Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Реализация системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения на уроках русского языка

Дата публикации: 2023-11-30 11:18:42
Статью разместил(а):
Васильева Ирина Александровна

Реализация системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения на уроке русского языка

Авторы: Васильева И.А., Родюкова Е.А., Васильева А.А.

МБОУ "Гимназия № 22", Белгород

 

Урок уже более 500 лет является основной дидактической единицей учебного процесса. Но тенденции развития, присущие обществу, влекут за собой изменение целей и задач обучения, заставляют улучшать содержание, развивать методы и совершенствовать средства обучения.

Требования к организации современного урока значительно выросли. О.Н. Крылова и И.В. Муштавинская [3] предлагают ряд правил, которыми должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС:

1. Цели урока принимаются и формулируются учащимися.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения , учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию (иное мнение), обучает корректным формам выражения своей точки зрения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Системно-деятельностный подход стандартов нового поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и проектировать универсальные учебные действия, которыми должны владеть учащиеся на уроке, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий:

· личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений;

· регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

· познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования пзнавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

· коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

В данной статье  авторы попытались представить конкретный пример организации современного урока в соответствии с идеями ФГОС, предлагая технологическую карту урока русского языка в 5 классе на тему: «Корень- главная значимая часть слова»

 

Тип урока:

обобщение и систематизация изученного материала

Авторы УМК:

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели урока:

создание условий для повторения учащимися приобретённых знаний путём формирования УУД.

Планируемые образовательные результаты:

1)    познавательные:

- давать определения основным понятиям и владеть ими,

- уметь рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава,

- знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов,

-овладевать практической грамотностью и речевой компетенцией,

- преобразовывать текстовую информацию в визуальную,

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач,

2) коммуникативные:

- работать в группе, учитывая разные мнения, стремясь к координации различных позиций в сотрудничестве,

- предлагать и сравнивать разные  точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор,

-  аргументировать и отстаивать свою точку зрения не враждебным для оппонентов образом,

- учиться владеть устной и письменной речью, стремясь к речевому совершенствованию,

3) регулятивные:

- осуществлять контроль своей деятельности и самостоятельно оценивать её, сличая результат с заданным эталоном,

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей,

- развивать чувство ответственности,

4) личностные:

- формировать чувство уважения к своему народу через осознание величия его языка.

Оборудование:

компьютер и проектор, раздаточные материалы на печатной основе, листы самооценки учащихся и листы бумаги, карточки

Образовательные ресурсы:

технология развивающего обучения в сотрудничестве, технология личностно- ориентированного обучения (учащиеся получают задания различного уровня сложности и могут воспользоваться помощью группы)

Содержание учебного материала и этапы урока

Цели

Планируемые результаты

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся.

Ученики получают листочки, на которых записаны слова с пропущенными буквами. Вставляя их, они объединяются в 4 группы:

1 группа (безударные гласные корня):

Ут…шать, сп…шить, м…лчаливый,с…лют, д…ван, к…нал;

2 группа (чередующиеся гласные корня):

Зар…сли, изл…жение, к…саться, изб…рать, зап…реть, р…сток;

3 группа (сомнительные согласные корня):

Коро…ка, варе…ка, ре…кий, бага…, засте…ка, выру…ка,

4 группа (непроизносимые согласные корня):

Вес…ник, чу…ство, ус…ный, мес…ный, трос…ник, гиган…ский.

 

Определение темы урока, постановка целей и задач

Учитель предлагает учащимся подумать над темой урока, расшифровав запись высказывания К.Паустовского о языке, записанного в виде отдельных морфем: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», и  проводит фронтальную беседу по вопросам:

- Какие условные обозначение помогли вам расшифровать эту запись?

- Почему не везде такие обозначения есть?

- Кому принадлежит это высказывание?

- Из каких частей (морфем) состоит слово?

- Какая из них главная? Почему?

Учащиеся записывают тему урока и определяют его  цель (доказать правильность утверждения) и его задачи с помощью учителя, который предлагает продолжить фразу: «Чтобы доказать правильность утверждения, нужно…

- подобрать однокоренные слова,  подтвердив, что в корне заложено общее лексическое значение всех однокоренных слов и без корня слово не существует,

- повторить орфограммы корня, от знания которых зависит правильное написание слов. 

Создать положитель-ную психо-логическую установку на урок, объединить учеников  для работы в группах

Подготовка к работе на уроке, позволяющая учащимся максимально полно раскрыть свои  возможности

Формулировка темы урока, постановка целей и задач

Основной этап

Учитель рассказывает сказку.

Давным-давно жил-был Корень «-вод». Однажды нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». А корень говорит: «Посадите меня, люди добрые, и я разрастусь в большое дерево». Посадили люди корень, стал он расти, появились ростки и листочки, на корень похожие, но и со своими отличиями. Давайте посмотрим на эти слова- росточки, обратившись к словарю.

Ученики работают со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н.Тихонова, где слова разделены по гнездам, а гнездо- совокупность однокоренных (родственных) слов. Они доказывают, что  родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Показателем смысловой общности является корень, который выступает как носитель общего для всей семьи слов значения.

Учитель предлагает записать еще одно высказывание К.Паустовского, найти в нем слова-родственники:

«Родник родит реку, а река льется, течет через всю Родину, кормит весь народ ».

Ученики выполняют задание, затем соревнуются по группам, кто больше  запишет слов с корнем «-род».

Ученики разыгрывают заранее подготовленную сценку.

К доске выходят Гусь, Гусыня, и Гусята. К ним приближается Гусеница.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, я Гусыня, это наши Гусята.

-А я ваша тетя- Гусеница.

Гуси отказываются от такой родственницы, а гусеница настаивает на своей правоте.

Учитель предлагает ученикам решить спор.

Дети говорят, что гусь, гусыня, гусята- это однокоренные слова, слова- родственники, а слово гусеница имеет другой корень и не является для них родственным.

Учитель знакомит учеников с омонимичными корнями, которые одинаковы по виду, но разные по значению. Он предлагает каждой группе вставить буквы в предложенные слова;

Нак…лоть дров, нак…лить докрасна, разв…вать волю, разв…вается флаг, зал…зать на дерево, зал…зать рану,зап…вать лекарство, зап…вать песню, пол…скать белье, пол…скать котенка, ч…стота посещений, ч…стота помещений (листок передается по кругу и каждый из членов группы работает со своими словами)

Ученики  выполняют задания, затем сверяют с образцом на экране проектора, делают вывод, для чего нужно подбирать однокоренные слова.

Выявляется группа, лучше других выполнившая задания.

-Физкультминутка

Далее учитель говорит о том, как важно найти корень, ведь от этого зависит написание слов, предлагает учащимся вспомнить орфограммы- гласные в корне

Ученики вспоминают  корни с чередованием гласных е-и и играют в игру «Ешки-Ишки», записывая в группе по 10 слов с одной из гласных, указанных учителем. Выигрывает команда, сделавшая задание быстро и правильно.

Ученики называют корни с чередованием гласных о-а, выполняют по группам задание «четвертый лишний», озвучивают его, доказывая правильность выбора:

1 группа: сл…гаемое, сл…жение, л…герь, прил…жение,

2 группа: к…сичка, к…снуться, к…саться, прик..сновение,

3 группа: р…стим, р…сток, р…стерял, р…щу,

4 группа: р…скошный, р…стения, отр…сль, зар…сль

Далее ученики по группам выполняют задания по тексту ЕГЭ(№8), один из членов группы озвучивает ответы или учитель проверяет выполнение задания каждым учеником.

Учитель предлагает учащимся начертить схему «Орфограммы-гласные корня» и «Орфограммы-согласные корня».

Ученики чертят схемы, вспоминают правила, играют  в «Орфоальпинизм». Каждый получает задание записать слова с сомнительными согласными (подъем вверх) и непроизносимыми согласными (спуск вниз). После выполнения задания сдаются на проверку учителю.

Доказать, что корень-главная значимая часть слова

Познавательные:

- умение работать со словарем и учебником,

- доказывать родство слов, опираясь на их смысловую общность путем подбора однокоренных слов,

- различать омонимичные корни,

- видеть орфограммы корня,

- знать корни с чередованием гласных и уметь отличать их от корней с безударными гласными,

- развивать аналитические умения.

Коммуникативные:

- умение работать в группе по правилам,

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения,

- развивать монологическую речь и  овладевать культурой общения.

Регулятивные:

- преодолевать трудности на пути достижения целей,

- формировать навыки самоконтроля,

- развивать чувство ответственности.

Личностные:

- на примере  высказываний К. Паустовского прививать чувство любви к Родине, родному языку,

- осмысливать общечеловеческие ценности.

Заключительный этап

Учитель предлагает проверить, удалось ли решить поставленные на уроке задачи, заполнив визитную карточку корня в виде таблицы.

Корень - это …

Ученики работают с таблицей в группах и сообщают результаты.

Рефлексия

Ученики заполняют карты рефлексии и самооценки на уроке.

 

«+»

«-»

Затруд-няюсь отве-тить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

1) сочинить сказку о корне,

2) составить словарный диктант из безударных и чередующихся гласных корня (по 10 слов).

Учитель поясняет домашнее задание, предлагая учащимся самостоятельно выбрать вид работы, благодарит за работу на уроке, выставляет и комментирует отметки.

Учащиеся записывают задание в дневник.

Обобщить знания, полученные учащимися на уроке

Познавательные:

- давать определения основным понятиям и владеть ими,

- уметь подтвердить теоретические знания практическим материалом,

- уметь преобразовать текстовую информацию в визуальную.

Коммуникативные:

- развивать монологическую и диалогическую речь,

- формировать умение работать в группах, размышлять вслух, высказывать собственное мнение, объективно оценивать свою и чужую точку зрения.

 Личностные:

- воспитать познавательный интерес к изучению русского языка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Итак, системно-деятельностный подход на современном уроке, используя универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся, позволяет, по словам А.Г. Асмолова, строить урок по формуле: от действия – к мысли.

 

Литература:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М., 2008. – 151 с.

2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Казачкова Т.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2013. – 176 с.

3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОСООО: Методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013. – 144 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2х  кн. – М.: Владос, 2000. – 463 с.

 

.  .  .