Адаптация обучающихся с ОВЗ на учебной и производственной практике в учебных заведениях
Адаптация обучающихся с ОВЗ на учебной и производственной практике в учебных заведениях
Автор: Шарова Лариса Иосифовна
ОГБПОУ «Галичский аграрно-технологический колледж Костромской области»
Аннотация: Данная статья описывает основные моменты работы на учебной и производственной практике обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова: адаптация учащихся, учебная и производственная практика, обучающиеся с ОВЗ.
Педагог не может проводить в жизнь идеи, которые не стали его убеждениями. Педагог не сможет воспитывать у учащихся чувство ответственности и требовательности к себе, если сам не будет проявлять эти качества на каждом шагу.
При обучении и воспитании учащихся следует помнить слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательности, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускающим шутку, но не превращающим серьезное дело в шутку».
На современном этапе возрастает роль мастеров, работающих в профессиональных лицеях, колледжах и обучающих лиц с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Понятие дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, так как различными являются причины и степень выраженности отставание в их развитии. Общим для детей с ОВЗ является недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, трудности регуляции поведения.
Однако стимуляция деятельности этих детей, оказания им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста.
Поэтому, дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой в заведении. Им на помощь приходит мастер.
Профессиональное мастерство важнейшее качество мастера, определяющее эффективность его деятельности.
Главным признаком профессионального мастерства является умения научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер. Профессиональное мастерство, естественно, не природный дар человека, хотя природные задатки во многом облегчают овладение им.
Хочу с уверенностью сказать, что для мастера нужны не только профессиональные знания и умения, ему необходимы и знания педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики теоретического и производственного обучения. В процессе обучения мастер особенно близко в разных планах соприкасается с учащимися, показывает приемы и способы работы, контролирует учебные успехи, оценивает качество работы, поощряет, дает советы, все это влияет на формирование личности воспитанников.
В «Галичском индустриальном колледже Костромской области» обучаются дети с ОВЗ по профессиональной подготовке «Штукатур, маляр»
Работу с обучающимися разделила на следующие блоки:
1. Социальный.
2. Рабочий.
3. Образовательный.
Социальный блок включает в себя воспитательную работу с детьми ОВЗ.
Цель коррекционной работы:
Исправление (доразвития) психических и физических функций обучающихся в процессе общего его образования, подготовке к жизни и труду.
Воспитательная система социального блока включает в себя
1. Социальные адаптации обучающегося.
2. Индивидуальные работы.
3. Социально-бытовая ориентация.
4. Эмоциональная поддержка.
5. Охрана здоровья и физического развития.
Основными принципами организации воспитательной деятельности с детьми ОВЗ являются: принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащихся своих возможностей на основе последовательного отбора способов проведения в процессе освоения различных социальных ролей.
Принцип вариативности организации в работе с детьми требует учета всего диапазона индустриальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей. Их обогащение и пробуждение новых интересов.
Принцип организации личного пространства обучающегося требует создания таких условий, когда ребенок может уединиться, оформить свое личное место. Данный принцип требует учета индивидуального темпа и режима проживания, предоставления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «Я».
Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в в жизнедеятельность обучающихся общечеловеческих ценностей образцов культуры. обогащение нравственного опыты воспитанников.
Основной целью колледжей и лицеев являются также создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого обучающегося коррекционно – педагогическое воздействие должно быть направленно на преодоление и предупреждения нарушений развитие, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в заведении. Одной из важнейших целей работы мастера профессионального обучения, социального педагога по-прежнему является охрана и укрепление здоровья воспитанников.
Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы является оздоровление, физическое развитие и совершенствование техники движения, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни
По социальному блоку в группах класса коррекции проводятся классные часы, праздники фантазии, внеурочные коллективные мероприятия, праздники народного творчества, индивидуальные беседы, родительские собрания (показ мероприятия)
Рабочий блок включает в себя изучение учебного материала и доступность его при прохождении учебных и практических занятий.
Цель коррекционной работы обеспечение условий для обучения, произведение работ в соответствии с способностями и возможностями обучающегося.
Рабочая система блока включает в себя
1. Организация техники безопасности.
2. Создание благоприятной атмосферы в группе.
3. Преодоление трудностей в поставленной задаче перед обучающимся (учебная практика).
4. Систематическое и глубокое овладение знаниями и практическими навыками, профессиональным мастерством.
5. Работа обучающегося с применением учебно- производственного оборудования, инструментов, приспособлений.
6. Систематическое участие обучающихся в производственном труде.
7. Выработке важнейших показателя основ профессионального мастерства рабочего человека – качества труда.
8. Трудоустройство по специальности.
Рабочий блок является одним из важнейших для достижения целей в обучении обучающихся, так как воспитание интереса к профессии – задача не только первых дней учебы, а всего учебного процесса. На всех этапах обучения нужно находить возможности для формирования у обучающихся глубокой убежденности в важности, полезности, нужности их профессии. Необходимо, что бы такая убежденность обусловливалась не столько рассказами о профессии мастера и её представителей, сколько ответом практической деятельности обучающихся, их интересом к работе, выполняемой с целью освоения профессии.
Эмоциональное удовлетворение от успеха – залог будущих достижений. Так, ведя учащихся от маленьких начальных успехов к более существенным, а от них к значительным, мастер постепенно формирует у них, с одной стороны, профессиональное мастерство, с другой – оптимизм, уважительное отношение к собственному труду, к труду вообще.
Важнейшая задача трудового воспитания учащихся в процессе производственного обучения – воспитание у них – рабочей части. Рабочая часть предполагает выполнение любой работы всегда качественно, старательно, на совесть, в срок, надежно, аккуратно, красиво. Рабочая часть- это значит всегда быть хозяином своего слова, хорошим и надежным товарищем в труде, на которого всегда можно положиться; честность, порядочность, инициативность. Рабочая часть – это высокая трудовая дисциплина, производственная самостоятельность, культура труда, чувство хозяина, которому «до всего есть дело», активная жизненная трудовая позиция. И постепенно, чувствуя эмоциональное удовлетворение от получаемой профессии, обучающихся принимает правильное решение трудоустройства.
«Верьте в себя, реализуйте мечту. Жизнь самый ценный подарок, который у нас есть!» Дон Санулер, бизнесмен – инвалид.
По рабочему блоку в группах проводятся открытые уроки производственного обучения, внеклассные мероприятия по профессии, коллективные экскурсии, мастер-классы.
Образовательный блок включает в себя современные технологии в работе с детьми с ОВЗ
Цель коррекционной работы:
1. Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми ОВЗ.
2. Значение средств современных информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ.
3. Создание коммуникативных ситуаций, лично значимой для каждого обучающегося видов деятельности.
4. Использование специализированных компьютерных программ в преподавание предметов.
5. Использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми, имеющими ОВЗ.
6. Использование мультимедийных презентаций в обучении.
Развитие представление о целостности картины мира – одна из задач, решаемых с помощью компьютерных технологий.
Пока не созданы фильмы научного характера для ребенка с ОВЗ. Поэтому с помощью компьютерных технологий мы сами учимся и монтируем фильм, выбираем из обычных фильмов естественного цикла главное, и что есть важное, понятное нашим обучающимся.
По образовательному блоку в группе проводится тестовые компьютерные задания, презентации на различные темы, просмотр фильмов, составление технологических карт с помощью компьютера.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности конфликтов со сверстниками и взрослыми в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию.
Такой ребенок может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющих проблем со здоровьем, но обнаружить свои даровании, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Нельзя не сказать, что самым главным и показательным звеном для развития детей является родитель. Он открывает врата жизни для ребенка, от него зависит настоящее и будущее. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше сказать максимально благоприятные условия для их развития.
Памятка для родителей:
1. Никогда не воспитывайте детей в плохом настроении.
2. При разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте.
3. Активно слушайте его переживания
4. Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
5. Помогите ему, когда он просит.
6. Поддерживайте и отмечайте успех ребенка.
7. Используйте в общении фразы, вызывающее положительные эмоции.
8. Развивайте любознательность и воображение.
9. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
10. Искренне радуйтесь успехом детей.
11. Не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй, рукопожатие – отличное поощрение.
12. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
13. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Рекомендации педагогу:
Мастеру производственного обучения по проблеме социально – педагогической поддержки развития личности обучающегося с ОВЗ.
1. Относитесь к обучающемуся спокойно и доброжелательно.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности обучающегося при выборе форм, методов, приемов работы на уроках, учебных и производственных практик
3. Сравните обучающегося с ним самим, а не с другими.
И свой доклад я хочу закончить стихами:
Мир особого ребенка интересен и пуглив
Мир особого ребенка безобразен и красив
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир особого ребенка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир особого ребенка- он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка – допускает лишь своих.
Главный результат, на который очень хочется надеяться заключается в усвоении ребенком вечным ценностей: милосердие, правдолюбие, стремление к добру.
А это возможно лишь нашими совместными усилиями.