Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование игровых технологий на уроке в начальной школе

Дата публикации: 2023-10-18 20:21:41
Статью разместил(а):
Шестопалова Ирина Валерьевна

Использование игровых технологий на уроке в начальной школе

Автор: Шестопалова Ирина Валерьевна 

МКОУ "Перелешинская СОШ", п. Перелешино Панинского района Воронежской области 

 

Аннотация: В статье говорится о том, что одними из эффективных форм обучения, которая предоставляет большие возможности для повышения интереса к изучаемому материалу, способствуют усвоению информации для детей разного уровня подготовленности форм, скрашивают уроки и делают их занимательными, являются игровые технологии. Рассказывается о том, в каких случаях применяются эти технологии и как ими не злоупотреблять.

Ключевые слова: младший школьник, игровые технологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагает организацию такой деятельности участников образовательного промесса, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к ученикам.

Одними из эффективных форм обучения, которая предоставляет большие возможности для повышения интереса к изучаемому материалу, способствуют усвоению информации для детей разного уровня подготовленности форм, скрашивают уроки и делают их занимательными, являются игровые технологии. Несомненно, одним из положительных качеств игровых технологий является возможность использования полученных знаний учеником на практике.

Как известно, игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, которые в свою очередь подразделяются на:

- игровые;

- догматические, репродуктивные;

- объяснительно-иллюстративные;

- развивающие;

- проблемные, поисковые;

- программированные;

- диалогические;

- творческие;

- саморазвивающие;

- информационные (компьютерные).

В современной школе, делающей ставку на активизацию интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоение понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

 - учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве се средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

«Игры - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» - М.Ф. Стронин. Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить? что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для учеников игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость - все это дает школьникам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результатах обучения.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок начинает думать, как на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанность речи. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носи” обязательный характер.

Есть определенные требования к играм в образовании, обеспечивающие их привлекательность для ребенка.

1. Игровая оболочка, то есть должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность: команды в целом и каждого игрока лично - объяснение детям, что каждый из них важен, что, только сплотившись, слушая и доверяя друг другу, команда может добиться высоких результатов.

3. Boзможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. Но, с другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений), то есть задания могут быть дифференцированы по уровню сложности.

6. Вариативность - в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели, наличие свободы мыслей и выход к творческим путям решения поставленных задач.

Но нельзя забывать, что игра - живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя игроками;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между игроками;

- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Итак, можно сделать вывод, что использование педагогических технологий может привести к высоким результатам обучения среди учеников разного уровня подготовки, дать возможность каждому ученику почувствовать свою значимость и попробовать применить на практике полученные знания. Главное помнить о том, что основное отличие педагогической игры от игры в общем состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 

 

.  .  .