Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Составление ментальных карт как способ повышения мотивации учащихся на уроках географии

Дата публикации: 2023-10-17 11:19:01
Статью разместил(а):
Аверьянова Любовь Михайловна

Составление ментальных карт как способ повышения мотивации учащихся на уроках географии

Автор: Аверьянова Любовь Михайловна

ГБОУ № 509, Санкт-Петербург

 

"Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы". К.Д. Ушинский.

ГЛАВА 1. СОСТАВЛЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

1.1. Актуальность методики составления ментальных карт

В современном мире, где доступ к любой информации неограничен, меняется роль учителя. Учитель - не транслятор знаний, а организатор, руководитель, вдохновитель. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Педагоги и родители часто жалуются на потерю у учащихся интереса к учебе: ребята перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают занятия и не демонстрируют желания овладевать школьной программой.

Практика показывает, что наиболее частыми причинами понижения успеваемости является большой объем устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабую память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и, как следствие, снижение учебной мотивации.

Все это привело меня к использованию в работе методики составления ментальных карт. Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, ментальная карта, или интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым легко работать. Ментальная карта (карта памяти) — это особый метод записи разного рода материала в виде многомерной структуры. Это графическое выражение процессов восприятия, обработки и запоминания определенной информации, выступающий как способ представить идеи наглядно, а также показать взаимосвязь между ними при помощи схем. В методики преподавания географии интеллект-карты приобретают все большую популярность.  

Понятно, что данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал давно. Я связываю метод составления ментальной карты с методом опорных знаков В.Ф. Шаталова. Ядро системы Шаталова – метод опорных сигналов или вех. Объясняя учебный материал, Шаталов фиксировал на классной доске основное содержание урока с помощью ключевых слов, дат, географических названий и т.д., заключенных в рамки, соединенных стрелками, акцентированных подчеркиваниями и т.п.

От обычного конспекта «карточки памяти» Шаталова отличались продуманностью, системностью и лаконичностью. Что характерно, дети учились только во время урока: зачем тратить время на домашние задания, если достаточно взглянуть на карточку – и содержание темы само встает в памяти. Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. Разница - У В.Ф. Шаталова - готовые опорные конспекты, т.е ментальные карты, предложенные учителем, а современные ментальные карты – продукт деятельности учащегося.

Ментальная карта — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи. В них вся учебная информация изображается учеником в графическом виде на листе бумаги, отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого природного объекта или явления, технологии. Особенности карт заключаются в том, что внимание концентрируется непосредственно на самой задаче, без заучивания и принуждения. Информация запоминается уже в готовом виде. У обучающихся есть возможность «видение» учебного материала «мысленным взором». Метод создания ментальных карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах -улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;

- ускорять процесс обучения.

Эффективность данного метода заключается в следующем:

- метод отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; -

-позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА  в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;

- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

- поисковая система интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;

- интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА;

- процесс построения ментальных карт делает обучение творческим и увлекательным.

1.2. Исторический обзор использования метода составления ментальных карт.  

Интеллект карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в его работах и у Х. Мюллера. В последнее десятилетие данная технология стала объектом изучения отечественных исследователей, в которых преимущественно излагаются идеи названных выше авторов, а также интерпретируются в новых условиях их практического применения.

Из книги Т. Бьюзена: «Простейшие, на первый взгляд, приемы вносили самую впечатляющую лепту. Например, простое комбинирование двух кортикальных способностей, а именно речи и восприятия цвета, позволило мне коренным образом пересмотреть свой подход к конспектированию. Конспектирование с добавлением всего двух цветов в графику представления материала более чем в два раза улучшило мнемонические характеристики моих конспектов и, что еще важнее, внесло элемент развлекательности в процесс учебы»

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Интеллект-карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы представления информации:

- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

- четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией (без вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

- составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

2.1. Составление ментальных карт как метод образования и воспитания учащихся.

Основной особенностью метода составления ментальных карт является то, что он интегрирует методы, приёмы и стратегии различных современных образовательных технологий. Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Технология составления ментальных карт дает возможность целенаправленно объединить конкретные структуры, процессы, явления по объёмным темам в компактном варианте, а, следовательно, обеспечить более качественную фиксацию теоретического материала.

В курсе географии ментальные карты позволяют ученикам изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта, приучить учеников к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации. Особенностью является то, что он интегрирует методы, приёмы и стратегии различных современных образовательных технологий. Сочетание различных методов обучения является одной из причин эффективности применения технологии построения ментальных карт. Это дает учащимся возможность освоить и закрепить формы познания и анализа действительности в комплексе. Процесс составления ментальных карт развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему. Таким образом, при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное.

В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации. Данная технология применима практически в любой сфере деятельности и направлена на развитие не только креативного мышления с использованием информационных ресурсов, а также формирует у современного ученика самые важные УУД.

2.1. Основные виды ментальных карт.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо. Я привожу тот способ, которым привыкла пользоваться сама.

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:

- изучение нового материала, его закрепление, обобщение;

- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

- подготовка проекта, презентации;

- подготовка домашней работы;

- подготовка к ГИА. 

Виды работ:

1. Работа с текстом.

2. Конспектирование параграфа.

3. Составление коллективной интеллект-карты.

4. Мозговой штурм

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ МЕНТАЛНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

3.1. Основные принципы построения ментальных карт.

Как строить ментальные карты? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства.

Основные принципы построения интеллект-карт.

1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.

2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «сердечки» и «цветочки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.

3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно! В Приложении 1 данного пособия представлена таблица значения и скорости восприятия основных цветов.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.

5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.

6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими.  

9. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных карт.

Берём чистый лист бумаги. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д.  Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать главную тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. От центрального образа отводим ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Для рисования используем различные цвета

3.2. Методические рекомендации в использовании ментальных карт на уроках географии.

Технология составления ментальных карт на уроках географии - это система, включающая комплекс учебных знаний; визуальные способы их  предъявления;  визуально-технические  средства передачи информации  На уроке ученики имеют перед собой памятку по созданию ментальной карты, в которой кратко изложены принципы и правила  её  составления.  Работа с памяткой экономит время на уроке, даёт возможность вовремя исправить ошибку.

При создании ментальных карт о вторичном секторе экономики (9 класс) используется технологический подход. Он предполагает руководство принципами исключения лишней информации, историзма, подчинённости (отражение иерархической структуры информации), логического следования, соответствия структуры учебной информации характеру практической и познавательной деятельности. 

При изучении крупных экономических регионов России (9 класс) и мира (11 класс), преобразование большого объёма  учебного  материала  происходит  по алгоритму:  выявление  основных  смыслообразующих  вербальных  элементов → выбор знаков визуализации → кодирование вербальных элементов при помощи выбранных визуальных знаков → декодирование графической модели в вербальную форму. Реализация данного алгоритма позволяет сформировать у обучающихся межпредметные компетенции: способности выбирать оптимальные знаки визуализации, выполнять схематические (графические) модели, структурировать, декодировать и совершенствовать их.

С ментальными картами на уроках школьники выполняют различные действия - объяснение по своей карте памяти; перерисовывание, деление параграфов на микротемы, раскрашивание карты, рассказ по ментальной карте у доски и в парах; зачёт по картам, выполнение упражнений с использованием интеллект-карты; нахождение ошибок в  «деформированных» картах; самостоятельное составление и защита своей работы, дополнение схем. Эффективным является использование ментальной карты в ходе школьной лекции. Педагог создаёт проблемную ситуацию на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, активизирует мыслительную деятельность школьников. Чем больше проблемности в информации ментальной карты, тем выше степень мыслительной  активности  обучающихся.

Особо следует выделить значение ментальных карт для слабых учеников. Запомнить отдельные факты для них бывает очень сложно, не говоря о целостной цепочке темы. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь ментальной  картой,  исчезает  страх  ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, осознание причинно-следственных зависимостей и связей

3.3. Заключение.

Проанализировав свой опыт работы по методу составления ментальных карт я пришла к выводу, что есть преимущества (их больше) и затруднения в использовании данного метода. Все же наиболее перспективным претендентом на роль инструмента мотивации к учению являются ментальные карты. Одна из причин, по которым ментальные карты настолько привлекательны, — это то, что они являются действительно картами. Как вы быстрее найдете дорогу — или по объяснению: «сначала свернете налево, за серым домом направо, увидите башню и свернете в арку, а потом развернетесь и возле памятника пройдете прямо», или по нарисованному маршруту на карте? Ментальные карты, позволяют ученику быстро и ясно увидеть, как формируются причинно-следственные связи.

Ментальные карты — это мощнейшая техника, используемая миллионами людей во всем мире. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов.

В заключение хочется напомнить, что ни один метод обучения не является универсальным. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект. Обучение с помощью метода составления ментальных карт имеет право занять достойное место в обучении. 

 

.  .  .