной сферы. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии — напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности. Дети не могут воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, сохранить устойчивость в статической позе, согласовать движения разных частей тела. Возникают трудности в упражнениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов.

Игры являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих проблемах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции [10, с.30]. 

Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями. 

Для ребенка самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушением слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п. 

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, независимо от степени и глубины патологических нарушений, при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм — они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми. 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. У многих детей наблюдаются нарушения психической деятельности в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности личности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограниченность в движениях формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность. 

Малая подвижность в повседневной жизни замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедняет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для самостоятельной двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является важнейшей задачей физического воспитания.

Эффективным средством развития психофизических качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья является игровой метод. Подвижные и спортивные игры позволяют расширить двигательный опыт и приобрести навыки группового и командного взаимодействия. Игровая деятельность также способствует развитию мотивационной и психической сферы, успешной социальной интеграции.

Многие виды игр не соответствуют запросам и возможностям детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому игры должны либо дополняться, либо изменяться, либо отвергаться как не подходящие для этих детей. Дети должны выступать в качестве фактора, определяющего содержательное построение игр. Нарушения двигательных функций или другие нарушения не должны служить основанием для исключения ребенка из игры и не должны являться причиной невозможности совместной игры. Подвижные игры представляют собой: 

- такую форму взаимодействия, при которой все учащиеся играют вместе друг с другом, имея равные шансы; 

- способствуют формированию переживаний успеха и радости, получаемых от движений (независимо от двигательной способности учащихся); - позволяют сильным и слабым (в двигательном отношении) учащимся сотрудничать и соперничать на равных условиях; 

- помогают учитывать действия игроков и реагировать на них; 

- помогают формировать убеждение в том, что учащиеся с разными двигательными возможностями могут играть вместе; 

- имеют такие формы и виды, которые могут кардинально преобразовываться детьми с нарушением в развитии совместно с обычными детьми. 

Все игры преследуют одну цель: объединить детей с самыми различными нарушениями для того, чтобы они могли жить и чувствовать «отношения через движения». 

В литературе описываются игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести в двигательном отношении, но с сохранением интеллекта. Выбранная тема направлена на объединение в одной игре детей разной степени интеллектуального развития. 

Этапы работы: 

I Диагностический.

- изучение литературы по вопросу применения подвижных и спортивных игр для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата 

- изучение состояния проблемы в теории 

- ознакомление с опытом других педагогов 

II Прогностический.

- после изучения литературы по данной проблеме был составлен план мероприятий 

- провести диагностику учащихся 

- выявить группу учащихся для эксперимента 

- скорректировать правила подвижных и спортивных игр.

III Организационный.

В состав экспериментальной группы вошли учащиеся 9-10 лет самостоятельно передвигающиеся и передвигающиеся при помощи ортопедических приспособлений (трость, костыли, ходунки).

- подготовка методического обеспечения 

- выбор средств, методов, технологий 

- продумывание способов введения в работу материала 

- обсуждение с детьми способов организации совместной деятельности 

- продумывание способов реализации индивидуальных способностей детей.

IV Практический.

- проведение подвижных и спортивных игр на учащихся по упрощенным правилам 

- применение подвижных игр в разных частях урока 

- наблюдение и беседа с учащимися 

- проведение спортивных праздников 

- выявление недостатков в правилах игр 

- обсуждение с учащимися возникших проблем 

- организация рефлексивного пространства.

V Коррекционный.

- модификация правил подвижных и спортивных игр 

- проведение диагностики учащихся 

- нахождение путей решения проблем 

- проведение подвижных и спортивных игр по скорректированным правилам 

- обсуждение правил с учащимися 

- рефлексия.

VI Обобщающий.

- обработка данных диагностики 

- анализ полученных результатов 

- описание результатов.

VII Внедренческий.

- отчет о результатах работы на методическом объединении 

- применение данной методики на уроках, во внеклассной работе 

- распространение данной методики на конкурсах, издание в журналах, интернете.

VIII Подведение итогов.

- систематизация диагностических материалов 

- подготовка рекомендаций 

- распространение опыта в изданиях.

Используемые здоровьесберегающие технологии.

Технология группового обучения 

- развивает коммуникативные и организационные умения; 

- развивает рефлексию; 

- применяется на всех этапах урока; 

- развивает сотрудничество между участниками образовательного процесса; 

- способствует организации совместной деятельности.

Игровые технологии 

- способствует развитию гибкого и продуктивного мышления; 

- развивает коммуникативную культуру; 

- применяется на всех этапах урока; 

- развивает умение тактических действий, спортивную этику во время проведения игр.

Здоровьесозидающая технология 

- способствует созданию среды, благоприятно влияющей на здоровье учащихся; 

- формирует интерес и потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом 

- применяется на всех этапах урока.

Технология индивидуализации обучения 

- создает условия для самореализации каждого учащегося; 

- осуществляется индивидуальный подход 

Психолого- педагогическая 

- учет возрастных особенностей; 

- использование разнообразных форм обучения 

- применяется на всех этапах урока 

Организация познавательной деятельности 

- активизация познавательной деятельности: сюжетные уроки, проведение подвижных и спортивных игр, дней здоровья, информационные уроки.

Методические рекомендации.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, каждый ребенок становится частью целого. Действия каждого игрока носят неизолированный характер и доставляют удовольствие. 

Подвижные и спортивные игры направлены на познание и развитие своих возможностей; самостоятельное решение задач, связанных с движением; накопление опыта в совместных играх с другими детьми; овладение социальными правилами поведения. 

Проведение подвижных и спортивных игр с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют свои особенности: 

- игра всегда регламентирована и имеет правила; 

- правила игры должны быть просты, понятны, доступны и соответствовать возрасту и уровню интеллектуальных и двигательных возможностей детей; 

- дети с различными отклонениями в состоянии здоровья имеют разные физические возможности (дифференцировать возможности каждого участника игры); 

- задания должны быть четко сформулированы; 

- избегать завышенных требований к заданиям; 

- предлагаемые задания, спортивный инвентарь и оборудование не должны вызывать у детей боль и чувства страха; 

- предлагать одну и ту же игру в разных условиях (стандартных, усложненных, соревновательных) 

- содержание игр направлены на коррекцию двигательных нарушений, физических качеств; 

- использовать небольшое поле или короткую дистанцию; 

Дети с ограниченными возможностями здоровья при физической нагрузке быстро утомляются, поэтому необходимо чередовать: интенсивные игры с малоподвижными, простые – сложные, с предметами – без предметов, сюжетные игры с дидактическими. 

Во время игр обязательно использовать средства психолого-педагогического воздействия: внушение, эмоциональный комментарий, убеждение, дать аргументированную положительную оценку действий ребенка, поощрять активность учащегося. 

В командной игре создается ситуация партнерства, учащиеся проявляют свои способности, чтобы достичь успеха. Установка на взаимодействие не исключает соперничества, но усиливает сотрудничество.  Перед началом игры обязательно напомнить правила, действия каждого участника, при необходимости дополнить рассказ показом. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии получают специальные задания, которые соответствуют их возможностям. Каждый игрок должен почувствовать себя и капитаном, и ведомым игроком, для того, чтобы развивать качества лидера и умения выполнять команды других.          

Дети с прогрессирующей мышечной дистрофией должны находиться в щадящем двигательном режиме: ограничивать требования, предъявляемые к моторике. Игры, содержащие большую нагрузку, приводят к состоянию физического истощения, вследствие чего болезнь прогрессирует. 

Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, согласовывать свои действия с действиями другого, помогать или уступать товарищам, развивать свою речь, приучатся к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Игра — самое доступное и эффективное средство воспитания ребенка. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

1. Была проанализирована и обобщена литература по использованию игровых технологий на уроках адаптивной физической культуры у учащихся с нарушениями ОДА, выявлены основные закономерности развития двигательных навыков, а также повышение психо-эмоционального состояния после урока. 

2. Значимость игровых технологий на уроках адаптивной физической культуры для учащихся с нарушениями ОДА, безусловна, высокая. Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения, учащихся в группе, что в дальнейшем поможет им быть более социализированными и интегрированными в обществе, а также укрепляет мышечный корсет, и способствует гиподинамии. 

3. Разработаны методические рекомендации по игровым технологиям на уроках адаптивной физической культуры для учащихся с нарушениями ОДА, которые включают в себя: характеристику отклонений, особенности проведения игр, и средства психо- педагогического воздействия во время игр. 

4. В результате применения методических рекомендаций у всех испытуемых выявлено повышение мотивации к двигательной активности, к общению со сверстниками, и к наилучшему усвоению изученных знаний, умений и навыков на уроке. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / под.ред. О.Э. Аксеновой С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2017. – 296 с. 

2. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2016. - 49 с. 

3. Брискин Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.п. Евсеев, А.В. Передерий. - М.:Советский спорт, 2009.- 316 с. 

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6. 

6. Гончарова Е.А. «I зимние Паралимпийскиедевятковские игры» Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Международный Университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга; Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга, 2010г 

7. Добрякова И.В. Детский церебральный паралич: лечение в школьном возрасте, учебно-методическое пособие; под редакцией Добрякова И.В., Щедриной Т.Г.; СПб: Издательский дом СПбМАПО; Издательский дом ЗАО «ХОКА», 2017г 

8. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие под ред. С.П.Евсеева, Л.В. Шапковой.  М.: Советский спорт, 2000 г. - 240 с., ил. 

9. Иванова Л.И. Использование спортивных и подвижных игр на уроках адаптивнойфизической культуры как средство коммуникации и социализации учащихся». Материалы российского Форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» СПб, 2019г.

10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 класс М: Вако,2018.

11. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. – 290 с. 

12. Перегуд А.И., Конкевич С.В., Кудрявцева Н.Г., Долганова Е.М., Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в условиях ОЭР, СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2017г. 

13. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии, Санкт-Петербург 2018г.

 

.  .  .