Рабочая программа учебного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" для 11 класса
Рабочая программа учебного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" для 11 класса
Автор: Калашникова Юлия Сергеевна
Рабочая программа учебного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сагуновской средней общеобразовательной школы с учётом Методических рекомендаций для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, размещенных на сайте ФИПИ и пособий по подготовке к ЕГЭ-2022 под редакцией Е.В. Михайловой и И.П. Цыбулько.
Рабочая программа ориентирована на пособия:
· Михайлова Е.В. ЕГЭ 2022. Русский язык. Алгоритм написания сочинения. – М.: Эксмо, 2022.
· Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько - Москва: издательство "Национальное образование"; 2022 г. (Серия "ОГЭ. ФИПИ - школе").
Согласно учебному плану на изучение учебного курса отводится в 11 классе 34 часа. Срок реализации программы один год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) сформированность гражданской позиции, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
6) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
7) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
8) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
9) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
10) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) владение различными приёмами редактирования текстов;
8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений.
Содержание учебного курса:
1. Введение (1 ч)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения).
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Морфологические нормы (образование форм слова).
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Орфографические нормы. Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Правописание НЕ и НИ.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.
Контрольная работа по теме «Языковые нормы».
Пунктуационные нормы (8 ч)
Пунктуация в сложносочинённом предложении.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Контрольная работа по теме «Пунктуационные нормы».
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Средства связи предложений в тексте.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи.
Речь. Языковые средства выразительности.
Лексическое значение слова (2 ч)
Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
(повторение изученного в 10 классе) (4 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста.
Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
РР. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
* В журнал записывается часть темы, выделенная курсивом.
№ п/п |
Раздел. Тема урока |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
|
1. Введение (1 ч) |
|
1. |
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. |
1 |
|
Языковые нормы (12 ч) |
|
2. |
Орфоэпические нормы (постановка ударения). |
1 |
3 |
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). |
1 |
4. |
Морфологические нормы (образование форм слова). |
1 |
5. |
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. |
1 |
6. |
Орфографические нормы. Правописание корней. |
1 |
7. |
Правописание приставок. |
1 |
8. |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). |
1 |
9. |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
1 |
10. |
Правописание НЕ и НИ. |
1 |
11. |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
1 |
12. |
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. |
1 |
13. |
Контрольная работа по теме «Языковые нормы». |
|
|
Пунктуационные нормы (8 ч) |
|
14. |
Пунктуация в сложносочинённом предложении. |
1 |
15. |
Пунктуация в простом предложении с однородными членами. |
1 |
16. |
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). |
1 |
17. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). |
1 |
18. |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
19. |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
1 |
20. |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
1 |
21. |
Контрольная работа по теме «Пунктуационные нормы». |
1 |
|
Текст как речевое произведение. (7 ч) |
|
22. |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. |
1 |
23. |
Средства связи предложений в тексте. |
1 |
24. |
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. |
1 |
25. |
Текст как речевое произведение. |
1 |
26. |
Смысловая и композиционная целостность текста. |
1 |
27. |
Функционально-смысловые типы речи. |
1 |
28. |
Речь. Языковые средства выразительности. |
1 |
|
Лексическое значение слова (2 ч) |
|
29. |
Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению. |
1 |
30. |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. |
1 |
|
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (повторение изученного в 10 классе) (4 ч) |
|
31. |
Сочинение. Информационная обработка текста. |
1 |
32. |
Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. |
1 |
33. |
РР. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. |
1 |
34. |
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. |
1 |
|
|
ИТОГО: 34 часа |