Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа ОП.03 Менеджмент (по отраслям)

Дата публикации: 2023-10-17 01:12:37
Статью разместил(а):
Синдеева Наталья Григорьевна

Рабочая программа ОП.03 Менеджмент (по отраслям)

Автор: Синдеева Наталья Григорьевна

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.03 Менеджмент (по отраслям) - это общепрофессиональная дисциплина, которая относится к обязательной части профессионального цикла базовой подготовки.

1.3. Планируемые  результаты освоения дисциплины: 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента делового и управленческого общения;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. 

 

Коды ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. 

применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента;

планировать и организовывать работу подразделения

сущность и характерные черты современного менеджмента;

функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

реализовать полученную квалификацию в будущей профессиональной деятельности

специфику будущей профессии 

сферу реализации полученных профессиональных навыков 

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

формулировать для себя содержание профессиональных задач по отношению к конкретным учебным дисциплинам и модулям 

находить оптимальные пути их решения 

теоретические основы дисциплин профессионального цикла 

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

анализировать нестандартные ситуации 

выступать инициатором принятия решения в нестандартных ситуациях по совер­шенствованию деятельности

стремиться оперировать нормами, связанными с профессиональной деятельно­стью

обосновывать свои решения и отстаивать их при возникновении возраже­ний

брать на себя ответственность за принятия решения 

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности и безопасности жизнедеятельности, законодательную базу профессиональной деятельности 

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

 

формулировать для себя содержание профессиональных задач на данном этапе 

выбирать пути решения профессиональных задач с учетом реализации программы личностного роста 

приемы и способы отбора необходимой информации по профилю дисциплин и модулям 

основную учебную литературу по соответствующим дисциплинам и модулям 

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

реально оценивать свой профессиональный уровень на данном этапе деятельности 

формулировать для себя содержание профессиональных задач на данном этапе

выбирать пути решения профессиональных задач с учетом реализации программы личностного роста 

способы, приемы и методы  саморазвития, самостоятельной работы 

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

реально оценивать свой профессиональный уровень на данном этапе деятельности

формулировать для себя содержание профессиональных задач на данном этапе

выбирать пути решения профессиональных задач с учетом реализации программы личностного роста

способы, приемы и методы  саморазвития, самостоятельной работы

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы 

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Самостоятельная работа

24

Консультации

-

Всего во взаимодействии с преподавателем, в том числе:

48

в форме практической подготовки

30

В том числе:

 

лекции, уроки

30

практические занятия

18

лабораторные занятия

-

Промежуточная аттестация в форме  комплексного экзамена с ОП. 02 Статистика

 2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.03.Менеджмент (по отраслям):

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Коды общих компетенций 

Раздел 1. Общая характеристика менеджмента

 

 

Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Содержание учебного материала 

4

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Понятие менеджмента, его содержание и место в социально-экономических категориях. Практические предпосылки возникновения менеджмента. Понятие «менеджер», «менеджмент», «бизнесмен», «предприниматель». Менеджмент как вид деятельности, аппарат управления, категория людей, наука и искусство.

Место менеджмента в будущей работе по специальности.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

-

Самостоятельная работа:

Составление сравнительной таблицы по характеристикам содержания  и основных положений школ менеджмента: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, школа поведенческих наук; моделей менеджмента: американской и японской.

Составление ранжированного списка качеств менеджера.

2

Тема 1.2 Цикл менеджмента

Содержание учебного материала 

2

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Характеристика функций цикла.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки 

-

Самостоятельная работа

-

Тема 1.3 Принципы и методы управления

Содержание учебного материала 

2

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Основные принципы управления. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

1

Решение ситуационных задач по определению принципов управления и анализу цикла менеджмента

Самостоятельная работа:

Составление примеров эффективных и неэффективных методов управления в учебной группе. Составление сравнительной таблицы современных принципов менеджмента и принципов менеджмента А.Файоля.

2

Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике 

 

 

Тема 2.1 Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации

Содержание учебного материала, в том числе в форме практической подготовки (2 час) 

4

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Разнообразие понятий организации. Основные признаки организаций.

Содержание внутренней среды организации. Внешняя среда организации.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

2

Построение модели внешней и внутренней среды организации

Самостоятельная работа:

Составление сравнительной таблицы по типологии и классификации организаций: Общие свойства организаций. Классификация организационно-правовых форм организаций. Коммерческие и некоммерческие организации. Управление в различных организациях. Факторы, влияющие на деятельность организации. Среда прямого и косвенного воздействия. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов.

Определение   факторов  внутренней и внешней среды прямого и косвенного воздействия учебного заведения по приведенному списку. 

3

Тема 2.2 Типы организационных структур

Содержание учебного материала, в том числе в форме практической подготовки (2час) 

2

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Организация как функция управления. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур.

Типы структур управления: линейная, функциональная. Делегирование полномочий.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

3

Составление схем организационных структур управления.

Самостоятельная работа:

Составление краткого конспекта по описанию типов структур управления: линейная, функциональная, проектная, матричная, дивизиональная, их достоинств и недостатков.

3

Тема 2.3 Планирование в системе менеджмента

Содержание учебного материала, в том числе в форме практической подготовки (2 час)

2

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Роль планирования в организации. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Виды планов: перспективные, стратегические, текущие, бизнес-планы и т.д.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

4

Решение ситуационных задач по планированию деятельности организации (предприятия).

Самостоятельная работа:

Составление сообщения по вопросам: Стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии и т.д. Текущее планирование. Основные этапы текущего планирования. Реализация текущих планов.

Формулировка миссии и цели организаций различных направлений производственной деятельности и организационно-правовых форм.

Решение ситуационной задачи

4

Тема 2.4 Мотивация как функция управления

Содержание учебного материала  

2

 

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Сущность и содержание  мотивации. Теории мотивации Первичные и вторичные потребности. Мотивация и иерархия потребностей.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

 

5

Выявление и изучение потребностей персонала, разработка способов мотивации персонала.

Самостоятельная работа:

Составление сообщения по вопросу: Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента.

Разработка вопросника по изучению потребностей студенческой группы.

Разработка системы мотивации учебной группы.

3

Тема 2.5 Контроль и его виды

Содержание учебного материала  

2

 

 

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Сущность  контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

6

Решение производственных ситуаций по проведению контроля

Самостоятельная работа: 

-

Раздел 3. Методика принятия решений

 

 

Тема 3.1  Принятие управленческих решений

 

Содержание учебного материала, в том числе в форме практической подготовки (2час)

2

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Типы решений и требования к ним. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений 

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

7

Решение ситуационных задач по принятию управленческих решений

Самостоятельная работа:

Разработка принципов  принятия эффективного решения.

Решение задач.

2

Тема 3.2 Модели и методы принятия решений

Содержание учебного материала  

2

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Понятие модели. Типы моделей.

Методы принятия решений. Дерево решений, методы коллективного решения проблем: метод Дельфи, метод мозговой атаки и т.п.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

-

Самостоятельная работа:

Составление опорного конспекта: Процесс построения моделей. Матрица принятия решений. Составление тематического кроссворда

2

Раздел 4. Социально-психологические аспекты менеджмента 

 

 

Тема 4.1  Психология менеджмента

Содержание учебного материала, в том числе в форме практической подготовки (2час) 

2

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Понятие о психике. Личность и ее структура. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки 

2

8

Решение производственных задач по определению видов власти

Самостоятельная работа:

Подготовка презентаций по теме «Имидж менеджера».

Выполнение заданий по рассмотрению конкретных ситуаций при работе в группе.

3

Тема 4.2  Коммуникации  и деловое общение

Содержание учебного материала, в том числе в форме практической подготовки (2час) 

2

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Понятие общения и коммуникации. Содержание коммуникационного процесса. Условия эффективного общения. Правила ведения бесед, совещаний.

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки

2

9

Составление плана проведения совещания. Изучение невербальных средств делового общения

Самостоятельная работа: 

-

Тема 4.3 Стили руководства в управлении

Содержание учебного материала  

2

 

 

ОК 1-4,6,7

 ПК 1.7

Особенности авторитарного стиля управления. Особенности демократического стиля управления.  Особенности либерального стиля управления. 

Практические занятия, в том числе в форме практической подготовки 

-

Самостоятельная работа: 

-

Итого  

72

 

3. Условия реализации программы дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правового обеспечения профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места для студентов;

- рабочая доска;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методическая документация.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

 

Перечень нормативно-правовых актов, учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

Михалева Е.П. Менеджмент : учебное пособие для среднего  профессионального образования. – 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020г.- 191 с. (Профессиональное образование).      

Дополнительные источники:

1. Иванова И.А. Менеджмент : учебник и практикум для среднего  профессионального образования / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. – Москва: Издательство Юрайт, 2021г.- 305 с. (Профессиональное образование).

2. Михалева Е.П. Менеджмент : учебное пособие для среднего профессионального образования. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5662-7.

 

.  .  .