Роль адаптивной физической культуры в развитии обучающихся с нарушением интеллекта
Роль адаптивной физической культуры в развитии обучающихся с нарушением интеллекта
Автор: Голышева Виктория Александровна
ОГБПОУ «Галичский аграрно-технологический колледж Костромской области»
Аннотация: В статье показано значение адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением интеллекта, раскрываются особенности преподавания адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, нарушение интеллекта, физическое воспитание, двигательная активность.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Наряду с понятием «физическая культура» существует понятие «адаптивная физическая культура». Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая воспитанников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В ОГБПОУ «Галичский аграрно-технологический колледж Костромской области» по программам профессионального обучения обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Для таких обучающихся в рамках основной программы профессионального обучения в колледже разработана программа «адаптивной физической культуры».
Дети этой категории имеют отклонения в физическом и двигательном развитии. Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию.
Физическое воспитание является одним из основных учебных предметов, обязательным для всех обучающихся, решающими конкретные образовательные и коррекционные задачи.
Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.
Задачи курса:
1. Создание правильной основы для формирования двигательных умений и навыков, общей двигательной культуры.
3. Развитие рецепторных отношений в координации движений, упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опоростойкости.
4. Формирование равновесия.
5. Формирование правильной осанки.
6. Развитие пространственной ориентировки и точности движений.
7. Развитие зрительно - моторной координации.
Коррекционные задачи обуславливаются наличием у учащихся разнообразных
дефектов физического и моторного развития. Каждый раздел программы, предполагает решение коррекционных задач. В результате учебной дисциплины учащиеся должны уметь и знать:
· планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
· выполнять индивидуально подобранные комплексы гимнастики;
· преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
· выполнять комплексы упражнений общей физической подготовки;
· выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в изучаемом разделе учебной программы;
· проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
· помощь в судействе: организация и проведение подвижных игр и игровых заданий; подготовка места занятий.
Программа содержит также теоретическую часть. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание учащимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Формы адаптивного физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, урочные занятия физическим воспитанием, физкультпаузы, динамические перемены, самостоятельные занятия физическими упражнениями, прогулки, подвижные и спортивные игры, спортивные соревнования.
Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности с нарушением интеллекта на занятиях физической культуры:
- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- адекватность средств, методов и приемов обучения двигательным действиям;
- эмоциональность занятий;
- поощрение, одобрение, похвала даже за небольшие успехи;
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса.
К психологическим требованиям относятся:
- создание комфортного психологического климата на уроке;
- сплоченность группы;
Стиль общения (доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его внимание к каждому обучающемуся).
Каждое занятие должно планироваться в соответствии со следующими принципами:
- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
Наряду с конкретными задачами в программе «адаптивной физической культуры» рассматривается и более широкая задача – социализация обучающихся, которая осуществляется через игровые методы (эстафеты, подвижные игры и т.д.)
Таким образом, следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм обучающихся с нарушениями интеллекта, но и формирует новое осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, расширения психомоторных возможностей для нормальной жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Григорьев Д.В. Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. – СПб.: Наука-Питер, 2005.
2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений- М: Академия, 2002.
3. Евсеев С.Т., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы/ Под ред. И.М.Бгажноковой. – М: ВЛАДОС, 2010.