Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка
Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка
Автор: Агеева Инна Эдвардовна
МКОУ Хвощеватская ООШ
Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, статья в газете, заявление о приеме на работу, школьное сочинение, даже СМС-сообщение. Известный мыслитель 20 века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления».
Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом. А ведь это умение на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Каждый из нас на своих уроках неоднократно пользовался различными методами и приёмами при работе с текстом. Наиболее частым приёмом является комплексный анализ, который продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам. В своей практике я использую рабочую тетрадь Александра Борисовича Малюшкина, где подобраны тексты разных стилей с разнообразными заданиями.
После каждого текста есть свободное место для работы над ошибками.
Чем универсален такой вид работы: педагогам можно самим подбирать тексты и задания к ним, опираясь на те, которые вызывают затруднения у учащихся.
Учащимся также интересны и такие приемы, как:
1. Работа с деформированным текстом. Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.
2. Псевдотекст. Необычными являются аналитико-синтаксические упражнения с псевдотекстом по методу Н.Шапиро. Псевдотексты составляются из отрывков художественных произведений, учебников по разным дисциплинам, научно-популярных статей. Такой вид работы целесообразно использовать для формирования умений учащихся определять типы и стили речи.
В ходе обсуждения выбираются предложения, принадлежащие лишь одному конкретному автору и имеющие отношение к одному конкретному тексту. Разбирая текст в соответствии с его лингвистическими особенностями, конструируя из «кусочков» текст- оригинал, школьник тренирует умение занимать позиции читателя и критика.
Приведу пример работы с «псевдотекстом» по теме «Стили речи» в 6 классе.
Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь … Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?
- Прочитайте «псевдотекст». Можно ли понять основную мысль? Почему?
- Можно ли назвать это текстом? Сколько авторов в псевдотексте?
- Закрасьте красным карандашом стихотворный текст, синим – научный. Что у вас осталось?
- Что помогло решить эту задачу?
- Какие слова-инструменты образуют каждый из текстов?
Учащиеся овладевают умениями практически выделять стилистически единые отрывки текста, теоретически обосновывать их единство, выявлять языковые текстообразующие элементы. Такие задания повышают мотивацию к учению, уровень осмысления языковых единиц, эффективность освоения программного материала.
3. Прием «Восстановление информации». Этот прием похож на прием «Деформированный текст», но все же качественно от него отличается. Он заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить «рассыпавшуюся» информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.
Русский язык. 7 класс.
Тема: Разряды наречий.
Организация работы с текстом.
Учитель: Прочитайте параграф 29 на с. 152 – 153 В нем перечисляются разряды, даются вопросы, приводятся примеры наречий. Я перепечатала их на разрезные карточки, которые раздаю группам. После прочтения текста вам следует выбрать сначала названия разрядов, затем подобрать к ним подходящие вопросы и примеры наречий. После проверки все это наклейте на лист в виде таблицы.
4. Прием «Диктант значений».
Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку. Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.
Задание: Определить слово по его лексическому значению и записать только слово.
Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными»
«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» МИРОВОЗЗРЕНИЕ
«Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу» ХОККЕЙ
«Место, где продают билеты» КАССА
«Дорога с рядами деревьев по сторонам» АЛЛЕЯ
«Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые» ГРИПП
«Постоянно действующая творческая группа актеров, певцов, музыкантов» ТРУППА
«Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов» ПЕРРОН
«Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей» БАССЕЙН
Заключение: 1. Учащиеся овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.
2. Развиваются коммуникативные умения, творческие способности учащихся.
3. Учащиеся лучше усваивают содержание, идейное своеобразие, композиционные особенности текстов.
4. Школьники учатся формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать.
Кроме этого, приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- прививать эстетический вкус.