Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка конспекта урока химии "Реакции обмена. Ионные уравнения реакций"

Дата публикации: 2024-03-25 13:52:21
Статью разместил(а):
Барковская Наталья Сергеевна

Разработка конспекта урока химии "Реакции обмена. Ионные уравнения реакций"

Автор: Барковская Наталья Сергеевна

ГБОУ СОШ № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Урок по теме «Реакции обмена. Ионные уравнения реакций» разработан для учащихся 9 класса, по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. 10-е изд. – М.: Просвещение,  2023. Данный урок представляет собой практическую работу, направленную на закрепление полученных теоретических знаний на предыдущих уроках.

Ключевые слова: урок химии, реакции обмена, ионные уравнения реакций.

 

Оборудование: учебник, реактивы к практической работе, пробирки, штатив для пробирок, таблица растворимости электронная и печатная, компьютер, проектор, колбы бумажные цветные.

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи: 

  • способствовать систематизации понятий: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
  • способствовать формированию общеучебных умений:
    • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
    • б) учебно-информационных (работать с текстом);
    • в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
  • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин): мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о теме, цели и ходе урока, мотивация.

Эпиграф к уроку: «Я бы обменял все свои технологии на один вечер в компании Сократа» Стив Джобс.

Фронтальная беседа (6 мин)

Как Вы думаете, ребята, что сегодня мы будем делать на уроке?

Какая тема урока?

Цель нашего урока? 

  • Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
  • Между какими веществами возможны реакции обмена? (между сложными)
  • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
  • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)

Работа с электронной таблицей растворимости:

  • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
  • В каких случаях возможны реакции ионного обмена? (образование газа, выпадение осадка, образование малодиссоциирующего вещества, например воды)

II. Повторение материала. Объяснение учителя (2 мин).

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакциями ионного обмена.

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции
  • если выделяется газ
  • если образуется вода

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми.

III . Практическая часть урока 30 мин.

Техника безопасности! Запись в журнале инструктажа.

Разберем эти случаи поподробнее (почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

Практическая работа «Реакции обмена. Ионные уравнения реакций».

Цель: Изучить реакции обмена между растворами электролитов, научиться определять некоторые виды ионов по результату реакции. Выяснить, в каких случаях возможно протекание реакций обмена.

Оборудование: пробирки, реактивы, штатив для пробирок.

Ход работы

Помните!!! Запрещено смешивать вещества без определенных указаний учителя!!!

Учащимся предлагается выполнить задания в парах.

Проведите опыт № 1, для этого в чистую пробирку налейте раствор сульфата меди (II) CuSO4 (раствора налить 3-4 мл) добавьте такой же объем раствора какого вещества?

 Что в черном ящике?

1.      Это средство устраняет засоры органического происхождения

2.      Второе название каустическая сода

3.      Едкое вещество

4.      Может навредить организму, работать с ним нужно аккуратно, соблюдая правила ТБ

5.      В черном ящике данное вещество в твердом виде, не в виде раствора. Для практической работы мы будем использовать раствор данного вещества.

(гидроксид натрия, «крот» - средство для прочистки труб)

Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Оформляйте данные по всем опытам в таблицу: 

№ п/п

Уравнения

Что наблюдал

Вывод

 

CuSO4  + … =

 

 

Данные запишите в таблицу. Разбираем уравнение реакции на доске с классом.

Проводим опыт №1. Какой признак у данной реакции?

Примерная запись в тетради у учащегося в таблице

Опыт 1.

1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

CuSO4 + 2NaOH   Na2SO4 + Cu(OH)2

2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

Cu+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1   2Na+1 + SO4-2 + Cu(OH)2  (полное ионное уравнение)

3) Запишем то, что получилось: 

Cu+2 + 2OH-1   Cu(OH)2   (сокращенное ионное уравнение) и т.п.

2. Проведите опыт № 2, для этого в чистую пробирку налейте раствор хлорида магния MgCl2 (3-4 мл), добавьте такой же объем раствора гидроксида натрия NaOH, что наблюдаете?

В данной реакции образуется два вещества, одно из них в черном ящике.  

Что в черном ящике?

1. В средние века данное вещество использовали в качестве основной денежной валюты

2. Содержится в Мертвом море

3. Человек съедает около 8 кг этого вещества в год

4. Может быть черной, розовой, морской, йодированной, поваренной.

(это соль, хлорид натрия)

Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Какой признак у данной реакции?

3. Проведите опыт № 3, для этого в чистую пробирку налейте раствор гидроксида натрия NaOH (3-4 мл) и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобретает раствор? Затем прилейте в эту же пробирку (какое вещество?).

Что в черном ящике?

1. Это вещество содержится в желудке человека, и оно может растворить бритвенное лезвие за неделю

2. Это жидкость с резким запахом

3. Едкое, вредно для слизистой носа и дыхательных путей

4. С помощью этого вещества можно снять скорлупу с яиц, не разбивая яйца.

Наблюдения напишите в таблицу. Какой признак у данной реакции?

4. Проведите опыт № 4, для этого в чистую пробирку налейте карбонат натрия Na2CO3 (3-4 мл), добавьте к нему раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Данные запишите в таблицу. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

5. Проведите опыт № 5, для этого в чистую пробирку налейте раствор хлорида бария BaCl2, добавьте к нему раствор сульфата алюминия Al2(SO4)3

Что наблюдаете? Данные запишите в таблицу. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Сделайте общий вывод по работе

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают:

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
  • оксиды;
  • воду;
  • газы.

III. Итог урока (3 мин) Вернемся к началу урока, эпиграфу.

Почему именно с Сократом хотел пообщаться Стив Джобс?

Сократ – первый мыслитель, кто опустил философию с небес, даровав ее обычным людям. Сократ - источник вдохновения для самостоятельных мыслителей.

Закончить урок хотелось бы стихотворением из журнала «Мурзилка», 1984 года

Он готов весь день меняться:

То на то,

А то на то!

Он не может отказаться от обмена

Ни за что!

Марки, фантики.

Монеты…

Хочешь это?

Дай мне то!

Ну а я тебе зато

Это подарю и то!

И сказал преподаватель:

Всяких видел я менял…

Лучше б двойки ты, приятель,

На четверки поменял.

IV. Рефлексия (2 мин) Ребята, надеюсь, Вам понравился наш урок, поднимите цветную колбу, в зависимости от того, как вы работали на уроке.

Самоанализ работы.

Колба красная  - пассивно участвовал в уроке

Колба синяя – участвовал в уроке хорошо, был заинтересован темой урока

Колба зеленая – очень активно участвовал в уроке

V. Домашнее задание (1 мин).

Оформить практическую работу, сдать учителю.

 

Список литературы:

1. Учебник  Химия:для  общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 10-е изд. – М.: Просвещение,  2023.

2. Задачник по химии 9 класс Н. Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

3. ОГЭ -2023 Химия, тематический тренинг В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Ростов-на-Дону «Легион-М», 2023.

4. Репетитор по химии А.С. Егоров, Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.

 

.  .  .