Программа учебного курса для 10-11 классов "Избранные вопросы математики"
Программа учебного курса для 10-11 классов "Избранные вопросы математики"
Автор: Таболаева Марина Васильевна
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно правовых документов
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645,от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613.
· Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ "Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина".
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
УМК:
1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). В 2 частях; под ред. А.Г. Мордковича. - М.: Мнемозина
2. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). В 2 частях; под ред. А.Г. Мордковича. - М.: Мнемозина
3. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия.10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни / Л.С. Атанасян. – М.: Просвещение
4. Математика. Задачи с параметром: учеб.пособие для общеобразоват. организаций: профильный уровень / А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2021.
5. Математика. Задачи с экономическим содержанием: учеб.пособие· для общеобразоват. организаций: профильный уровень / А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2021.
Приложения:
- Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс. Базовый и профильный уровни.
- Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс. Базовый и профильный уровни.
- А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни). 11 класс. Методическое пособие для учителя.
- А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни). 10 класс. Методическое пособие для учителя.
- В.И. Глизбург. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы.
- В.И. Глизбург. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы.
Программа учебного курса «Избранные вопросы по математике» разработана для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и составлена из расчёта по 2 часа в неделю на 2 года – на 68 учебных недель, т.е. на 136 часов (68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе).
В условиях реализации ФГОС в соответствии с динамично изменяющейся образовательной ситуацией в нашей стране наиболее актуальной проблемой остается создание условий для проявления и развития свойств личности каждого обучающегося, а также наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.
Программа учебного курса по математике составлена в соответствии со стратегией государственной образовательной политики (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС СОО, Концепция математического образования), направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Программа курса по математике является дополнением к урочной деятельности, даёт возможность каждому учащемуся выявить и реализовать свои способности; углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности. Обеспечивает обучающихся системой математических знаний и умений, необходимых для более качественной математической подготовки и даёт возможность продолжения образования в высших военных учреждениях, где дисциплины математического цикла относятся к ведущим.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочной литературы, решение практико-ориентированных задач.
В основу программы положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных приемов и способов решения задач.
Планируемые результаты освоения курса:
Рабочая программа курса «Избранные вопросы по математике» для 10-11 классов разработана в целях:
- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение· качественного общего образования;
- создания условия для расширенного и углубленного изучения материала,· удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 10-11 классов.
- обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с· федеральными государственными образовательными стандартами;
Программа учебного курса «Избранные вопросы по математике» для 10-11 классов направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты:
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
познавательные:
1) овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
3) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
4) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение;
5) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
6) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
7) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
коммуникативные:
1) умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
2) адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
регулятивные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
4) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
5) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
8) сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;
9) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
10) освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Цель курса: обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение математической подготовки школьников.
Задачи курса:
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
- сформировать навыки применения знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
- формировать навыки самостоятельной работы;
- формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
- формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
- способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
- развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
Требования к уровню усвоения предмета
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры и геометрии.
Учащиеся должны знать, что такое:
- проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции;
- схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений и неравенств;
- способы решения систем уравнений;
- проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
- решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью уравнений и их систем;
- решать задачи экономического содержания;
- применять аппарат математического анализа к решению задач;
- применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий.
Содержание учебного курса:
1. Раздел «Уравнения». Повторение методов решения логарифмических, показательных, тригонометрических, иррациональных уравнений, уравнений с модулем. Нестандартные приемы решения уравнений. Использование свойств функций для решения уравнений. Уравнения с параметром.
2. Раздел «Неравенства». Повторение способов решения логарифмических, показательных, тригонометрических, иррациональных неравенств. Различные методы решения неравенств. Алгоритм решения неравенств с переменной под знаком модуля. Неравенства с параметром.
3. Раздел «Функции» Исследование функций без производной и построение графиков. Алгоритмы исследования функций с помощью производной на монотонность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения функций. Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств.
4. Раздел «Геометрия». Повторение теоретических сведений планиметрии и стереометрии. Метод координат. Метод «площадей» и метод «объемов» при решении геометрических задач Планиметрические задачи повышенной сложности. Расстояния и углы в пространстве. Прямые и плоскости в пространстве. Векторный метод решения задач.
5. Раздел «Текстовые задачи. Экономические задачи». Текстовые задачи. Задачи на кредиты и вклады. Производственные и бытовые задачи. Задачи на нахождение экстремумов.
Тематическое планирование:
№ п/п |
Раздел |
Количество часов, 10 класс |
Количество часов, 11 класс |
1 |
Уравнения |
16 |
15 |
2 |
Неравенства |
- |
12 |
3 |
Функции |
12 |
7 |
4 |
Геометрия |
34 |
34 |
5 |
Текстовые задачи |
6 |
- |
Календарно-тематическое планирование:
10 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Уравнения |
1 |
1 |
Решение возвратных уравнений |
1 |
2 |
Решение симметрических уравнений |
1 |
3 |
Решение уравнений путем дополнения до полного квадрата |
1 |
4 |
Метод симметризации при решении уравнений |
1 |
5 |
Специальные приемы при решении алгебраических уравнений |
1 |
6 |
Схема Горнера. Уравнения высших степеней |
2 |
7 |
Уравнения с абсолютной величиной |
2 |
8 |
Решение уравнений с целыми числами |
2 |
9 |
Графический метод решения уравнений |
2 |
10 |
Тригонометрические уравнения |
2 |
|
Задачи |
|
1 |
Задачи с экономическим содержанием |
1 |
2 |
Формула простых и сложных процентов |
1 |
3 |
Задачи на дифференцированные платежи |
2 |
4 |
Задачи на смешанные платежи |
2 |
|
Функции |
|
1 |
Числовые функции. Свойства функций |
2 |
2 |
Построение графиков функций |
2 |
3 |
Тригонометрические функции их графики и свойства |
2 |
4 |
Применение свойств функций при решении алгебраических уравнений. Метод оценки. |
2 |
5 |
Применение производной для исследования свойств функций и построения графиков |
2 |
6 |
Применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений |
2 |
|
Геометрия |
|
1 |
Треугольники |
5 |
2 |
Четырехугольники |
6 |
3 |
Окружность. Измерение углов, связанных с окружностью. Пропорциональные линии в круге. Комбинации окружностей |
6 |
4 |
Вычисление площадей. Метод площадей при решении задач |
4 |
5 |
Подобие треугольников в задачах на комбинации окружности и треугольника |
5 |
6 |
Применение тригонометрии в решении планиметрических задач |
3 |
7 |
Практикум по решению планиметрических задач |
5 |
Календарно-тематическое планирование:
11 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Уравнения |
|
1 |
Свойства арифметических корней |
1 |
2 |
Иррациональные уравнения |
2 |
3 |
Методы решения тригонометрических уравнений |
2 |
4 |
Тригонометрические уравнения с параметром |
2 |
5 |
Системы тригонометрических уравнений |
1 |
6 |
Типы показательных уравнений и методы решения |
1 |
7 |
Показательно-степенные уравнения |
2 |
8 |
Типы логарифмических уравнений и методы решения |
2 |
9 |
Решение уравнений с параметром |
2 |
|
Неравенства |
|
1 |
Свойства арифметических корней |
1 |
2 |
Иррациональные неравенства |
2 |
3 |
Тригонометрические неравенства с параметром |
2 |
4 |
Показательные неравенства |
2 |
5 |
Показательно-степенные неравенства |
2 |
6 |
Показательно-логарифмические неравенства |
3 |
|
Функции |
|
1 |
Функции. Свойства функций |
1 |
2 |
Использование области определения функции при решении уравнений и неравенств |
2 |
3 |
Использование множества значений функции при решении уравнений и неравенств |
2 |
4 |
Метод оценок при решении уравнений и неравенств |
2 |
|
Геометрия |
|
1 |
Линейные операции над векторами в координатах |
1 |
2 |
Скалярное произведение векторов в координатах |
1 |
3 |
Расстояния в пространстве |
3 |
4 |
Углы в пространстве |
3 |
5 |
Векторное произведение векторов |
2 |
6 |
Векторное произведение векторов в координатах |
2 |
7 |
Сфера и многогранники в координатах |
2 |
8 |
Нахождение расстояний и углов между скрещивающимися прямыми методом ортогонального проектирования |
2 |
|
Изображение пространственных фигур |
2 |
|
Комбинации многогранников и тел вращения |
2 |
|
Комбинации тел вращения |
2 |
|
Экстремальные задачи на комбинации тел |
3 |
|
Сложные комбинации геометрических тел |
2 |
|
Использование свойств объема при решении задач на комбинацию многогранников |
2 |
|
Использование свойств ортогональной проекции при решении задач |
1 |
|
Применение свойств прямого трехгранного угла в задачах на многогранники |
2 |
|
Практикум по решению стереометрических задач |
2 |