Реализация системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения на уроках русского языка
Реализация системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения на уроке русского языка
Авторы: Васильева И.А., Родюкова Е.А., Васильева А.А.
МБОУ "Гимназия № 22", Белгород
Урок уже более 500 лет является основной дидактической единицей учебного процесса. Но тенденции развития, присущие обществу, влекут за собой изменение целей и задач обучения, заставляют улучшать содержание, развивать методы и совершенствовать средства обучения.
Требования к организации современного урока значительно выросли. О.Н. Крылова и И.В. Муштавинская [3] предлагают ряд правил, которыми должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС:
1. Цели урока принимаются и формулируются учащимися.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения , учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию (иное мнение), обучает корректным формам выражения своей точки зрения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Системно-деятельностный подход стандартов нового поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и проектировать универсальные учебные действия, которыми должны владеть учащиеся на уроке, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций.
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий:
· личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений;
· регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
· познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования пзнавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
· коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.
В данной статье авторы попытались представить конкретный пример организации современного урока в соответствии с идеями ФГОС, предлагая технологическую карту урока русского языка в 5 классе на тему: «Корень- главная значимая часть слова»
Тип урока: |
обобщение и систематизация изученного материала |
||||||||||||||||||||
Авторы УМК: |
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. |
||||||||||||||||||||
Цели урока: |
создание условий для повторения учащимися приобретённых знаний путём формирования УУД. |
||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты: |
1) познавательные: - давать определения основным понятиям и владеть ими, - уметь рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, - знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, -овладевать практической грамотностью и речевой компетенцией, - преобразовывать текстовую информацию в визуальную, - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, 2) коммуникативные: - работать в группе, учитывая разные мнения, стремясь к координации различных позиций в сотрудничестве, - предлагать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, - аргументировать и отстаивать свою точку зрения не враждебным для оппонентов образом, - учиться владеть устной и письменной речью, стремясь к речевому совершенствованию, 3) регулятивные: - осуществлять контроль своей деятельности и самостоятельно оценивать её, сличая результат с заданным эталоном, - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей, - развивать чувство ответственности, 4) личностные: - формировать чувство уважения к своему народу через осознание величия его языка. |
||||||||||||||||||||
Оборудование: |
компьютер и проектор, раздаточные материалы на печатной основе, листы самооценки учащихся и листы бумаги, карточки |
||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: |
технология развивающего обучения в сотрудничестве, технология личностно- ориентированного обучения (учащиеся получают задания различного уровня сложности и могут воспользоваться помощью группы) |
||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала и этапы урока |
Цели |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||
Организационный этап Учитель приветствует учащихся. Ученики получают листочки, на которых записаны слова с пропущенными буквами. Вставляя их, они объединяются в 4 группы: 1 группа (безударные гласные корня): Ут…шать, сп…шить, м…лчаливый,с…лют, д…ван, к…нал; 2 группа (чередующиеся гласные корня): Зар…сли, изл…жение, к…саться, изб…рать, зап…реть, р…сток; 3 группа (сомнительные согласные корня): Коро…ка, варе…ка, ре…кий, бага…, засте…ка, выру…ка, 4 группа (непроизносимые согласные корня): Вес…ник, чу…ство, ус…ный, мес…ный, трос…ник, гиган…ский.
Определение темы урока, постановка целей и задач Учитель предлагает учащимся подумать над темой урока, расшифровав запись высказывания К.Паустовского о языке, записанного в виде отдельных морфем: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», и проводит фронтальную беседу по вопросам: - Какие условные обозначение помогли вам расшифровать эту запись? - Почему не везде такие обозначения есть? - Кому принадлежит это высказывание? - Из каких частей (морфем) состоит слово? - Какая из них главная? Почему? Учащиеся записывают тему урока и определяют его цель (доказать правильность утверждения) и его задачи с помощью учителя, который предлагает продолжить фразу: «Чтобы доказать правильность утверждения, нужно… - подобрать однокоренные слова, подтвердив, что в корне заложено общее лексическое значение всех однокоренных слов и без корня слово не существует, - повторить орфограммы корня, от знания которых зависит правильное написание слов. |
Создать положитель-ную психо-логическую установку на урок, объединить учеников для работы в группах |
Подготовка к работе на уроке, позволяющая учащимся максимально полно раскрыть свои возможности Формулировка темы урока, постановка целей и задач |
|||||||||||||||||||
Основной этап Учитель рассказывает сказку. Давным-давно жил-был Корень «-вод». Однажды нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». А корень говорит: «Посадите меня, люди добрые, и я разрастусь в большое дерево». Посадили люди корень, стал он расти, появились ростки и листочки, на корень похожие, но и со своими отличиями. Давайте посмотрим на эти слова- росточки, обратившись к словарю. Ученики работают со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н.Тихонова, где слова разделены по гнездам, а гнездо- совокупность однокоренных (родственных) слов. Они доказывают, что родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Показателем смысловой общности является корень, который выступает как носитель общего для всей семьи слов значения. Учитель предлагает записать еще одно высказывание К.Паустовского, найти в нем слова-родственники: «Родник родит реку, а река льется, течет через всю Родину, кормит весь народ ». Ученики выполняют задание, затем соревнуются по группам, кто больше запишет слов с корнем «-род». Ученики разыгрывают заранее подготовленную сценку. К доске выходят Гусь, Гусыня, и Гусята. К ним приближается Гусеница. -Вы кто такие? -Я Гусь, я Гусыня, это наши Гусята. -А я ваша тетя- Гусеница. Гуси отказываются от такой родственницы, а гусеница настаивает на своей правоте. Учитель предлагает ученикам решить спор. Дети говорят, что гусь, гусыня, гусята- это однокоренные слова, слова- родственники, а слово гусеница имеет другой корень и не является для них родственным. Учитель знакомит учеников с омонимичными корнями, которые одинаковы по виду, но разные по значению. Он предлагает каждой группе вставить буквы в предложенные слова; Нак…лоть дров, нак…лить докрасна, разв…вать волю, разв…вается флаг, зал…зать на дерево, зал…зать рану,зап…вать лекарство, зап…вать песню, пол…скать белье, пол…скать котенка, ч…стота посещений, ч…стота помещений (листок передается по кругу и каждый из членов группы работает со своими словами) Ученики выполняют задания, затем сверяют с образцом на экране проектора, делают вывод, для чего нужно подбирать однокоренные слова. Выявляется группа, лучше других выполнившая задания. -Физкультминутка Далее учитель говорит о том, как важно найти корень, ведь от этого зависит написание слов, предлагает учащимся вспомнить орфограммы- гласные в корне Ученики вспоминают корни с чередованием гласных е-и и играют в игру «Ешки-Ишки», записывая в группе по 10 слов с одной из гласных, указанных учителем. Выигрывает команда, сделавшая задание быстро и правильно. Ученики называют корни с чередованием гласных о-а, выполняют по группам задание «четвертый лишний», озвучивают его, доказывая правильность выбора: 1 группа: сл…гаемое, сл…жение, л…герь, прил…жение, 2 группа: к…сичка, к…снуться, к…саться, прик..сновение, 3 группа: р…стим, р…сток, р…стерял, р…щу, 4 группа: р…скошный, р…стения, отр…сль, зар…сль Далее ученики по группам выполняют задания по тексту ЕГЭ(№8), один из членов группы озвучивает ответы или учитель проверяет выполнение задания каждым учеником. Учитель предлагает учащимся начертить схему «Орфограммы-гласные корня» и «Орфограммы-согласные корня». Ученики чертят схемы, вспоминают правила, играют в «Орфоальпинизм». Каждый получает задание записать слова с сомнительными согласными (подъем вверх) и непроизносимыми согласными (спуск вниз). После выполнения задания сдаются на проверку учителю. |
Доказать, что корень-главная значимая часть слова |
Познавательные: - умение работать со словарем и учебником, - доказывать родство слов, опираясь на их смысловую общность путем подбора однокоренных слов, - различать омонимичные корни, - видеть орфограммы корня, - знать корни с чередованием гласных и уметь отличать их от корней с безударными гласными, - развивать аналитические умения. Коммуникативные: - умение работать в группе по правилам, - аргументировать и отстаивать свою точку зрения, - развивать монологическую речь и овладевать культурой общения. Регулятивные: - преодолевать трудности на пути достижения целей, - формировать навыки самоконтроля, - развивать чувство ответственности. Личностные: - на примере высказываний К. Паустовского прививать чувство любви к Родине, родному языку, - осмысливать общечеловеческие ценности. |
|||||||||||||||||||
Заключительный этап Учитель предлагает проверить, удалось ли решить поставленные на уроке задачи, заполнив визитную карточку корня в виде таблицы. Корень - это … Ученики работают с таблицей в группах и сообщают результаты. Рефлексия Ученики заполняют карты рефлексии и самооценки на уроке.
Домашнее задание: 1) сочинить сказку о корне, 2) составить словарный диктант из безударных и чередующихся гласных корня (по 10 слов). Учитель поясняет домашнее задание, предлагая учащимся самостоятельно выбрать вид работы, благодарит за работу на уроке, выставляет и комментирует отметки. Учащиеся записывают задание в дневник. |
Обобщить знания, полученные учащимися на уроке |
Познавательные: - давать определения основным понятиям и владеть ими, - уметь подтвердить теоретические знания практическим материалом, - уметь преобразовать текстовую информацию в визуальную. Коммуникативные: - развивать монологическую и диалогическую речь, - формировать умение работать в группах, размышлять вслух, высказывать собственное мнение, объективно оценивать свою и чужую точку зрения. Личностные: - воспитать познавательный интерес к изучению русского языка. |
Итак, системно-деятельностный подход на современном уроке, используя универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся, позволяет, по словам А.Г. Асмолова, строить урок по формуле: от действия – к мысли.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М., 2008. – 151 с.
2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Казачкова Т.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2013. – 176 с.
3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОСООО: Методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013. – 144 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2х кн. – М.: Владос, 2000. – 463 с.