Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии

Дата публикации: 2024-03-03 17:17:09
Статью разместил(а):
Шевкун Анна Сергеевна

Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии

Автор: Шевкун Анна Сергеевна

МБОУ Барвихинская СОШ, п. Барвиха, г.о. Одинцовский

 

Аннотация: Методологической основой обновленного ФГОС является системно-деятельностный подход, идея которого является не транслирование знаний, а получение знаний в итоге совместного сотрудничества учитель–ученик. В статье рассматриваются технологии, которые помогут реализовать этот подход на уроках биологии при изучении курса ботаники.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, корневые системы, функции корня.

 

Технология деятельностного метода, включает проблемное преподавание,  элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности обучающихся. 

Создание проблемных ситуаций, постановка  учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

При изучении темы корневые системы и виды корней на организационном этапе дети формулируют цель, на этапе актуализации знаний создаем проблемную ситуацию и приступаем к изучению этого вопроса.

На столах лежат гербарии растений с разными корневыми системами (стрежневая система и мочковатая). Детям предлагается рассмотреть растения. Понять чем они отличаются. Примерные вопросы задаваемые учителем: Перед вами гербарии растений, чем различаются все представленные растения? Ответы детей. Один из правильных ответов: Разные корневые системы 
Какова цель нашего урока? Изучить разные коревые системы и виды корней.

Мы сказали, что представленные растения различаются разными корневыми системами. Разделите все представленные растения на 2 группы.  

На этапе изучения нового материала обучающиеся заполняют таблицу с использованием информации из учебника.

Работа с учебником: Как называются  разные корневые системы? Ответы: стрежневая, мочковатая.

Задание1. Заполняем таблицу с помощью учебника.

Название коревой системы

из каких корней состоит

Примеры растений (из предложенных гербариев)

Стержневая

хорошо развит главный корень

одуванчик,  фасоль

Мочковатая

хорошо развиты придаточные и боковые корни

пшеница, рожь, подорожник

После заполнения таблицы дети сталкиваются с новыми понятиями: главный корень, придаточные и боковые. Задаётся вопрос какие виды корней существуют?

Работая в паре обучающимся предлагается выбрать гербарий растения с стержневой корневой системой, и  найти главный корень, боковые и придаточные.  (Работая с учебником)

2 проблемный вопрос: Может ли растение жить без корня? Почему? Ответ: Корень выполняет важные функции. Каковы его функции? (предположения обучающихся) (обобщить и записать )  

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

1.Закрепление растения в почве.

2. Почвенное питание.

3. Откладываются и запасаются питательные вещества.

На этапе закрепления знаний подводим итоги:

Что нового изучили в на уроке? Типы корневых систем.

Какие типы корневых систем существуют? Мочковатая, стрежневая.

Какие виды корней характерны для стержневой системы? Придаточные, боковые, главный.

Какие зоны корня существуют?

Подытожив всю информацию, предлагаю составить детям кластер на тему "корень". Объяснив как его выполнять и приведя примеры (кластеры могут быть разнообразны ). Один из примеров.

Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности. 

  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. 
  • Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. 
  •  Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности. 

 Однако преимущества проблемного подхода очевидны. 

  • У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности. 
  • Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи. 
  • При реализации проблемного подхода большинство обучающихся начинают положительно относиться к учёбе. 

Интерес к предмету заставляет обучающихся тол больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии. 

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы. 

 

Список литературы:

1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС. – М: Эйдос, 2012.

2. Федеральный государственный стандарт общего образования. М.,2021.

3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. 2020. № 4.

 

.  .  .