Решение нестандартных задач на уроках математики как способ повышения функциональной грамотности
Решение нестандартных задач на уроках математики, как способ повышения функциональной грамотности школьников
Автор: Ложкина Ольга Фёдоровна
МОУ "Лужбелякская ООШ", Оршанский район, Республика Марий Эл
Сегодняшняя система школьного образования испытывает большие изменения в своей структуре, на передний план в настоящий момент выходят запросы общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне образованную личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, соотносить имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные математические знания для решения задач в разнообразных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность – это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
К сожалению, в учебниках математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно, легче предложить ученику примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи.
Разберем проблемы, которые возникают при формировании функциональной грамотности на уроках математики.
Во-первых, учащиеся испытывают затруднения, связанные с избирательным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. В своей работе я сталкивалась с тем, что ученик, видя нестандартную задачу, не приступал к решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя со стандартными задачами из учебника ученик справляется. Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
Вторая проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.
Третья немало важная проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п. Распространенная ошибка среди учащиеся 11 класса при решении 6-го задания базового уровня (решения задач на наибольшее/ наименьшее с целыми (по смыслу) ответами), не понимание по смыслу задачи, в какой именно проводиться округление к большему значению, а в какой к меньшему.
Статистика проведения ЕГЭ, ОГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают глупые ошибки, неправильно читая условия и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче. В ОГЭ включены задачи 8 типов - листы бумаги, участки, маркировка шин, план местности, тарифы, печь для бани, квартира, зонт. Дети должны уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке, Поэтому на занятиях кружке «Занимательная математика», на элективных курсах мы решаем нестандартные задачи.
Нестандартные задачи можно найти в учебных пособиях «Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий», ч.1 и 2 и «Математика на каждый день». Тренажер ФГ 6-8 класс издательства "Просвещение". Данные пособия есть нашей в школе. Кроме этого нестандартные задачи можно найти в материалах ВПР
В таблице приведены результаты достижений обучающихся
Результаты достижений обучающихся
№ п/п |
Мероприятие |
Уровень |
Результат |
1 |
Всероссийская онлайн-олимпиада по математике |
Всероссийский |
Похвальные грамоты февраль |
2 |
Марафон «Навстречу знаниям» |
Всероссийский |
Грамота |
3 |
Марафон «Поход за знаниями» |
Всероссийский |
Грамоты |
4 |
Онлайн-олимпиада «Культура вокруг нас» |
Всероссийский |
Похвальная грамота |
5 |
Онлайн-олимпиада «Наука вокруг нас» |
Всероссийский |
Диплом победителя |
6 |
Всероссийская олимпиада школьников по математике |
Муниципальный |
Участие |
7 |
Всероссийская олимпиада школьников по технологии |
Муниципальный |
Участие |
8 |
Онлайн-олимпиада «Финансовая грамотность» |
Всероссийский |
Диплом победителя |
2020 2021 2022 2023 |
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» |
Международный |
1, 2 место в районе |
2020 |
Конкурс «Город юных мастеров» |
Межрегиональный |
Диплом 2 степени |
Таким образом, решение нестандартных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности, самостоятельности.
Список литературы:
1. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов. Новокуйбышевск, 2019.
2. Методические материалы по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики / под редакцией Долматовой Н.В. 2021г.
3. Развитие функциональной грамотности на уроках математики. Учебно- методическое пособие / Р.А. Казакова, О.И. Кравцова; Изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017г.