Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация поисковой, исследовательской деятельности студентов преподавателями экономических дисциплин

Дата публикации: 2024-03-07 01:52:00
Статью разместил(а):
Лобашевская Елена Константиновна

Организация поисковой, исследовательской деятельности студентов преподавателями экономических дисциплин

 Автор: Лобашевская Елена Константиновна

Ивантеевский филиал Московского политехнического университета, Ивантеевка

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях организации поисковой, исследовательской деятельности преподавателями экономических дисциплин. Исследовательский метод широко используется для формирования практических умений и навыков студентов.

Ключевые слова: исследовательская работа, исследовательский метод, поисковые навыки, практическое обучение студентов.

 

Важнейшей задачей преподавателей экономических дисциплин Ивантеевского филиала Московсовского политехнического университета является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих основными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями. Эта задача решается путем использования комплексного подхода к обучению, предполагающего сочетание воспитательной, учебной и исследовательской работы.

Исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формированию навыков и умений исследования, выработку творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой.

Основными направлениями исследовательской работы являются учебная, внеаудиторная и организация внеклассных мероприятий.

В процессе преподавания всех экономических дисциплин проводится поисково-исследовательская работа как способ организации поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых для них проблем

На учебных занятиях студенты решают практические задачи, используя методы сравнения, исследования, опираясь на свое аналитическое мышление и воображение. По дисциплине маркетинг студенты самостоятельно разрабатывают рекламу, торговую марку. По дисциплине статистика подбирают статистический материал, строят графики, проводят сравнительный анализ.

Исследовательский метод как составная часть проектного метода широко используется в бизнес-планировании. В ходе изучения дисциплины каждый студент разрабатывает учебный бизнес-проект. Для этого необходимо самостоятельно узнать все о будущем продукте или услуге, рассмотреть несколько вариантов технологий производства, выбрать лучший из них, провести исследование рынка сбыта (как покупателей, так и продавцов-конкурентов), спрогнозировать объемы продаж. Определить эффективность проекта и ответить на вопрос, который ставится перед началом разработки проекта бизнес идеи: «Стоит ли инвестировать в учебный проект?»

В процессе поисковой, исследовательской работы студенты осваивают навыки работы с различными литературными источниками, приобретают опыт написания рефератов, докладов, оформляют стенды, газеты.

При подготовке рефератов студенты строят таблицы, графики сезонной волны, которые затем используются как раздаточный материал на уроках статистики. Для написания этих работ студенты посещают сайт Росстата, используют библиотечный фонд , в том числе электронный.

Исследовательские и поисковые навыки формируются при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ. Выполнение курсовых работ способствует закреплению навыков, самостоятельного подхода к решению экономических задач. Курсовая работа выполняется с использованием материалов, собранных на реально действующих предприятиях. Каждое предприятие характеризуется совокупностью присущих ему особенностей, следовательно, студенты должны изучить положение дел на предприятии, в разрезе рассматриваемого вопроса. Для этого нужно провести самостоятельное исследование, начиная со сбора информации и заканчивая формулировкой выводов и предложений.

При выполнении выпускных квалификационных работ поисковая работа начинается с подбора литературы, нормативно-законодательных актов, изучения теории и методов анализа. Затем проводится выполнение практической части с элементами исследования. В процессе выполнения выпускных квалификационных работах студенты  изучают ь маркетингового отдела, определения основных мероприятий по исследованию рынков, на которых функционирует организация. Собирая, изучая, анализируя информацию, обучающиеся вырабатывают конкретные рекомендации. Преподаватели помогают обобщать результаты проведенных исследований.

В колледже на постоянной основе проводятся дополнительные занятия по дисциплинам «Финансы, налоги и налогообложение», «Основы предпринимательской деятельности» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Менеджмент» и др. Занятия способствуют развитию аналитического и творческого мышления у студентов, помогают лучше освоить различные разделы экономических дисциплин.

Проводимые на занятиях обзоры специальной литературы играют большую роль в приобретении дополнительных знаний по экономическим специальностям. В рамках исследовательской работы ежегодно организовываются и проводятся статистические наблюдения по здоровому образу жизни, адаптации студентов и др. Разработаны анкеты, проведены мониторинги студентов, подведены итоги, результаты оформлены в виде графиков и использованы при проведении открытого мероприятий и классных часов.

Многие качества студентов раскрываются в поисковой, исследовательской работе. Их умения и способности используются при изготовлении наглядных пособий, таблиц, плакатов, раздаточного материала, презентаций. Преподавателями экономических дисциплин проводятся открытые классные часы, посвященные Дню финансиста и Дню российского предпринимательства.

Наибольший интерес представляет руководство работой студентов в процессе подготовки к выступлению на научно-практических конференциях. Проведение таких конференций предоставляет студентам возможность выполнить содержательную, неординарную работу, имеющую и практическую ценность.

Подготовка к классным часам и конференциям и участие в них вырабатывают у студентов ответственность, организованность, осознание практической значимости исследовательской работы, способствуют самоутверждению, проявлению профессиональной эрудиции.

Исследовательский метод широко используется и в практическом обучении. Во время прохождения практики по профилю специальности студенты должны собрать общие сведения о предприятии, изучить организацию и содержание работы экономической и маркетинговой служб, проанализировать ассортимент предприятия, эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.

Резюмируя сказанное, необходимо обратить внимание на обоснованность выбора проводимых исследований и объединения их в логическую систему, начиная от простейших заданий и заканчивая проведением серьезных и глубоких исследований реально существующих проблем.

 

.  .  .