Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы "Забвению не подлежит"

Дата публикации: 2020-06-21 18:26:56
Статью разместил(а):
Кабакова Елена Леонидовна

Методическая разработка мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы

"Забвению не подлежит"

Авторы: Кабакова Елена Леонидовна

и Шаповалова Ольга Вениаминовна

МАОУ "СОШ № 4", г. Алапаевск, Свердловская область

 

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Познакомить с историческими фактами военных лет.

2. Обогатить представления школьников о мужестве, отваге, героизме народа. 

3.  Обогащать и развивать словарный запас детей через песни, стихотворения, показ сцен из военной жизни.

4. Познакомить с произведениями художественной литературы военных лет; создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности. 

Технологии:

- Технология развивающего обучения;

- Технология интегрированного обучения;

- Педагогика сотрудничества.  

Методы:

- вовлечение участников мероприятия в  различные виды деятельности (актёрская, исполнительская, музыкальная);

- интеграция предметов  литературы, музыки и ИЗО;

- совместная  деятельность взрослых и детей, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- метод наглядности, изготовление  ряда  пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала;

- взаимодействие школьных творческих объединений.

Ожидаемый результат:

1. Расширится представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях ВОВ, о жизни народа в военное время, работе тыла и об ужасах концлагерей.

2. Пополнится словарь, дети узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет. 

3. Сформируется уважительное отношение у школьников к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. 

4. Дети испытают чувства гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны. 

Возраст участников: 13-15 лет.

 

Сценарий мероприятия

Сцена 1. Звучит вальс; юноши и девушки ходят по сцене, танцуют, разговаривают.

Юноша 1. Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…

Девушка 1. Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 2. Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 2. Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 1. Саша, о чем ты мечтаешь?

Юноша 1. Я … Я хочу поступить в институт, а потом …, наверное, буду врачом. А ты?

Девушка 2. А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются.

Юноша 2. Почудилось …                                    

Гул усиливается, музыка останавливается.

Сцена 2.  Объявление Левитана.

Все участники слушают объявление.

Сцена 3. Исполняется песня «До свидания, мальчики …»  Юноши одевают военную форму и уходят со сцены. Девушки машут им вслед.

Ведущий 1. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами. За первые 8 дней войны в армию было призвано 5 млн. 300 тыс. человек.

Ведущий 2. 4 долгих года – 1418 дней – 34 тыс. часов – столько длилась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи км, освобождая нашу страну и страны Европы от фашистов. Вот основные операции 1941-1945гг.

Ведущий 1. Первый удар на себя принял Брест. Оборона Брестской крепости: 22.06.41г. Почти месяц гарнизон крепости держал оборону. Погибли 2 тыс. защитников, 5-6 тыс. попали в немецкий плен.

Ведущий 2. В 1965г. Брестской крепости присвоено звание “Крепость-герой Брест”. В первый период небывалой битвы наша страна понесла огромные потери. Врагу удалось захватить обширные территории, дойти до Волги и Кавказа.

Песня «На безымянной высоте»

Ведущий 1. Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941г. гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг города. 900 дней и ночей длилась битва с фашистами и с голодом. Самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады  погибло 850 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.

Видео блокадного Ленинграда.

Ведущий 2. Покупая свежий хлеб и при этом избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни, что в блокадном Ленинграде от голода погибло в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.

На слайд  (Рецепты блокадного хлеба.) Существует несколько рецептов блокадного хлеба. Они известны, и порой заменители муки достигают в них до 40 процентов.

– Мука ржаная дефектная 45%, жмых 10%,соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза15%, обойная пыль 5%, солод 10%
– Добавление в тесто различных ингредиентов органического происхождения, например, опилок из древесины. Иногда из этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более чем 70 %.
– В первые годы блокады, особенно зимой, в хлеб добавляли большее количество воды, в итоге получаемый хлеб представлял из себя жидкую слизистую массу.

Ведущий 1. Немцы точно знали, сколько в городе осталось продовольствия и людей. Немецкий офицер изумлялся: “Как же вы выдержали? Как вы могли? Это совершенно невозможно! Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить. И поэтому не стоит рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт. Пускай их останется там больше, тогда они скорее умрут, и мы войдём в город совершенно свободно, не потеряв ни одного немецкого солдата”.

Сцена 3. «Брат и сестра» (исполняют дети)

Брат: Как холодно! И мама не идёт. 
Быть может, хлебушка она нам принесёт. 
Ну хоть бы корочку где отыскать. 
Голодным  страшно мне идти в кровать. 

Сестра: А разве я есть не хочу? 
Хочу! Но все равно молчу. 
Ведь там, где папа наш сейчас, 
Потяжелее чем у нас. 

Брат: А помнишь блинчики с вареньем, 
Чай с маминым печеньем, 
Которые на праздники пекла она, 
Сейчас я съел бы всё один. 

Сестра: Опять ты о еде заговорил, 
Уж лучше б душу не травил. 
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, 
Тем голод чувствуешь сильней, 
И мне воспоминанья не нужны. 

Брат: А вот и мамины шаги слышны. 

Сестра: Не вздумай хныкать перед ней. 
Дай отдохнуть сначала ей. 

Стояла сутки у станка.

Снаряды делала она.

На фронт отправят их  потом

Чтоб бить фашистов тем огнём.

Ведущий 2. Продвижение немцев в первые месяцы войны было очень стремительным. Враг рвался к Москве. Директива Гитлера № 34 от 30.07.41 ставила задачу: “Продолжить наступления на Москву”. За штурвалами немецких самолетов находились самые опытные летчики, именно они бомбили города Европы, они считали себя непобедимыми. Гитлер поставил перед авиацией задачу не только сжечь Москву, он и истребить её население. Столица России погибнет в огне пожаров, а потом покроется водами хлынувшего моря…

Ведущий 1. По планам гитлеровского командования Москва и русский народ должны бесславно кануть в лету, навсегда уйти из истории … В эти тяжёлые для Москвы дни командующим фронтом, защищавшим нашу столицу, был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.  Главная задача - отстоять Москву.

Сцена 4. «Между боями».

На сцене солдаты и санитарки Великой Отечественной войны:

Звучит мелодия песни «Тёмная ночь». Полумрак. Высвечивается лучом света 1 экспозиция: На сцене сидит перевязанный солдат, санитарка бинтует ему голову и говорит:

Санитарка. Держись солдат, ещё поживёшь на этом белом свете, мы ещё на твоей свадьбе погуляем.

Солдат 1. Господи, когда же закончиться эта война? Сколько наших ребят ещё погибнет?

2 солдата сидят и разговаривают, подкладывая в костёр дровишки:

Солдат 2. Что-то мы заскучали, ребята, давайте лучше песню споём (встаёт). Исполняется песня «Землянка».

2 экспозиция: Солдат с гитарой, бренчит что-то себе под нос. Другой подпевает. Затем он встаёт и подходит к солдату Ивану, который, сидя на земле, подобрав одно колено, диктуя себе под нос, что – то пишет на клочке бумаги.

Солдат 1. Иван, что ты там пишешь?

Солдат Иван. Да вот решил письмецо своим черкануть, давно уж не писал, да и не до этого было. По Марусеньке -  жёнушке своей, соскучился …

Солдат 2. А дети у тебя есть?

Солдат Иван. Да, дочурка-красавица  и сынок.

Слышится звук летящего самолёта, кто-то кричит: «Воздух!». Взрывы. Игра светом. Театральный дым. Солдаты, хватая оружия на ходу, разбегаются по окопам.

Сцена 5. «В тылу».

Полный свет. Шум хлебозавода. На сцене сидят две женщины, одетые в рабочую форму.

Одна из них с двумя булками хлеба. Заходит третья (Маруся), садится рядом.

Маруся. Ох, и уморилась я, бабоньки! (снимает обувь). Ног не чувствую! (массирует их)

1-я работница. И всё же мужикам нашим труднее. Они вон каждый день в бой идут. А мы что?

2-я работница. А что мы? Да мы, немца окаянного хлебом бьём! (показывает на хлеб). Вот наши пушки! Всем пушкам пушки!

1-я работница. Послушай, Маруся. Сколько наша бригада немцев свалила?

Маруся. Я думаю, мы их тысячу свалили.

1-я работница. Правильно! Вот они наши «Катюши»! (показывает мозоли на руках).

Маруся. Бабоньки мои родные, мы всё сделали, что смогли! Подчистую рассчитались с государством, все свои планы  перевыполнили! Тем самым нашим мужикам помогли, что на войне воюют, немцев бьют. (пауза) Ой, девочки, что-то не спокойно мне на душе … Иван давно не пишет с фронта, не дай бог, что не ладное случилось …

2-я работница. Да, не беспокойся, ты, Маруся, всё обойдётся, скоро напишет.

На сцену выходит почтальон и отдаёт Марусе письмо. Фон музыка из песни «Фронтовые письма».

Маруся, не поднимая глаз, берёт письмо, рассматривает его (не сцене никого, кроме неё самой и её подруг). Она прижимает письмо к сердцу. Женщины переглядываются. Одна другой говорит:

1-я работница. Пойдём, не будем ей мешать.

Уходят. Темнота. Лучом света освещается Маруся. Она разворачивает письмо и вслух  начинает его читать.

Стихотворение  «Жди меня» (Исполняет чтец)

Луч света вновь перемещается на Марусю, она медленно прижимает письмо к сердцу, поворачивается  и уходит за кулисы.                            

Звучит  песня «Фронтовые письма».

Ведущий 1. Сталинградская битва. Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-1943 годах решалась дальнейшая судьба планеты. Цель немецкого командования:  овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию, а так же выйти к Волге и по ней попасть в Каспийское море, Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю -  к 25 июля 1942г.

Видео «Сталинградская битва».

Ведущий 2. Местом самых ожесточённых боёв стал Мамаев курган, с вершины которого хорошо просматривалась  и простреливалась вся прилегающая территория. В январе лучшая из немецких армий была уничтожена. 2 февраля 1943 года сражение было закончено победой Красной армии.

Стихотворение «Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина …» (Исполняет чтец)

Исполняется песня «Журавли» со слайдами Мамаев курган.

Ведущий 1. Гитлер заявил: «Дайте мне 10 лет, и вы не узнаете Германию!» И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе. Она вся была опутана колючей проволокой. 1100 концлагерей было на территории фашистского государства. 

Ведущий 2. Освенцим и Майданек, Бухенвальд иТреблинка, Орадур и Лидице, Бабий Яр и Хатынь, Саласпилс, Яновский, Цитадель, Рава – Русская, гетто для лиц еврейского   происхождения. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран,  причиненных войной. Трудно осознать то, что творили фашисты в лагерях смерти.

Ведущий 1.  11 апреля 1945 года записано в книгу истории как  Международный день освобождения узников концлагерей. 

Стихотворение о концлагере о Заксенхаузене «Под моим окном поет синица ...» (исполняет чтец)
Музыка «Бухенвальдский набат».

Ведущий 2. Шёл 1945 год. Война приближалась к концу. Наши войска вели победные бои в столице фашистской Германии – городе Берлине. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы. 9 мая стал Днём победы над фашистской Германией.

Сцена 7.

Командир. Петров!

Петров. (делая шаг вперёд) Я!

Командир. А ну-ка, пробегись по всем ротам и взводам. Пришло донесение из штаба: Победа! 

Петров. Неужели всё, товарищ командир! Берлин взяли!

Все кричат и обнимаются: Ура! Победа!

Видео «Парад на Красной площади» и песня «День победы».

Стихотворение «Утро Победы» (исполняет чтец)

Сцена 8. Песня «О той весне …»

Все участники выходят на сцену и исполняют песню. Держат в руках шары и фотографии «Бессмертный полк».

Современник 1. 75 лет назад прозвучали последние выстрелы большой, трудной и незабываемой Великой Отечественной …

Современник 2. Но не заживают раны в сердцах человеческих. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням…

Современник  3. 75  лет минуло с того дня, когда усталый, но счастливый солдат вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Он дошёл до Берлина и остался жив. 

Современник 4. Сегодня мы вспоминаем подвиг советских солдат, победивших в этой великой войне,  и подвиг народа, выстоявшего в эти страшные годы.

Современник 1. С каждым годом всё меньше остаётся в живых участников тех событий, но пока мы помним их, они живы. Они в этом бессмертном полку.  

Современник 2. Это те, кто, дорогой ценой заплатил за нашу общую Великую Победу. 

Ведущий 1. Предлагаю почтить память участников Великой Отечественной Войны минутой  молчания.

Ведущий 2. Прошу садиться.

Современник  3. Россия – самая большая страна на планете Земля. У нас многонациональный  удивительный народ.  Уходящее поколение, которое видело фашизм воочию, и испытало его на себе, просит Вас!

Современник 4:  Помните прошлое!

Современник 1: Берегите настоящее!

Современник 2: Думайте о будущем!

Современник 3: Любите жизнь!                     

Все участники мероприятия со зрителями исполняют заключительную песню «Изменим мир».

В конце мероприятия были представлены все актеры и авторы мероприятия.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

Приложение.

Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…

И как в немом и черно-белом, старом фильме

Печален шаг потомков… Сердце… и Душа…

Здесь не чеканят шаг. Здесь все открыто…

Идут и ветераны, Деды и Отцы…

И преклоняются к фамилиям убитых

За жизнь, что после… Матери…Сыны…

Звенят медали… Алые гвоздики —

На мрамор памяти от всех живых!

И русское, извечное Простите…

На склоне… в Храме Всех Святых…

Минута длится… в слезы верить…

И жизнь как Покаяние — длинна!

А подвиг ваш…конечно, не измерить…

Все потому, что Родина… Одна!

 

УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

Под моим окном поет синица, 
Наступает утренний рассвет... 
Заксенхаузен сейчас мне снится, 
Хоть прошло уже полсотни лет. 

Будет в поле колоситься жито 
И журчать по камушкам вода. 
Сколько было мною пережито, 
Не забуду в жизни никогда! 

Не забуду проклятые печи, 
Но не те, в которых хлеб пекут, 
Где сжигали трупы человечьи. 
Только вспомнишь — слезы потекут. 

В лагере нас голодом морили, 
Псов кормили лучше, чем людей, 
Палками резиновыми били, 
Запрягали вместо лошадей. 

Ежедневно сотни умирали, 
В сутки двести—триста человек! 
А как эти трупы убирали, 
Не забудется вовек. 

Говорят, что чуда не бывает, 
Но случилось чудо наяву: 
Я седьмой десяток доживаю 
И еще, быть может, поживу... 

Люди! Все живущие на свете, 
Я прошу, я умоляю вас: 
Берегите мир на всей планете,  Помните — живем мы только раз!  

 

.  .  .