Педагогический проект "Формирование ценностных ориентаций на сохранение природы у подростков"
Педагогический проект
"Формирование ценностных ориентаций на сохранение природы у подростков путем экологического воспитания через проект
"Землянам – чистую планету"
Автор: Ролич Катерина Николаевна
педагог-организатор МКУ ДО ИРМО «СЮН»
Обоснование необходимости проекта:
Экономические и социально-политические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают значимое влияние на ценностную сферу подрастающего поколения. Иерархия ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Педагогическая проблема: мотивационная сфера учащихся в направлении сохранения природы, энерго- и ресурсосбережения носит поверхностный/не глубокий характер, что негативно сказывается как на неэффективном выборе копинг-стратегий обучающихся, так и на состоянии окружающей среды.
Актуальным направлением является формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения как у поколения, которое в будущем займет место основной общественной производительной силы, а, следовательно, её ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества.
Гипотеза проекта формирование ценностных ориентаций на сохранение природы у подростков возможно путем экологического воспитания (на примере проекта «Землянам – чистую планету»)
Цель проекта – сформировать у подростков ценностные ориентации на сохранение природы путем экологического воспитания через проект «Землянам – чистую планету»
Задачи:
- Формирование знаний у подростков о ценностях как таковых, их типах, навыка их дифференциации.
- Формирование позитивного отношения к ценностям общения, творчества, природы, Родины.
- Формирование навыков конструктивного общения в рамках развития всех типов ценностных ориентаций.
- Создание условий для творческой самореализации подростков в экологическом направлении.
- Развитие навыка оценки объектов окружающего мира на основе интериоризированных ценностей.
Участники проекта:
- воспитанники МКУ ДО ИРМО «СЮН», учащиеся МОУ ИРМО;
- педагоги дополнительного образования МКУ ДО ИРМО «СЮН»;
- Административный состав МКУ ДО ИРМО «СЮН»;
- Эксперты в различных областях, приглашённые в рамках социального сотрудничества.
Описание проекта:
Для того, чтобы сформировать и развить ценностные ориентации подростков можно использовать социально-психологический тренинг. Данная форма работы позволит не только развить и сформировать ценностные ориентации, необходимые умения и навыки, но и способствует созданию условий для развития личности подростка в целом.
- ценностные ориентации в разной мере обязательно проявляются во взаимоотношениях участников коллектива. Психологический тренинг — метод активного группового обучения, способствующий формированию и развитию самим субъектом своих навыков и умений построения социальных взаимодействий, способностей познавать и понимать в процессе общения и деятельности как себя, так и других, а также анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей (этапы проекта, основные работы в проекте)
1. Теоретический анализ литературы по теме проекта (контент-анализ)
2. Входящая диагностика ценностных ориентаций подростков (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»).
3. Формирование знаний у подростков о ценностях как таковых, их типах, навыка их дифференциации (лекции, практикумы, семинары, элементы социально-психологического тренинга).
4. Формирование позитивного отношения к ценностям общения, творчества, природы, Родины (тематические занятия, практикумы, семинары, элементы социально-психологического тренинга).
5. Формирование навыков конструктивного общения в рамках развития всех типов ценностных ориентаций. (тематические занятия, практикумы, семинары, элементы социально-психологического тренинга).
6. Создание условий для творческой самореализации подростков в экологическом направлении. (социально-психологический тренинг, игры)
7. Развитие навыка оценки объектов окружающего мира на основе интериоризированных ценностей. (социально-психологический тренинг, игры)
8. Проведение контрольной диагностики (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»)
9. Анализ полученных результатов, подведение итогов.
Рабочий план реализации проекта:
Программа проекта включает в себя 3 модуля: модуль 1 — знакомство, сплочение группы, настрой на работу; модуль 2 — ценности общения, творчества, модуль 3 — ценности природы и Родины.
Каждый блок включает в себя три этапа: погружающий (направлен на осознание значимости ценностей), формирующий (предполагает построение границы контакта личности и интегративных ценностей), интегрирующий (направлен на интеграцию полученного опыта и построение целостной структуры ценностей).
Для мониторинга изменений в развитии ценностных ориентаций используется входящая и контрольная диагностика (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»)
№ |
Дата проведения мероприятия |
Наименование мероприятия |
Место проведения мероприятия |
Ответственный за выполнение |
1 |
21.06.2017г. – 28.06.2017г. |
Модуль 1. Знакомство, сплочение группы, настрой на работу. |
п. Пивовариха |
Педагог-организатор |
2 |
28.06.2017г. – 30.06.2017г. |
Модуль 2. Ценности общения
|
п. Пивовариха |
Педагог-организатор |
3 |
30.06.2017г – 03.07.2017г. |
Модуль 3. Ценности творчества и межличностных отношений |
п. Пивовариха |
Педагог-организатор |
Результаты реализации проекта:
Краткосрочные – 1) сформированы знания о ценностях как таковых, их типах, навыка их дифференциации.
2) У подростков сформировано позитивное отношение к ценностям общения, творчества, природы, Родины.
3) Успешная и эффективная творческая самореализация подростков в экологическом направлении.
4) Количество участников проекта: 30 человек.
Долгосрочные – 1) сформированы навыки конструктивного общения в рамках развития всех типов ценностных ориентаций, необходимые ценности интериоризированны, ценностные ориентации на сохранение природы сформированы, сформированы эффективные копинг-стратегии у участников.
2) сохранение и улучшение экологии в Иркутском районе, воспитание у последующих поколений экологической культуры и бережного отношения к природе, распространение полученных ЗУН в других населённых пунктах.
Оценка успешности реализации проекта:
Показатели и критерии успешности выполнения проекта:
1. Критерий знаковых рангов Вилкоксона ≤ 0,05 (Есть положительная динамика развития ценностных ориентаций)
2. Изменение выбора копинг-стратегий у подростков в направлении более экологичного образа жизни.
Оценка рисков:
№ |
Риск |
Путь решения |
1. |
Низкая мотивация обучающихся на участие в проекте |
Использовать методы поднятия мотивации, работа с руководителями и родителями. |
2. |
Организационный вопрос проведения проекта: место, время, подвоз участников. |
Централизованное управление организацей |
3. |
Необразованные специалисты |
Направляем на курсы повышения квалиикации |
|
Нехватка канц-товаров для занятий |
Просить брать с собой на занятия. |
Дальнейшее развитие проекта
В перспективе в рамках проекта возможна организация фестиваля, посвящённого развитию экологической культуры молодёжи, на котором можно будет представить научно-практические работы и поделиться своим опытом, новыми идеями акций и мастер-классами.
Список литературы:
1. Адеева. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе: Теорет.-методол. аспект социол. анализа: дис. ... кан-та соц. наук: 22.00.01/ И.В. Адеева. Москва, 1995. 161 с.
2. Адлер А. Наука жить / А. Адлер. - И: «Port-Royal», 1997. - 288 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Наука, 2000. – 351 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5 е изд., испр. и доп. — М.: Аспект. Пресс, 2009. — 363 c.
5. Аникеенок О.А. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений: дис. ... кан-та псих. наук: 19.00.05 / О.А. Аникеенок. Казань, 1999. 191 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 199 с.
7. Баранова О.Г. Русские дети. Основы народной педагогики: иллюстрированная энциклопедия / О.Г. Баранова, Д.А. Баранов, Т.А. Зимина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 566 с.
8. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. / В.Ю. Большаков. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996 г. – 384 с.
9. Боднева Н.А. Становление и развитие системы семейного воспитания в терском казачестве (вторая половина XIX – начало XXI вв.): автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.01 / Н.А. Боднева. – Белгород, 2008. – 26 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Серия «Мастера психологии» — СПб.: Питер, 2008. — С. 35-311
11. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов / Н.А. Буравлева // Вестник ТГПУ. – Томск, 2011. – Вып. 6 (108), - С.124-129
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков М.: Ось-89, 1999. – 176 с.
13. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи / Д.С. Витакер. - Пер. с англ. В. П. Чурсина. - М.: Класс, 2000. – 432 с.
14. Вильданов Х.С. Национальные ценности в структуре этнокультурной и национальной самоидентификации индивида / Х.С. Вильданов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-1. - С. 214-218.
15. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов / Б.С. Волков – М.: Трикста, 2006. – 256 с.
16. Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н.И. Вьюнова. - М.; - Воронеж, 1999.
17. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. Исслед. – 2002. – №1. – С. 96–105.
18. Гиматдинова Л.Х. Взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворенности отношениями старшеклассников в различных контактных группах: автореф. дис. … кан-та мед. наук 19.00.05 / Л.Х. Гиматдинова. – Самара, 2006. – 212 с.
19. Головаха Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е.И. Головаха, Н.В. Панина. - Киев: Политиздат Украины, 1989. – 189 с.
20. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2005. – 205 с.
21. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
22. Дряхлов Н.И. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра / Н.И. Дряхлов, В.А. Давыденко // Журнал «Социологические исследования». – М.: Наука. - № 7. - С. 143-149
23. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М: Педагогика, 1987. – 184 с.
24. Дуганова Л.П. Искусство как среда воспитания (Аксиологический аспект) /Л.П. Дуганова // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. – М.: «Издательский сервис», 2004 –308 с.
25. Дулина Н.В. Методы исследования системы ценностных ориентаций: Методические указания для самостоятельной работы студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс «Социология и социальная психология/ Сост. Н.В. Дулина, В.В. Токарев, И.В. Василенко. – ВолгГТУ, Волгоград, 1999 – 36 с.
26. Дюдюкина Л.А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: дис. ... кан-та псих. наук: 19.00.05 / Л.А. Дюдюкина. - Санкт-Петербург, 1998. - 256 с.
27. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
28. Елишев С.О. Изучение понятий "ценность", "ценностные ориентации" в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. — 2011. — № 2 – с. 82-96
29. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства / И.Ю. Ерохин // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - №25. - С. 25-28.
30. Журнал «Российское казачество» [Интернет ресурс] http://www.kazakirossii.ru/. – доступен 15.09.2004; без регистрации.
31. Закревская О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков [Интернет ресурс, формат PDF]/ О.В. Закревская // Журнал «Современные проблемы науки и образования». – Вып. № 3, 2014. - http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tsennostno-smyslovoy-sfery-starshih-podrostkov. – прямая ссылка
32. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. - М.: Гардарики, 2004. – 224 с.
33. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие / Т.В. Зайцева. - М.: Смысл, 2002. - 360 с.
34. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: Учеб. Пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. - Л.: ЛГУ, 1989. – 56 с.
35. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 223 с.
36. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 241—255
37. Зуева С.О. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея: дис. … кан-та псих. наук: 19.00.07 / С.О. Зуева. - Благовещенск, 2000. - 151 с.
38. Зыкова Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии дис. … кан-та псих. наук. 19.00.07 / Н.Ю. Зыкова. – Курск, 2006. - 261 с.
39. Иванова В.С. Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределение подростка / В.С. Иванова, А.А. Иконникова // Вестник ТГУ. – Вып. 332, 2010. – С. 36-39.
40. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.