Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи на уроках русского языка

Дата публикации: 2024-01-21 18:21:22
Статью разместил(а):
Агеева Инна Эдвардовна

Развитие речи на уроках русского языка

Автор: Агеева Инна Эдвардовна

МКОУ Хвощеватская ООШ

 

Развитие речи учащихся - это процесс длительный и очень сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и на специальных уроках по развитию связной речи. В содержание её входит:

1) воспитание произносительной культуры учащихся ( с учётом фонетических закономерностей языка );

2) лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определённых знаний из области лексики и фразеологии языка, а также из области лексической стилистики ;

3) работа  над предложением и словосочетанием, в основе которой лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи слов и строения предложений, а также усвоение  основных норм синтаксической стилистики;

4) развитие навыков связной устной и письменной речи.

Работа по развитию речи проводится, как правило, одновременно во всех этих направлениях в связи с изучением программных тем курса и при проведении специальных упражнений, преследующих цель развития навыков связной речи.

Связная речь, овладение которой конечной целью всех занятий по русскому языку, может быть и устной, и письменной, книжной и разговорной, а по своей функции может относиться к любому из стилей речи.

Чтобы добиться овладения учащимися связной речью, необходимы упражнения. В школьных учебниках предлагается значительное количество упражнений, содержащих наряду с грамматическими, орфографическими и другими заданиями и такие, как пересказать содержание данного текста, прочитать и ответить на поставленные вопросы, озаглавить текст, указать его основные части, найти отдельные части текста, выделить главную мысль, определить тему высказывания, составить небольшой рассказ или сделать описание по разобранным образцам и т.д.

Выполнение этих заданий способствует овладению связной речью. Основное же содержание уроков по развитию связной речи составляет подготовка и проведение изложений и сочинений – упражнений, взаимосвязанных и в равной степени необходимых в школьной практике.

В практике школьного преподавания известны различные виды изложений. По цели проведения изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, проверки ( не чаще 1 раза в четверть ), а обучающие проводятся от 3 до 6 раз в четверть. Перед подготовкой к уроку я прежде всего определяю, какой вид обучающего изложения будет проводиться в классе, с какой целью. Внимательно читаю, формулирую конкретные задачи предстоящей работы. Кроме этого, в работе над текстом необходим логический анализ: членение на части, озаглавливание их, т.е. составление плана. Самым главным условием успешного обучения изложению, я считаю, должна быть продуманная система вопросов. В начале урока преподаватель читает текст и ведётся беседа по содержанию с одновременным анализом языковых средств. Обязательно  нужно проводить словарно-орфографическую работу, которая способствует предупреждению возможных ошибок.    

Основное назначение работы над подробными изложениями, близкими к тексту состоит в обучении учащихся умениям хорошо осмысливать сюжетно-композиционную канву и содержание исходных текстов, вдумываться в особенности их языкового строя. Учащиеся должны научиться самостоятельно планировать связные высказывания, отбирать лексико-синтаксические и стилистические средства в соответствии с идейно-тематической направленностью исходного текста, грамотно оформлять свои записи в орфографическом и пунктуационном отношении. Такой урок включает следующие дидактические компоненты:

1. Сообщение темы занятий, постановка цели.

2. Краткая беседа об авторе, из произведений которого взят отрывок для проведения изложения.

3. Выразительное чтение исходного текста учителем.

4. Вступительная беседа по содержанию отрывка.

5. Работа над содержанием и композицией текста; составление плана изложения.

6. Языковая подготовка; составление «рабочих материалов»:

а) словарная работа;

б) анализ грамматической структуры, стилистических особенностей и образных средств текста;

в) работа над трудными правилами орфографии и пунктуации.

7. Устный пересказ текста.

8. Повторное чтение текста.

9. Самостоятельное выполнение задания учащимися:

а) уточнение « рабочих материалов»;

б) подготовка черновиков;

в) написание беловых вариантов.

Такие изложения обычно пишутся как в классе, так и дома; чтобы добиться цели урока, потребуется длительный отрезок времени, отводя для этого целый урок. Работу над изложением учащиеся завершают дома, тщательно редактируя черновики и переписывая тексты набело. На ранних стадиях подготовка обучения написанию подробного изложения обычно носит коллективный характер. Это и устный пересказ текста, когда учащиеся, работая «по цепочке», по частям передают содержание прочитанного или прослушанного отрывка. Но, формируя навык работы над подробным изложением, степень самостоятельности должна всё время возрастать. Из практики известно, что наибольший обучающий эффект дают изложения зрительно-слухового типа.

Работая над сжатыми изложениями, учащиеся учатся сокращать предлагаемые им для пересказа тексты. Они отбирают самое главное, существенное из прочитанного, опускают детали, обобщают факты и события.

Подобный вид занятий - хорошее средство совершенствования умений систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия предложенной темы. Эти умения будут просто необходимы в процессе работы над сочинениями.

Сжатое изложение отличается от подробного методикой работы над текстом. Если при подробном текст воспроизводится целиком, то при сжатом предполагается его сокращение до пределов, подсказываемых целевой установкой учителя. Целесообразно сначала составить развёрнутый план текста и пересказать по нему весь отрывок целиком. Затем учащиеся решают, какие части текста можно опустить, а какие сократить. Но обязательно выделяется главная мысль.

Составляется план к сжатому изложению. Желательно записать оба плана в два столбца для сравнения, наглядности, какие сведения и факты могут быть сокращены. Затем составляются рабочие материалы к сжатому изложению, записываются слова с трудными орфограммами, отмечаются синтаксические конструкции, характерные для исходного текста, фиксируются словосочетания и предложения.

Для сжатого изложения обычно используются тексты, включающие диалоги, пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.д. Это облегчит работу по сокращению текста, позволяя видеть, какие части можно сократить, не причиняя ущерба главным мыслям исходных текстов.

Работа над сжатым изложением требует от преподавателя и ученика тщательной подготовки.

В современном уроке русского языка значительное место занимают изложения с творческим заданием (с добавлением к тексту), потому что этот вид изложения намечает постепенный переход к работе над сочинениями, поскольку от учащихся требуется умение самостоятельно давать оценку авторским высказываниям или вводить в текст диалоги, описания природы, портретные характеристики, обогащать содержание прочитанных отрывков новыми сведениями и фактами.

Для этой цели обычно используются тексты ранее написанных учащимися сочинений или специально составленные учителем тексты. Отрывки из произведений писателей могут предлагаться только лишь в тех случаях, когда от них требуется оценить достоинства содержательной или языковой стороны текста. Но никаких иных манипуляций с текстами допускать не следует.

Изложения с творческим заданием могут быть как обучающими, так и контрольными. В первом случае подготовительная работа к изложению осуществляется в процессе коллективной работы учащихся; во втором - все вопросы подготовки к изложению решаются учащимися самостоятельно.

Суть подготовительной работы состоит в следующем: составляются план и рабочие материалы к исходному тексту, а затем уже подбираются необходимые факты к той части изложения, где будут сделаны соответствующие добавления к тексту.

Подготовка к изложению с творческим заданием обучающего характера может быть рассредоточена по различным дням учебной недели. За 5-6 дней до начала работы над изложением в классе учащиеся знакомятся с исходным текстом и целевыми установками учителя, затем самостоятельно дома готовят материалы для добавления к тексту. Учитель на отдельных уроках в течение недели контролирует ход этой работы, консультирует учащихся, даёт им советы.

Трудность этого вида изложения в том, что необходимо включить в пересказ чисто творческие моменты:

- придумать конец к данному отрывку;

- вставить описания предметов, событий, явлений, упоминаемых в тексте на основе собственных наблюдений и впечатлений от виденного, слышанного или прочитанного;

- придумывание начала рассказа;

- ответы на вопросы;

- оценить поступок героя;

- высказать своё мнение по поводу поведения героя произведения;

- высказать своё мнение по проблеме текста.

Какой бы характер ни носили творческие элементы, включаемые в изложение, они должны сливаться содержанием того, что служит предметом пересказа.

Творческие поиски детей в работе над изложениями с элементами сочинения могут быть направлены к их жизненным наблюдениям за природой, окружающей обстановкой, трудовыми процессами и др.

Изложения с элементами сочинения, способствуя привитию учащимся навыков передачи содержания готового текста, вместе с тем активизируют и их собственные мысли, возникающие в связи с виденным, слышанным или прочитанным.   

По сравнению с изложением сочинение более сложный вид работы, учителю необходимо учитывать специфику и известные трудности в раскрытии темы. В процессе работы над сочинениями учащимися усваиваются речевые умения:

1. Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему.

2. Умение подчинять сочинение основной теме.

3. Умение собирать материал по теме.

4. Умение систематизировать материал.

5. Умение строить сочинение в определённой композиционной форме.

6. Умение выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.

7. Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное.

Виды творческих работ многообразны. Выбор их диктуется и требованиями средней школы, и указаниями программ, и запросами жизни. Особое место в школьной программе по русскому языку занимают сочинения по картине. Картина влияет на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины. Полотна русских художников развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины. Сочинения по одной картине значительно труднее. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить  действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Сочинения по картине отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по разным параметрам:

По источнику материала и типу текста (сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков, сочинение – повествование по сюжетной картинке, сочинение – описание по пейзажной или сюжетной картине, сочинение по рисункам, картинам и т.д.)

По степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов и т.д. В методике обучения сочинению по картине можно выделить несколько основных этапов:

1 этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.

Определение основных задач урока, выявление тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.

Выбор картины в соответствии с задачами урока.

Анализ картины, определение ее предметного содержания, замысла художника.

Изучение биографии художника, истории создания картины.

Составление плана урока.

2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.

Рассматривание репродукции картины.

Подготовительные упражнения на уроках русского языка (лексико-орфографические упражнения)

3 этап. Урок обучающего сочинения по картине.

Введение учащихся в речевую ситуацию.

Подготовка учащихся к восприятию картины.

Первичное рассматривание картины.

Беседа по картине, ее коллективный анализ под руководством учителя.

Выявление основных микротем.

Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.

Работа над языковыми средствами.

Орфографическая подготовка.

Самостоятельная письменная работа учащихся.

Самопроверка учащимися созданного текста, редактирование.

4 этап. Проверка и анализ сочинений учителем.

5 этап. Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений. Особое место занимает работа над сочинением по картине. Мне важно не только помочь учащимся составить и написать сочинение по картине, но и позаботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать ее содержание.

Чтобы решить эти задачи, всю работы над сочинением по картине я провожу в таком порядке:

1. Подготовка учащихся к восприятию картины. Важнейшим условием глубокого восприятия являются личные наблюдения детей за природными явлениями, близкими или созвучными содержанию картины. Поэтому я провожу экскурсии или прогулки в парк или лес с целью наблюдения детьми изменений в природе. Эти наблюдения обсуждаются и уточняются прежде, чем я перейду к работе с картиной.

2. Рассматривание картины. Я предлагаю детям молча рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием. Эти минуты очень важны, так как происходит воздействие на чувства, развивается вкус и воображение. Картина волнует, детям хочется задать вопросы учителю, поэтому я даю детям возможность высказать свои суждения, а затем приступаю к следующему этапу.

3. Анализ картины. Основным методом анализа является беседа. Учитывая то, что с пейзажными картинами учащиеся еще только начинают работать, я заменяю беседу кратким эмоциональным рассказом по содержанию картины, так как живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает, вызывает интерес, желание описать картину.

4. Составление плана сочинения.

5. Устное рассказывание по плану и словарная работа.

6. Сочинение и проверка написанной работы.

Среди различных видов сочинений остановлюсь на сочинении-описании по картине А.М. Опекушина. Описание памятника учащимся даётся нелегко. Требуется кропотливая предварительная работа, без этого невозможен даже малейший успех.

Задолго до сочинения учитель вырабатывает у учащихся представления о скульптурном произведении, где особое место уделяется знакомству с творчеством скульпторов И.Д. Бродского, С.Т. Коненкова, М.К. Аникушина, Л.В. Шервуда и др., потому что материал о них не так просто найти.

Я готовила к сочинению учащихся так. Определяю тему и цель сочинения. Проводится словарная работа: скульптор и ваятель, статуя и скульптура, постамент и пьедестал, памятник и монумент. Составление словосочетаний и предложений с этими словами.

Объяснение знаков препинания в дом. упр. «Памятник Пушкину в Ленинграде» (скульптор М.К.Аникушин)

Сравнивание работ двух скульпторов: М.К. Аникушина и А.М. Опекушина, определяем сходство и различие скульптур, основную мысль, которую воплотили они в памятнике.

Составляется сложный план.

I. Вступление.

1. Где расположен памятник?

2. Когда он установлен?

II. Основная часть.Описание  особенностей памятника:

1) постамент,

2) бронзовая фигура.

3) внешность: поза, голова ( лицо, взгляд ), одежда.

4) состояние поэта.

III. Заключение.

1. Что  Опекушин хотел выразить в скульптуре?

2. Чем памятник ценен для нас?

Подбираем синонимы к словам: поэт, статуя, одежда, изобразить и др.

Чтение примерного сочинения по теме,  выявление достоинств и недостатков прослушанного сочинения. Подбираем эпиграф к сочинению. На втором уроке проводится самостоятельная работа над сочинением.

После проверки читается и анализируется одно из лучших сочинений. Навыки, приобретённые при написании этого сочинения, закрепляются при подготовке к описанию памятника по личным впечатлениям ( например, памятник  воину- освободителю, стоящий в центре села).

Описание внешности - важное коммуникативное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в беллетристике, и в публицистике.

Из практики работы известно, что описательный тип речи является наиболее трудным для учащихся: описание внешности предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать состояние человека, его внутренний мир, выражать своё отношение к нему. Часто описание подменяется перечислением (например, элементов одежды, качеств характера и т.д.). Задача учащихся состоит в том, чтобы перевести язык живописи на язык словесного искусства.

Работа над описанием внешности предполагает формирование следующих умений:

- наблюдать;

- выделять главное, особенное в описываемой личности;

- уместно использовать в высказывании «портретную» лексику;

- отличать описательный тип от других типов речи;

- соединять в тексте фрагменты разных типовых значений;

- производить лингвостилистический анализ готового текста-описания;

- строить по образцу текст-описание внешности человека.

При подготовке и написании сочинений - описаний природы я стараюсь добиться от учащихся выполнения цели работы: дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить и углубить представление об описании; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Стараюсь оборудовать урок репродукциями картин о природе, плакатами с определениями пейзажной зарисовки, планом работы над сочинением-описанием, высказываниями о природе, пластинками «Времена года» и др.

В ходе урока составляем небольшой словарный диктант: природа, пейзаж, описание, устное рисование, повествование, рассуждение, сочинение. Объясняем орфограммы, из словарного диктанта называем слова, которые можно объединить одной темой, назвать одним термином, вспоминаем, что называется описанием, рассуждением, повествованием. Заостряем внимание, что может быть объектом описания (природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник и т.д.).  Учитель объявляет тему урока, запись на доске и в тетрадях.

Беседа по тексту стихотворения:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Кто автор этих строк?

- Знакомы ли вам эти строки?

- Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

- Какие слова передают это отношение?

- Какие выразительные средства языка использует поэт?

- Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чём пишет поэт?

Учащиеся рассматривают репродукцию И. Грабаря «Февральская лазурь», беседа по вопросам;

- нравится ли картина?

- какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж?

- что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?

- что объединяет картины зимы в стих. Пушкина и в пейзаже Грабаря?

Прослушивание грамзаписи( Вивальди «Времена года»), уясняем, как композитор с помощью звуков передал восприятие зимнего пейзажа? Делаем вывод, что природа изображена в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке. Выразительное чтение отрывка из романа И.С. Шмелёва

«Лето Господне» (описание неба, звёзд, воздуха, мороза, снега). Нахождение в тексте эпитетов. Учитель читает и комментирует план, записанный на доске. Учащиеся записывают темы сочинений: «Иней», «Падающая снежинка», «Морозный вечер», учитель комментирует задание. Дети получают дом. зад.: подобрать примеры пейзажных зарисовок из художественных произведений; написать пейзажную зарисовку по выбранной теме.

Среди множества различных творческих работ я выделяю сочинения публицистического характера. Сочинения на темы: «За что  я люблю свой край», «Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны», «Кем быть и каким быть» и др. предполагают использование знаний, почерпнутых на уроках, полученных при чтении учебников, а также знаний, основанных на личном опыте того или иного учащегося: прочитанных именно им книг, просмотренных им кинофильмов, телепередач, впечатлений от его, конкретного учащегося, жизненных наблюдений, его жизненного опыта.

Кроме этого, с моей точки зрения, в 6-9 классах можно использовать следующие жанры: заметка, репортаж, интервью, статья в газету, отзыв о прочитанной книге. Все эти жанры различаются своим назначением и интересны ребятам. Для создания публицистического высказывания использую специальные упражнения, связанные с понятием «речевая ситуация». Приведу примеры.

1. Вы послушали передачу «Сегодня в мире» и пересказываете её содержание одноклассникам: в перерыве между уроками и на заседании кружка. Что изменяется в ситуации общения?

2. Вы посмотрели интересный фильм и написали о нем отзыв в школьную газету. Укажите, как и почему вы решили написать отзыв, каким стилем речи воспользовались?

«Язык - это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры. Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» Эти слова А.И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов.

С элементарным понятием о культуре речи дети знакомятся дома, в детском саду и начальной школе. Речевой этикет начинается с приветствия, с «волшебных слов». Дети узнают, что привычные слова действительно волшебные, ибо полны глубокого смысла. При проведении уроков с «волшебными» словами мы встречаемся не раз:

- при обращении

- при изучении прямой речи

- глаголов в повелительном наклонении

- односоставных предложений

- вводных слов и т.д.

При подготовке к уроку я всегда обращаю внимание на моменты по культуре речи:

- при определении рода имён существительных (рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт(а), манжет(а). Нужно правильно подобрать имена прилагательные;

- при образовании формы множественного числа (пара (ботинки, валенки, носки, сапоги, чулки, туфли, дела, места); отряд (солдаты, сапёры, гусары, минёры); 5кг. (апельсины, томаты, мандарины);

- при образовании формы повелительного наклонения (положить, класть, поехать, махать, скакать, лечь) и др.

Другая сторона формирования культуры речи - речевое мастерство:

- заменить иноязычное слово русским (дефект, мемуары, аргументы);

- заменить старославянизмы (перст, уста, чело, вежды, ваятель);

- составить словосочетания и объяснить разницу в значении слов (адресат-адресант, сытый-сытный, эффектный-эффективный, невежа-невежда) и т.д.

Ведущее место в работе по развитию речи занимает словесное творчество учащихся. «Надо приучать писать только о том, что ученик хорошо знает» - утверждал П. Блонский. Наиболее подходящим видом литературных произведений он считал письма и небольшие рассказы.

Культура речи - это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими, грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации.

При проведении обычных уроков русского языка и литературы и по развитию речи я часто использую комплексный анализ текста. В первую очередь уясняем следующее:

- доказать, что это текст

- определитьтему, основную мысль

- что достигается благодаря членению текста на абзацы

- роль красной строки

- с помощью каких языковых средств ( лексических, грамматических) осуществляется связь между абзацами, предложениями

- озаглавливание отрывка

- определение стиля

- какие типы речи сочетаются в этом тексте

- выразительное чтение отрывка

- пересказ

- какова роль диалога

- какова роль цитирования

- высказать своё отношение к проблеме, которой посвящён текст

Далее на материале текста объясняем лексику, орфографию, пунктуацию:

- доказать многозначное или однозначное слово

- объяснить значение слов

- подбор синонимов или антонимов

- роль вводных слов

- употребление слов в переносном значении

- объяснение значения фразеологизма

-  объяснить пунктуацию( подробно или выборочно ), сгруппировать пунктограммы

- объяснить орфограммы, сгруппировать орфограммы

- составить словарный диктант на материале текста.

Эффективность урока и всего учебного процесса зависит от того, насколько ученик владеет речью, насколько в процессе общения учителя и ученика развивается культура речи, как учащиеся владеют нормами литературного произношения и как всё это преломляется в устной и письменной речи. От начала и до конца обычного урока, исключая уроки контроля, учитель старается развивать речь, выполнять требования, предъявляемые к ней.

Это происходит при проверке дом. зад., опросе, словарно-орфографической работе, обращении к «Словарю русского языка», работе с текстом упражнения, индивидуальных заданиях, сообщениях, докладах, дискуссионной речи, беседе по рисункам учебника, вопросах и ответах (в конце темы и раздела), игровых моментах, зачётах, всех видах разбора и т.д.

Откроем учебник по русскому языку и почти к каждому упражнению в задании читаем: постарайтесь объяснить…, аргументируйте свой ответ…, составьте предложение…, ответьте…, назовите…, продолжите…, укажите…

Также в учебнике есть специальные упражнения по развитию связной речи, рассчитанные на несколько минут урока или требующие продолжения для работы дома. Приведу примеры речевого развития учащихся при изучении глагола.

1. Прочитайте определение слова глагол в словаре В.И. Даля, сравните его с  определением учебника. В чём сходство и  различие?

2. Среди однокоренных слов найдите глаголы. Докажите, что это глагол.

3. Найдите в тексте глаголы цвета и звучания. С какой целью писатель вводит их в текст.

4. Какие глаголы писатель употребляет в переносном значении?

5. Подобрать синонимы и антонимы к глаголам.

6. Почему так много глаголов в данном отрывке?

и др.

Итак, конечная цель работы по развитию речи - формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в её решении принадлежит специальным урокам развития речи. От первого урока развития речи до заключительного ученик должен пройти большой и сложный путь. И насколько успешным будет этот путь, в значительной мере зависит как от организации всей работы по русскому языку, так и от результативности специальных уроков развития речи. И поэтому специальный урок развития речи - один из самых сложных уроков, трудность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного развития.

Наряду с общеобразовательными и развивающими урок развития речи решает и воспитательные, которые определяются как подобранным для изложения текстом или предложенной темой сочинения, так и всем содержанием работы на уроке развития речи, обогащающим мир чувств подростка, формирующим коллективизм, ответственность, трудолюбие.

Обучая речи, мы должны иметь в виду, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, подкрепляют друг друга. Особое значение для успешности уроков развития речи имеет учёт общепедагогических положений и принципов. Это принцип креативности (создавать), требующий, чтобы активность учащихся не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой. Поэтому важно предлагать коммуникативные задачи те, с которыми ученики могут встретиться в жизни, в естественных условиях общения. Например, формируя у учащихся умения строить текст типа описания, целесообразно предложить им реальную ситуацию, в которой потребуется это умение. Или, работая над умением создавать текст типа рассуждения, учитель ставит перед ребятами задачу выступить с заметкой в школьной газете по одной из актуальных для конкретных условий проблем. Например: « Есть ли в нашем классе настоящая дружба?» «Почему надо беречь и охранять водоёмы».

Уроки развития речи требуют соблюдения принципа от простого к сложному. Это отражено в школьной программе.

Фактором, влияющим на оптимизацию урока развития речи, является рациональный отбор приемов работы:

- чтение ( слушание ) текста с определённой установкой;

- анализ текста-образца;

- сбор рабочих материалов, их анализ;

- редактирование текста;

- расширение и сжатие текста;

- составление плана и др.

На уроке развития речи рабочие материалы обсуждаются, оцениваются, корректируются. Целенаправленная систематическая работа в этом направлении помогает сформировать такие качества, как:  внимание к окружающему, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления, оценить увиденное, прочитанное, услышанное. А это делает уроки развития речи более эффективными.

 

.  .  .