Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План-конспект урока по обществознанию в 6 классе "Конфликты в межличностных отношениях"

Дата публикации: 2024-02-20 14:50:21
Статью разместил(а):
Серова Елена Сергеевна

План-конспект урока по обществознанию в 6 классе "Конфликты в межличностных отношениях"

Автор: Серова Елена Сергеевна

ГКОСУВУ Школа № 2 (открытого типа), Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье представлен план-конспект урока по обществознанию «Конфликты в межличностных отношениях» для проведения в 6 классе в рамках раздела «Человек и его социальное окружение». Данная  методическая разработка содержит цели, задачи, результаты, УУД, а также подробное описание хода урока по разделам.

Ключевые слова: обществознание, 6 класс, социальный конфликт, конфликты в межличностных отношениях.

 

Цели и задачи урока: познакомиться с понятием конфликта, его видов и основных стадий, а также стратегий поведения в конфликте. Познакомиться со способами профилактики и конструктивного разрешения конфликтов.

Личностные результаты (гражданское воспитание): представление о правилах межличностных отношений.

Предметные результаты: умение приводить примеры конфликтных ситуаций и конструктивных разрешений конфликтов.

Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.

Ход урока

1) Организационный этап. (2 минуты). Зашли, сдали телефоны. Приветствие, напоминаются правила поведения.

2-3) Мотивационный этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. (3 минуты)

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о свободном времени подростка, о хобби. Когда вы отвечали на вопрос о том, что вы любите делать в свободное время, многие говорили о том, что любите общаться с друзьями. Действительно, общение – важнейшая составляющая часть жизни человека любого возраста. Но всегда ли оно проходит гладко?

Обучающиеся: нет.

Учитель: Недавно в нашем классе был проведен опрос. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, попробуйте, пожалуйста, догадаться, о каком понятии идет речь. Только не выкрикивайте. Досмотрим презентацию, и я вас спрошу.

Актуализация знаний. Слайды «Что такое конфликт» (На слайдах мнения о конфликтах учеников 6 класса).  

Учитель: О чем же идет речь?

Обучающиеся.: О конфликте.

Учитель: Верно. Наш урок будет посвящен конфликтам. Их изучает особая наука «конфликтология», и чтобы стать настоящим знатоком конфликтов и способов их разрешения – конфликтологом, нужно учиться как минимум 4 года, например, на философском факультете нашего Санкт-Петербургского университета. Вот перед нами один из учебников по конфликтологии, его можно будет посмотреть на перемене. Ученые-конфликтологи выделяют множество видов конфликтов. Например, некоторые изучают конфликты в животном мире, которые называют зооконфликты. Некоторые конфликты проходят внутри одного человека, одной личности. Как вы думаете, как они называются?

Обучающиеся: внутриличностные конфликты.

Учитель: Конфликты среди людей называются социальными. Мы с вами постараемся сегодня прикоснуться к этой  замечательной науке – конфликтологии и узнать больше о, пожалуй, самом распространенном  виде социальных конфликтов, проходящим между двумя или несколькими личностями. Как вы думаете, как он называется?

Обучающиеся: Межличностный конфликт.

4) Постановка темы, цели, задач урока. (2 минуты)

Учитель: Какова же будет наша сегодняшняя тема? Давайте ее сформулируем.

Обучающиеся предлагают, учитель записывает.                                      

Учитель: Теперь  давайте определимся, что бы мы хотели узнать о конфликтах

 Ответы записываются на доске в виде плана.

1. Что такое конфликт?

2. Стадии конфликта

3. Стратегии поведения в конфликте

4. Как вести себя в конфликте?

Для того чтобы выполнить наш план, обратимся к заданиям.

5. Этап приобретения новых знаний и умений (18 минут).

Выполнение заданий рабочего листа.

Обучающиеся читают задание, определение, ищут и записывают элементы конфликта. Учитель корректирует.

Задание 1. Прочитайте определение и заполните схему элементов социального конфликта.

Социальный конфликт - наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в ходе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников  и сопровождающийся их негативными эмоциями (переживаниями) по отношению друг к другу.

СХЕМА:

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ = П……..Е  + П………Е  +  П…………..Е

Обучающиеся читают определение, ищут и записывают элементы конфликта «Противоречие», «Противодействие», «Переживание», приводят примеры. С помощью учителя проверяют результат.

Учитель. Теперь перейдем ко второму заданию. Слушаем текст,  ставим по порядку стадии развития конфликта.

Стадии  конфликта

Сбалансированное противодействие          

Осознание противоречия               

Инцидент  

Завершение конфликта                    

Урегулирование конфликта                   

Эскалация      

Возникновение противоречия      

Попытки разрешить противоречие неконфликтно

Возникновение предконфликтной ситуации.

Учитель читает текст. «Повару, отвечающему за питание в школе, предоставили некорректные данные о количестве учеников, присутствующих сегодня. В итоге он приготовил на одну  булочку меньше, чем количество учеников, пришедших на обед. (возникло объективное противоречие).  Вася из 6-го класса и Миша из 7-го класса (до этого случая не общавшиеся) задержались каждый на  своем уроке, и пришли на обед последними. Вася издалека увидел Мишу, а также заметил, что на подносе раздачи лежит только одна булочка (осознание противоречия). Вася поискал сотрудников столовой, чтобы объяснить ситуацию и понять, как быть (попытка решить противоречие неконфликтно), но как назло, в этот момент все были заняты, и никто не  смог помочь. Миша тоже увидел, что булочка одна, а их двое и нахмурился (возникновение предконфликтной ситуации). Оба мальчика одновременно доели первое и второе, и подошли к столу раздачи. Миша задел Васю плечом и со словами «Эй, мелкий, что под ногами болтаешься!», попытался оттолкнуть от подноса (инцидент). Вася стал сопротивляться со словами: «Грубиян! Я возьму булочку и уйду». Началась потасовка (эскалация). Мальчики боролись 2 минуты (сбалансированное противодействие).          

Миша был сильней, в итоге он смог взять булочку. Вася смирился, и решил с ним больше не связываться. Не так уже это булочка ему была нужна, но все же он был  доволен собой, что оказал достойное сопротивление более сильному сопернику (урегулирование конфликта). В это время подошли сотрудники и пристыдили Мишу. Он согласился, что был груб с Васей. «Ладно, держи половину булочки… как тебя  зовут-то?». Пока мальчики кушали, успели познакомиться, и даже найти общие темы для разговора (разрешение конфликта)».

С помощью учителя проверяется и  закрепляется  результат.

Динамическая пауза (3 минуты)

Учитель: Давайте  встанем и немного разомнемся. Но при этом, будем продолжать говорить о конфликтах. Конфликт может быть как отрицательным (деструктивным), так и положительным (конструктивным) явлением. Попробуем определить его функции.

Учитель называет, обучающиеся поднимают таблички «Конструктивно» или «деструктивно».

· Истощает личностные ресурсы

· Полностью или частично устраняет возникшие противоречия

· Формирует негативный образ «другого» образ врага

· Позволяет участникам конфликта лучше узнать друг друга

· Может вызывать стресс, ухудшение здоровья

· Снижает психологическое напряжение

· Отрицательно влияет на развитие личности

· Может сплотить группу

· Может сопровождаться насилием и гибелью людей

· Оптимизирует межличностные отношения

· Снижает эффективность деятельности

· Улучшает условия

· Разрушает взаимоотношения

· Способствует повышению авторитета участника, отстаивавшего справедливые цели.

Ученики садятся, делают выводы.

Задание 3. Ученики с помощью учителя узнают и записывают в схему названия стратегий поведения в конфликте. Разбор стратегий поведения в конфликте проходит на примерах из сказок и мультфильмов.

Соперничество – «Лиса и  заяц», приспособление – «Золушка», избегание – «Колобок», компромисс – «Вершки и корешки» (ложный), сотрудничество «Жил-был пёс». Обучающиеся подписывают название стратегий, записывают определения в тетради.

….. – понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента (приспособление);

….. – поиск приемлемого решения, удовлетворяющего интересы  обеих сторон (сотрудничество);

……– взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон (компромисс);

….. – отсутствие активных действий по разрешению конфликта (избегание);

….. – навязывание другой  стороне предпочтительного для себя  (соперничество)

Задание 3.Обучающиеся самостоятельно выполняют задание 4.

Вася хочет вести себя в конфликтах конструктивно и написал памятку, где указал, какие действия способствуют конструктивному  разрешению конфликтов. Проверь памятку Васи и зачеркни те советы, которые он  написал ошибочно.  

Дополнительное задание: допиши памятку.          

· Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту.

· Вспомнить все плохое, что я знаю о моем оппоненте и действовать в конфликте как можно жестче.

· Спокойно проанализировать конфликт, противоречие его вызвавшее, стадии, стратегии поведения.

· Заручиться поддержкой всех своих самых сильных друзей и припугнуть моего оппонента.

· Придумать, как можно исподтишка навредить моему оппоненту.

· Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте.

· Попытаться встать на место моего оппонента, и посмотреть на конфликт с его точки зрения.

· Обратиться за помощью в разрешении конфликта к взрослому человеку, которому я и мой оппонент доверяем (воспитателю, психологу и т.п.), или в службу медиации.

· Всегда в дальнейшем избегать моего оппонента насколько это возможно.

6) Систематизация знаний, закрепление 7 минут.

Смотрим отрывки из мультфильма «Конфликт» (производство «Союзмультфильм», 1983 г). Выполняем задания.

А) Как вы считаете, черты каких конфликтов показаны в мультфильме?

Б) Как вы думаете, какое противоречие лежит в основе этого конфликта?

В) Предположите, какие действия героев здесь являются инцидентом?

Г) Какую стратегию использовали участники этого конфликта?

Д) Этот конфликт является конструктивным или деструктивным?

Е) Какие советы можно было бы дать участникам этого конфликта?

7) Формирующее оценивание. (2 минуты)

8) Домашнее задание. (1 минута)

Вспомнить конфликт, который был в вашей жизни (или из литературных произведений, кино и т.п.) и  рассказать, какие в нем были элементы, стадии, как он разрешался.

9) Рефлексия (2 минуты) Что вы узнали на уроке? Поменялось ли ваше отношение к конфликтам?

 

Литература:

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб: Издательство «Питер», 2013 г.

 

.  .  .