Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование кейс-технологий при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Дата публикации: 2023-10-07 19:56:33
Статью разместил(а):
Кашапова Альфия Мунировна

Использование кейс-технологий при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Автор: Кашапова Альфия Мунировна

Сармановская гимназия

 

Эпиграфом к мастер-классу я взяла высказывание французского литератора и философа-материалиста Клода Адриа́на Гельве́ция   «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Кейс-технологию можно сравнить с увлекательным детективом, при чтении которого обладая определенным количеством информации, нам нужно узнать кто совершил преступление. При этом используются различные инструменты нашего мышления, над формированием и развитием которых мы работаем. Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию для:

- принятия решения,

- разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе,

- выявления позиций слушателей по существу вопроса.

В условиях возросшего объема информационных потоков кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений. Котова в интервью «Российской газете» рассказала, что в 2022 году школу будут заканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным стандартам. Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. В проекте  демоверсии по обществознанию сокращено число заданий с 29 до 23, количество тестовых заданий уменьшилось с 20 до 14 заданий.

Задания 1–4, 8 и 12 проверяют сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различных типов для реконструкции недостающих звеньев в целях объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Задания 6, 10, 14, 18 и 23 – владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

 Задания 7, 11, 15, 20 и 21 – владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Кейс-метод - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов в словах, цифрах, образах, то есть сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное обучение. Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе групп, помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденных ситуаций, самостоятельно развивать алгоритмы принятия решения.

В результате обучающиеся получают коммуникативные навыки, развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Цели применения кейс метода:

Развитие навыков анализа и критического мышления

Соединение теории и практики

Представление примеров принимаемых решений

Демонстрация различных позиций и точек зрения

Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Требования, предъявляемые к кейсу:

Соответствовать чётко поставленной цели создания.

Иметь уровень трудности в соответствии с возможностями учащихся.

Быть актуальным на сегодняшний день.

Быть ориентированным на коллективную выработку решений.

Иметь несколько решений, многоальтернативность решений, чем провоцировать дискуссию.

Работа учащихся с кейсом

I этап - знакомятся с ситуацией, её особенностями.

II этап - выделяют основные проблемы, персоналии, которые могут реально воздействовать на ситуацию

III этап - предлагают концепций или темы для «мозгового штурма».

IV этап - вырабатывают общее решение, анализируют последствия принятия решения.

V этап - решают кейс - предлагают один или несколько вариантов последовательности действий, указывают на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Роль учителя на уроке с использованием кейс-метода:

распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);

знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

организует работу учащихся в малых группах;

организует общую дискуссию;

обобщает и оценивает анализ ситуаций учениками;

создает обстановку сотрудничества;

при подведении итогов оценивает работу каждого учащегося.

Сегодня акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности. Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках обществознания и  истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. 

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Оценивание ведется отдельно по каждому из этапов занятия, начиная со второго, т.е. проблематизации. Оценивается только успешные   результаты как групповой работы, так и индивидуальные ответы. За них выставляются «плюсы» в специально подготовленной таблице-ведомости. Правила перевода  плюсов в традиционные баллы следует тщательно обговорить с учащимися на первом же занятии, проводимом по кейс-технологии.

Несомненными плюсами кейсов являются: практическая направленность; возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной ситуации; активность участников в относительно безопасной ситуации; возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников, возможность для участников повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; возможность для участников делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

Определяют проблему, ставят цели, планируют деятельность, осуществляют рефлексию, оценивают себя и других. Учатся основам проектно-исследовательской деятельности, сравнивают, классифицируют, анализируют и структурируют информацию.

Способы контроля сформированности УДД по итогам работы с кейсами. 

Критерии оценок работы по этапам занятия: 

- грамотное решение проблемы;

- новизна и неординарность решения проблемы;

- краткость и четкость изложения теоретической части;

- качество оформления решения проблемы;

- этика ведения дискуссии;   

- активность работы всех членов микрогруппы.

Контроль сформированности УУД по итогам работы с кейсами можно проверить разными способами.

1 способ-наблюдение за группами в ходе работы с кейсом.

Критерии

 Показатели

Баллы

Презентация

работы

Полное раскрытие темы, решение проблемы, наличие доказательной базы.

1 балл – Недостаточно просматривается

2 балла – просматривается частично

3 балла – реализуется полностью

Грамотная речь

Качество ответов на дополнительные вопросы

Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)

Качественность выполнения работы

(соответствие работы основным

особенностям изучаемой

 проблемы, соответствие с темой)

Оформление работы.

Работа в группе

Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

Участие в обсуждении проблемы

 

2 способ - осуществление контроля выработанных умений с 3 позиций.

1 позиция. Взаимооценка работы в группе с кейсом (на уровне учебно-коммуникативных универсальных действий)

№ Принципы работы в группе

1. При обсуждении активен, высказывает свое мнение

Я 

1

2. Внимательно слушает каждого говорящего

 

 

 

 

3. Поощряет участие других, демонстрирует понимание чужих мнений

 

 

 

 

4. Ориентирован на решение задачи, направляет группу к ее целям, выявляя отклонения от курса

 

 

 

 

5. Критикует точку зрения, а не человека

 

 

 

 

6. Выступает посредником при расхождении мнений

 

 

 

 

7. Говорит кратко, ценит время

 

 

 

 

8. Подталкивает, побуждает группу к принятию решения

 

 

 

 

9. Старается хорошо аргументировать свое мнение

 

 

 

 

10. Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других, для утверждения группового согласия

 

 

 

 

Каждым членом группы после выполнения работы заполняется анкета, в которойон оценивает работу каждого по 3-балльной системе: 

3 - следует в значительной степени;

2 - следует в небольшой степени;

1 - не следует данному принципу.

Затем заполняется общая сводная ведомость, где подсчитаны средние баллы и виден результат и «западающие» позиции.

2 позиция. Оценка индивидуальных достижений (на уровне учебно-познавательных умений)

Умение работать с информацией

Презентация результата

 Качество приложение

Определение проблемы

Умение находить пути решения (подбор информации для аргументации)

Грамотно выстроенная речь на защите.

Умение отвечать на вопросы.

Соответствие теме.

Оформление

 

 

 

 

 

 

.  .  .