Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование лексических навыков у учащихся начальных классов на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-11-19 17:00:10
Статью разместил(а):
Аристова Марина Сергеевна

Формирование лексических навыков у учащихся начальных классов на уроках английского языка

Автор: Аристова Марина Сергеевна

ГБОУ Школа № 46, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, какие упражнения могут быть полезны для формирования лексических навыков на уроках английского языка.

Ключевые слова: лексические навыки, формирование лексических навыков, лексические упражнения по английскому языку.

 

Урок английского языка решает целый комплекс задач и целей. При подготовке к уроку английского языка учитель определяет практическую, образовательную и воспитательную цель. В большинстве случаев практическая цель является ведущей. Она определяет набор задач, содержание и логику урока, весь ход урока в целом, а также тип домашнего задания. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Очень важно уметь дать систему упражнений по формированию лексических навыков таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для выполнения последующего, необходимо давать упражнения, руководствуясь принципом «от простого к сложному». Ученики младших классов не должны испытывать трудностей (как содержательных, так и формальных) при выполнении упражнений.

Стоит напомнить, что согласно К. Роджерсу, условиями личностно-ориентированного обучения, то есть обучения, наполненного значимостью для учащихся, является такое содержание обучения, которое наполнено жизненными интересами и проблемами учащихся. Условия предполагают создание таких ситуаций, в которых учащиеся могли бы в определённой степени сами принимать решения, особенно по значимым для них вопросам [Козубовская, 2015, 235].

С целью сформировать экспрессивные лексические навыки в методике разработано множество упражнений. Целесообразно рассмотреть некоторые из них во взаимосвязи с этапами формирования лексических навыков. В данной статье будут рассмотрены упражнения из УМК «Английский в фокусе» для четвертого класса, а также дополнительные.

В учебнике и рабочей тетради «Английский в фокусе» для 4 класса дано большое количество различных типов упражнений, направленных на формирование лексических навыков. Видится логичным рассмотреть некоторые из них.

1. Упражнения на заполнение пропусков, использующиеся на подготовительном этапе. Например, “Read and complete”/ «Прочитай и дополни».

2. Вопросно-ответные упражнения, относящиеся к условно-речевым, позволяющие осваивать не только форму, но и функционирование лексических единиц.

3. Упражнения на группировку лексики по различным критериям (например, по теме «Еда»).

4. Упражнения “Read and choose”/ «Прочитай и выбери» - упражнение «тест множественного выбора», направленные на узнавание, закрепление правила, сравнение и выбор из двух и более ответов.

5. Условно-речевые упражнения, направленные на говорение с опорами. Способствуют формированию навыков комбинирования новой и ранее изученной лексики. Соответствует личностно-ориентированному подходу, так как предполагает широкий выбор вопросов и ответов в рамках темы.

6. Упражнения, направленные на соотнесение единиц языка и невербальных элементов, или направленные на распознавание соотносящихся друг с другом элементов, предварительно разрозненных, для последующего объединения их в пары – например, существительные с прилагательными.

7. Упражнения творческие, в русле личностно-ориентированного подхода и в форме игры, например, “Fruit Salad”/ «Фруктовый салат». Учитель просит нарисовать учеников свой вариант фруктового салата и /или рассказать о нём.

Следует привести несколько дополнительных примеров упражнений, разработанных для формирования лексических навыков у учащихся начальных классов с учётом применения личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках английского языка.

1. Упражнение «плюшевый опрос» - является разновидностью фронтального опроса. Для его проведения учителю нужно в класс небольшую мягкую игрушку (или небольшой или мягкий мячик). Педагогу необходимо произнести лексическую единицу по изученной теме и бросить игрушку одному из учеников, ученик должен произнести перевод этого слова или словосочетания и бросить игрушку обратно учителю. При таком подходе опрос вызывает больший интерес, чем при традиционном фронтальном опросе. Дети активно реагируют на это упражнение, проявляют положительные эмоции, потому что упражнение воспринимается как игра. Плюшевый опрос снимает напряжение и создаёт более комфортную обстановку, чем при традиционном фронтальном опросе.

2. Упражнение «Угадай, кто?». Упражнение проводится в конце урока в качестве первичного закрепления лексики по модулю. Дети по очереди (по желанию или на выбор учителя) вытягивают из коробочки небольшой свёрнутый лист бумаги. На каждом листочке есть определённое изображение, соответствующее лексике, изученной на уроке. Например, если была изучена лексика по теме «животные», то на каждом листочке изображено одно из животных, название которых изучили на текущем или предыдущем уроке. Помимо активной лексики может быть дана лексика для пассивного усвоения – глаголы, связанные с действиями этих животных, и прилагательные, относящиеся к описанию внешности тех же животных. Ученик, который вытягивает листочек с изображением животного, должен объяснить одноклассникам, кто изображён на его картинке, чтобы дети смогли угадать. Тот обучающийся, кто отгадал, становился «ведущим» - вытягивает следующую бумажку и также объясняет остальным одноклассникам, кто изображён. Довольно простая игра, но она вызывает большой отклик и оживление у детей, они стремятся угадать, чтобы стать следующим «ведущим».

3. Упражнение «Опиши» может быть предложено детям в качестве домашнего задания. Используя активную и пассивную лексику, усвоенную на уроке по соответствующей теме, дома дети должны написать короткий рассказ на заданную тему, например, по теме «Животные» домашним заданием может быть: «Напиши о том, как посещал зоопарк, и какое животное больше всего понравилось или впечатлило». История может быть как реальной, так и вымышленной. Если у ученика при составлении рассказа возникнет необходимость в дополнительной лексике, это поощряется. Пользоваться словарями и вводить лексику, необходимую конкретному ученику для конкретного рассказа можно и нужно, потому что это отвечает интересу ученика, а, следовательно, и личностно-ориентированному подходу. Кроме того, при ответе домашнего задания на уроке, остальные ученики, слушая новую лексику, так же имеют возможность пополнить свой пассивный словарь.

4. Упражнение «Двенадцать месяцев». Используется при введении новой лексики – названий месяцев года. Проводится промежуточный контроль, по результатам которого выявляются ученики, которые столкнулись со сложностями при изучении или запоминании новой лексики. Для учеников (или группы данных учеников) учитель раздаёт раздаточный материал, со специально заготовленным заранее стихотворением, оформленном на листе формата А4, с иллюстрациями. Ученики должны прочитать его про себя, поработать индивидуально, а затем в парах или группах – зачитать или постараться воспроизвести по памяти, хотя бы частично. В то же время ученики, не испытывающие трудностей с первичным закреплением введённой лексики «месяцы», отрабатывают их использование при работе в парах или микро-группах: один ученик говорит название месяца, например, “June”, второй ученик называет предыдущий и последующий месяцы “May”, “July”. Таким образом, происходит дифференциация в формировании лексических навыков – часть детей тренируется, чтобы освоить базисный уровень, вторая часть детей создаёт прочные лексические связи, тренируя названия месяцев и их последовательность, в форме игры. Каждая группа детей заинтересована и мотивирована.

5. Упражнение «When your birthdays come». Следующее за предыдущим упражнение, соответствующее стереотипизирующе-ситуативному этапу в методике формирования лексических навыков, актуальных в рамках индивидуализации. Суть упражнения: учитель громко и отчётливо произносит строки следующего стихотворения, дети встают, когда учитель называет месяц, в котором у них день рождения. В выполнении этого упражнения есть личный мотив у каждого учащегося, поэтому данное упражнение должно сформировать прочные лексические речевые связи. Учитель проводит контроль понимания текста стихотворения, при необходимости просит детей дать перевод, либо даёт перевод или пояснения сам. Текст:

Birthdays, birthdays, they are fun!

Hey! Stand up when I say when your birthdays come!

January, February, March, April, May, June

July, August, September, October, November, December

Birthdays, birthdays, they are fun!

Everyone has fun when their birthdays come!

Birthdays, birthdays, they are fun

Everyone has fun when their birthday come!

Кроме того, стихотворение отлично вписывается в план урока, так как может заменить собой динамическую паузу, носящую обязательно-рекомендательный характер для младших школьников.

6. Упражнение «Winter Poem» (или «Summer Poem») - напиши стихотворение о зиме (или о лете). Упражнение направлено на самореализацию, саморазвитие и творчество. Оно может быть использовано в качестве домашнего задания или как факультативное. Можно приурочить его к изучению времен года или к наступлению зимы (или лета), нового года.

По завершении урока, на котором были введены новые лексические единицы, для индивидуальной работы детям четвёртого класса могут быть предложены раздаточные материалы с заданием – например, по теме «Еда. Упаковка»: «Сгруппировать лексику по критериям вида упаковки». Ученик, быстрее всех справившийся с заданием, имеет шанс первым озвучить ответы. Таким образом, если необходимо сгруппировать лексику по пяти группам (по пяти столбцам), ответить может пятеро учеников, выполнивших задание быстрее остальных. Достаточно сильным стимулом является желание сделать задание как можно быстрее. Это говорит о том, что младшим школьникам нравятся самостоятельные и индивидуальные формы работы, быть лучшими, получать похвалу, другими словами, успешно реализовываться в учебной деятельности.

По завершении модуля обучающимся могут быть даны раздаточные материалы для индивидуальной работы и последующей совместной проверки всем классом. Например, упражнение “Carrot Cake” («Морковный пирог»), в котором необходимо прочитать и дописать рецепт приготовления пирога, опираясь на картинки. Некоторых слов и глаголов обучающиеся могут не знать, но, таким образом, выполнение данного упражнения помогает детям развивать языковую догадку и не терять общего смысла из-за незнания отдельных слов.

После выполнения упражнения, схожего с “Carrot Cake”, ученики могут получить творческое задание –  начать придумывать свой собственный рецепт любого блюда, определившись с выбором рецепта, ингредиентов, необходимого кухонного оборудования и инструкции по приготовлению. Данное упражнение по созданию своего рецепта имеет важное практическое применение, кроме того, реализован личностно-ориентированный подход, так как дети при выполнении этого задания практически ничем не ограничены. Если ученикам недостаточно изученной на уроках лексики для реализации своего рецепта, поощряется использование новой неизученной лексики, самостоятельно добытой учениками из словарей. Любые навыки, стремления к самостоятельному выбору и самостоятельному поиску путей решения задачи поощряются.

В качестве дополнительного источника упражнений хорошо использовать популярный сайт (а также приложение) “Quizlet”. Каждый ученик может тренироваться в удобное для него время и в удобном месте. Учитель создаёт новые слова-карточки по теме, либо использует уже имеющиеся на сайте, предварительно проверив на соответствие и корректность написания и перевода. Есть возможность создать несколько групп карточек разного уровня сложности или смысловой направленности (насколько это возможно в рамках изучения обязательной лексики) для разных групп учеников с целью достижения максимального результата.

Для учеников с повышенным уровнем интереса к изучаемой теме учитель всегда может дать дополнительное домашнее задание, которое благоприятно влияет на развитие высокомотивированных заинтересованных школьников. Опираясь на личностно-ориентированный подход, учитель может предложить ученику углубиться в определённый аспект изученной темы, прочитать и проанализировать рассказ или аудио, или видео материалы, либо разработать проект, а, может, подготовить короткое выступление-доклад к следующему уроку перед одноклассниками.

Хотелось бы добавить, что в зависимости от темы урока всегда можно разработать новые интересные ученикам и отвечающие требованиям программы упражнения.

Закрепление и контроль при изучении новых слов играет большую роль в обучении лексике. С проблемой поиска способов проверки лексики сталкиваются многие педагоги. Предполагается логичным рассмотреть несколько типов заданий для проверки лексики на уроках иностранного языка.

Популярным способом проверки является диктант. Это традиционный способ индивидуальной проверки знаний. Его главными достоинствами является то, что он занимает мало времени и позволяет быстро оценить уровень знания новой лексики, какие есть ошибки, чему ещё стоит уделить внимание. Суть упражнения проста: учитель зачитывает ученикам слова на иностранном языке, ученики должны правильно записать их. Либо учитель может давать слова на родном (русском) или иностранном (английском) языке, а ученики должны будут записать их перевод.

Альтернативой традиционному диктанту может стать диктант дружбы. Его суть в следующем – учитель диктует слова, дети записывают слова либо перевод, но каждый ученик пишет только одно слово на данном листике бумаге, затем бумага передаётся другому ученику и так далее. Получается, что каждый из учеников пишет одно слово. Если всё написано без ошибок, учитель может проставить отличные оценки всему классу. Если ошибок много и класс неравномерный по уровню знаний и умений, было бы несправедливо проставлять детям те оценки, которые они не заслужили – кому-то выше, кому-то ниже. Получается усреднённый балл по классу. Этот диктант также можно назвать коллективным диктантом, и в рамки индивидуально-ориентированного подхода он слабо вписывается. Если разбор ошибок по диктанту устроить в парах или микро группах, то можно также диктант дружбы рассматривать как вид наставничества и вид помощи неуспевающим ученикам успевающими. И в этом будет заключаться самореализация успевающих учеников в роли учителей, наставников, они получат возможность научиться объяснять, а неуспевающие получат индивидуальную работу над своими ошибками с объяснениями. И в этом случае будет реализована дифференциация в обучении в рамках индивидуально-ориентированного подхода.

Другим типом контроля лексических навыков являются тесты. Тесты могут быть альтернативные, множественного выбора или на установление соответствия. Разный уровень сложности тестов можно использовать на пути реализации дифференцированного подхода к обучению в рамках личностно-ориентированного подхода.

В современных условиях популярными становятся компьютерные тесты и онлайн-сервисы. Для учащихся начальных классов использование таких типов упражнений для контроля знаний по изученной лексике может быть предложено в качестве домашнего задания. Такие тесты также могут содержать задания на множественный выбор, на установление соответствий, на восстановление последовательности, на заполнение пропусков или в виде кроссворда. Эти упражнения также актуально использовать в рамках дифференциации учащихся, проводить индивидуальный контроль. Для учеников это возможность показать свои знания в комфортных условиях: ученик один сидит за компьютерным столом, ему никто не мешает, не отвлекает, он имеет возможность сконцентрироваться и работать в своём темпе. У ученика есть возможность проявить навыки самостоятельной работы.

Достоинство компьютерных тестов для учителей заключается в возможности автоматического создания нескольких отличных друг от друга вариантов тестов на базе одного материала, а также в том, что учитель может сразу проследить выполнение заданий, оценить работу, выявить те пункты, которые оказались наиболее проблематичными для конкретных учеников. Среди недостатков упражнений такого типа можно выделить системные ошибки, сбой в программе, например, засчитывание лишнего знака (даже пробела) как ошибки при ответе, что влияет на правильный подсчёт баллов и на оценку. Что в свою очередь рождает негативные эмоции со стороны учеников, влияет на снижение мотивации и желание выполнять подобные задания. Если подобные тесты выполняются на уроках в стенах школы, то к недостаткам, а точнее, особенностям, можно отнести то, что для выполнения таких заданий требуется компьютер для каждого ученика. Либо необходимо оснащение класса смарт-доской для совместного или поочередного выполнения такого задания учениками в классе на уроке английского языка.

Хорошим видом группового контроля лексических навыков у учащихся начальных классов является упражнение-игра «словарная эстафета». Суть игры заключается в том, что учащиеся делятся на две команды, затем по одному участнику по очереди от каждой из команд выбегают к доске, пишут на ней слово на иностранном языке по определенной теме, затем передают мел следующему. Длительность игры – несколько минут. Такую игру хорошо использовать на уроке вместо динамической паузы. Выигрывает команда, написавшая больше слов. Можно скрыть записи команд друг от друга, например, чтобы они писали их с разной стороны доски. Достоинствами является:

- проверка лексических навыков – правильности написания слов;

- упражнение занимает немного времени – желание выиграть делает выполнение упражнения максимально динамичным;

- высок дух конкуренции между командами;

- высокая мотивация детей на выполнение упражнения, упражнение нравится детям, оно заряжает их энергией;

- развитие навыков работы в группе и сплочению детей за счёт совместных усилий по работе.

Недостатки: слабо выражен индивидуальный контроль знаний.

Другой вид соревнований между командами в лексическом поединке носит название «последнее слово». Представители команд по очереди называют слова по теме. Команды работают в более спокойном темпе по сравнению с предыдущим упражнением – дети называют слова со своих мест, не выходя к доске.

На текущем или промежуточном этапе контроля усвоения лексики на уроках английского языка можно использовать упражнение «ромашка» — учитель заранее готовит «ромашку» по теме: в центре записывает тему урока, а на лепестках, внизу слова на русском или английском языках. Учащиеся по очереди отрывают по лепестку, переворачивают, читают и называют перевод слова.

Упражнение «найди соответствие» — можно использовать как при индивидуальной, так и при фронтальной форме работы. При индивидуальной форме работы можно раздать задание каждому ученику на распечатанном листе. Слова должны быть разделены на два столбика, их нужно соединить линиями, например, слово и его перевод. Это же задание можно использовать для работы с классом вместе – фронтальная форма, демонстрируя презентацию PowerPoint или интерактивную презентацию, приложение к учебнику или обучающий диск. Можно вызвать желающего к доске для того, чтобы он соединил линиями слова из двух столбиков. И работа приобретёт черты индивидуально-ориентированной. Такие упражнения используются как в начальной школе, так и в средней и старшей.

Стоит отметить, что для начальной школы актуально выполнение упражнений, связанных с запоминанием графической формы слов. Помимо классического диктанта могут использоваться такие упражнения, как:

- Упражнение путаница — необходимо составить слово из перепутанных букв. Например, по теме «В зоопарке»: alse (seal), fareifg (giraffe), keomyn (monkey), poiph (hippo), lindohp (dolphin), ziradl (lizard), docricelo (crocodile), ahwel (whale).

- Упражнение «карты», в котором всем ученикам раздаются карточки, на которых написаны слова по теме. Выбирается ведущий, задача которого провести расспрос, с целью выяснить, какое же слово досталось конкретному игроку. Он задаёт наводящие вопросы, например: «Have you got a …?» Ведущий должен меняться. Участники могут подсказывать – только на английском языке. При подготовке к этому заданию учитель должен чётко понимать, в состоянии ли ученики начальной школы справиться с этим заданием, достаточно ли в их активе слов и грамматических структур, смогут ли они задавать вопросы и объяснять значение слов по выбранной теме. Четвероклассники, например, вполне способны выполнить это задание в рамках лексики по изученной теме (например, «Еда», «Животные»).

«Третий лишний» — упражнение, в котором представлен ряд слов и нужно найти лишнее и вычеркнуть его. Например: river, mountain, sea (mountain — лишнее).

В заключение будет целесообразно добавить игровые упражнения, направленные на формирование лексических навыков, которые будут актуальны для учеников начальной школы. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

- Игра «Крестики-нолики». Если ученик правильно называет слово или даёт верный ответ согласно заданию, он имеет право сделать ход.

- Игра «Угадай». При фронтальной организации этого упражнения один ученик, стоя у доски, загадывает слово, которое старается угадать вся группа, таким образом, вся группа тренируется.

- Игра «Квест», в которой используется игровое поле, фишки и кубик. Ученики по очереди бросают кубик и в зависимости от задания, написанного на поле, куда они попали, отвечают, например: необходимо назвать определённое слово, или составить с определённым словом фразу или предложение, ответить на вопрос или, наоборот, сформулировать вопрос с использованием новой лексики. При неправильном ответе происходит потеря хода.

- Игра «Снежный ком». Каждый игрок воспроизводит все слова, названные до этого другими учениками, и в конце добавляет своё.

- Игра «Волшебный мешочек». Нужно угадать предмет на ощупь.

- Игра «Запомни». Посмотрев в течение 30 секунд на картинку по теме, ученикам нужно назвать как можно больше слов, связанных с изображением на картинке.

- Игра «Что изменилось». В игре лексика представлена наглядно (игрушки или картинки). Учитель выстраивает их в определённом порядке, даёт детям несколько секунд на запоминание, затем закрывает и меняет порядок предметов местами, снова показывает, но уже в другом порядке. И просит детей отгадать или объяснить, что изменилось.

- Кроссворды, ребусы, чайнворды. Задания такого плана хорошо использовать в качестве домашнего задания. Затем на уроке, после предварительной проверки учителя на правильность составления и написания кроссвордов, ребусов или чайнвордов, ученики обмениваются и решают кроссворды друг друга.

В заключение важно отметить, что при рассмотрении и анализе отбора содержания обучения, направленного на формирование иноязычных лексических навыков (на материале английского языка) у учащихся начальной школы, были сделаны выводы о важности использования личностно-ориентированного подхода в преподавании. Выбор подхода обусловлен главной целью в обучении в целом и английскому языку в частности – формированием устойчивой мотивации учеников к процессу обучения, к непосредственному участию учеников в процессе выбора заданий и форм материала и выбора упражнений на основе их интересов и пожеланий. Условия обучения английскому языку у учащихся начальной школы играют огромную значимость в процессе обучения иностранному языку, включая такие компоненты, как: количество человек в группе, атмосферу на уроках, отношения с учителем.

В числе прочих главным условием, образующим систему урока, с последующими вытекающими из него возможностями и ограничениями, является УМК и его главный компонент – учебник. В качестве упражнений, направленных на формирование лексических навыков у учащихся начальных классов при личностно-ориентированном подходе на уроках английского языка, были рассмотрены как упражнения согласно УМК, так и представлены новые и разнообразные упражнения на введение, отработку, закрепление и контроль сформированности лексических навыков. Упражнения могут быть успешно включены в разные типы уроков на различных этапах урока английского языка.

 

Список литературы:

1. Быкова Н.И. Английский язык. Английский в фокусе : учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений / [Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2007. – 168 с.: ил.

2. Быкова Н.И. Английский язык. Английский в фокусе. Книга учителя. 4 класс. / [Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2007. – 150 с.

3. Быкова Н.И. Английский язык. Английский в фокусе: раб. тетрадь для 4 кл. общеобразоват. учреждений / [Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. – 87 с.

4. Козубовская Л.А. Отбор лексического материала при обучении взрослых иностранному языку – личностно-ориентированный подход / Л.А. Козубовская, Е.Л. Сентебова // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7. - № 5. – Часть 2. – 2015. – С. 234-237.

5. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. – Москва: Высшая школа, 1981. – 160 с.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

7. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку: учебное пособие для среднего профессионального образования/ О.И.Трубицина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 384 с. – (Профессиональное образование).

 

.  .  .