Формирование речевых умений младших школьников при работе со словами-синонимами
Формирование речевых умений младших школьников при работе со словами-синонимами
Автор: Шестопалова Ирина Валерьевна
МКОУ "Перелешинская СОШ", п. Перелешино Панинского района Воронежской области
Аннотация: В статье говорится о том, что речь помогает познавать мир. Речевое развитие младших школьников - одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Большие возможности для развития речевых умений учеников предоставляет работа со словами-синонимами на уроках русского языка. Для младшего школьника грамотная устная и письменная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе, и, кроме того, показатель интеллектуального развития.
Ключевые слова: младший школьник, слова-синонимы, речевые умения.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Речевая деятельность школьников способствует овладению родным языком. Речь помогает ученику не только общаться, но и познавать мир. Овладение коммуникативными навыками - это главный способ познания окружающего мира. Чем полнее и глубже усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает всевозможные стороны в природе и обществе. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе, а так же основа любой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Развитие речевой деятельности школьника - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
Речевое развитие младших школьников - одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Оно обеспечивает и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
На сегодняшний день проблема развития речевых умений младших школьников остается в центре внимания методистов, исследователей, педагогов. Большой вклад в решение этой задачи внесли К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, Л.Н. Толстой, М.А. Рыбникова, М.Р. Львов и многие другие. На протяжении нескольких веков эта проблема является актуальной и привлекает к себе внимание педагогов.
Большие возможности для развития речевых умений учеников предоставляет работа со словами-синонимами на уроках русского языка.
Обратимся к понятиям, стоящим за определением понятия «синонимы». Синонимы - это слова, близкие по значению или смыслу. Значение слова, по Л.С. Выготскому, является единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи. «Значение слова представляет собой такое далее неразложимое единство обоих процессов, о которых нельзя сказать, что оно представляет собой феномен речи или феномен мышления. Слово, лишенное значения, не есть слово». Значение - необходимый признак самого слова, оно рассматривается Л.С. Выготским как единство слова и мысли.
Л.Р. Лурия выделяет различие между понятиями «значение» и «смысл». Под «значением» он понимает «объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом», и говорит о том, что «усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной». «Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словами, одинаковая для всех людей. Под «смыслом», в отличие от «значения», А.Р. Лурия понимает «индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации». Поэтому если «значение» слова является объективным отражением систем связей и отношений, то «смысл» — это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.
При этом А.Р. Лурия указывает, что «было бы величайшей ошибкой считать, что слова имеют неизменное, всегда одинаковое значение».
Таким образом, работая над формированием речевых умений учащихся при работе со словами-синонимами, мы должны учитывать вышеназванные положения отечественных психологов, если хотим добиться хороших результатов. Педагогу следует усвоить, что чем раньше начнется систематическое развитие речи, тем большие достижения будут в дальнейшем
Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащение словарного запаса учащихся - это база вообще всей работы над словарем учащихся.
Правильное употребление в речи синонимов требует знания различающих их смысловых оттенков и стилистических свойств. Потому в процессе работы над синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов-синонимов, а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним отличается от другого.
Многие синонимы собраны в специальных словарях. Работая с такими словарями, можно заметить, что есть слова, у которых синонимы отсутствуют, и есть, наоборот, чрезвычайно богатые синонимами слова.
Выбирая правильные синонимы, можно избежать навязчивого повторения одного и того же слова, однообразия в речи, можно выразить тончайшие смысловые оттенки, уточнить одно слово другим или совместно употребляя, нагнетая несколько синонимичных слов, дать исчерпывающую характеристику одного и того же предмета.
Система упражнений с синонимами складывается из элементов:
а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, вы-яснение оттенков значений;
в) специальные упражнения с синонимами;
г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Работу над синонимами, помимо специальных упражнений, можно проводить на материале любого текста. Необходимо лишь подобрать слова и продумать виды упражнений.
Работа над синонимами будет достаточно эффективной при наличии следующих условий:
1. Упражнения над синонимами в начальных классах должны проводиться систематически и планомерно.
2. Должен быть определен курс синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.
Работа по формированию речевых умений при работе со словами-синонимами является неотъемлемой частью каждого урока по русскому языку. Для младшего школьника грамотная устная и письменная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе, и, кроме того, показатель интеллектуального развития.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Под ред. и со вступит. статьей А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия / Л.С. Выготский - М.: Изд.-во Академии педагогических наук РСФСР.- 1956.
2. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской / А.Р. Лурия.- М.: Изд-во Московского университета, - 1979. – 320 с.
3. Речевое развитие младших школьников. Сборник статей / под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 1970. – 222с.
4. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990 — 336 с.