Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа кружка "Научная лаборатория"

Дата публикации: 2023-11-02 10:26:10
Статью разместил(а):
Субботина Наталия Александровна

Программа кружка "Научная лаборатория"

Автор: Субботина Наталия Александровна

МБОУ "Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области"

 

Актуальность кружка.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Необходимо учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Основу содержания курса составляют темы, которые обучают детей специальным знаниям и развивают у них навыки исследовательского поиска, познавательные способности, расширяют кругозор.

Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности,  станут основой для реализации проектно-исследовательской работы в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна курса заключается в разработке системы занятий; включение тем, способствующих развитию исследовательских умений школьников.

Кружок способствует решению следующих проблем:

  • развитие умений и навыков исследовательского поиска;
  • развитие  коммуникативной  компетентностей учащихся.           

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи кружка: 

– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

– развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.

Продолжительность: 1 год.

Режим проведения занятий: традиционный ( 1 раз в неделю в течение 40 минут).

Формы проведения занятий: традиционно-урочная.

Возраст участников:  учащиеся 2 -3 классов.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: 

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Календарно-тематическое планирование:

№ занятия

Тема занятия

Дата

 

Работа с лупой

 

1

Работа с инструментами лаборатории. Техника безопасности при проведении лабораторных работ. Работа с лупой.

 

2

Работа с лупой. Делаем лупу в домашних условиях.

 

3

Работа с лупой.  Почему бывает листопад?

 

4

Работа с лупой. Годичные кольца деревьев.

 

5

Работа с лупой. Лишайники

 

 

Придумано природой

 

6-7

Первые опыты с магнитом. Мой магнит меня манит.

 

8

Первые опыты с магнитом.  Делаем компас.

 

9

Сила поверхностного  натяжения воды.

 

10

Секреты мыльных пузырей.

 

11

Тайная переписка или знакомство с невидимыми чернилами.

 

12

Секреты здорового питания.

 

13

Где прячется крахмал?

 

14

Выращивание кристаллов соли в домашних условиях.

 

15

Выращивание кристаллов соли в домашних условиях.

 

16

Чудеса статического электричества.

 

17

Чудеса статического электричества.

 

18

Обобщающее занятие по теме «Придумано природой»

 

 

Работа с цифровым микроскопом

 

19

Цифровой микроскоп.  Основы работы с цифровым микроскопом.  Оформление альбома  «Мой микромир».

 

20

Работа с цифровым микроскопом. Виды жилкования листьев»

 

21

Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание плесени под микроскопом.

 

22

Работа с цифровым микроскопом.   Бумажные тайны или из чего осы строят свои гнезда.

 

23

Работа с цифровым микроскопом. Почему карандаш пишет?

 

24

Работа с цифровым микроскопом.  Кто над нами вверх ногами?

 

25

Работа с цифровым микроскопом.  Сколько глаз у стрекозы? Что увидели на крыльях стрекозы авиаконструкторы?

 

26

Работа с цифровым микроскопом.  Сколько лет рыбе? Посмотри на чешую.  

 

27

Работа с цифровым микроскопом.  В гостях у Чиполлино.

 

28

Работа с цифровым микроскопом. Участие в международном проекте ГлобалЛаб «Фильтруем воду».

 

29.

Презентация альбома «Мой микромир».

 

 

Работа с цифровой лабораторией ЛабДиск Гломир

 

30

Цифровая лаборатория.  Основы работы с цифровой лабораторией.

 

31

Практическая работа  «Измеряем свой пульс».

 

32

Практическая работа  «От грохота до шепота». Участие в международном проекте ГлобалЛаб

 

33-34

Конференция

 

 

Библиографический список:

  1. Исследовательская работа школьников. - Минск: ИООО Красикс - Принт, 2005.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников  [Текст] / А.И.  Савенков – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А.И.  Савенков – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э.  Симановский - Ярославль: Гринго, 1996.
  5. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [Текст] / Г.А.Русских. - М.:Ладога-100, 2002.
  6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления учащихся [Текст] / Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов  -  Ярославль, 1993.

 

.  .  .