Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мнемотехника на уроках литературы

Дата публикации: 2023-07-25 17:56:57
Статью разместил(а):
Казанова Елена Викторовна

Мнемотехника на уроках литературы

Автор: Казанова Елена Викторовна

МБОУ "СОШ № 2", г. Ейск

 

Клиповое мышление.

Зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский задался вопросом о влиянии массмедиа, кино и только начавшего набирать популярность интернета на современную молодежь. Он провел эксперимент с участием двух групп студентов. Одной группе предложили прочитать тексты с описанием проблемы некой девушки, другой же группе показали видеоролики с аналогичным содержанием. Оказалось, что у тех ребят, которые смотрели ролик, уровень понимания в шесть раз превышал показатели группы опрошенных традиционным способом. Картинка смогла не только заменить текст, но и превзошла его. Клиповое мышление — очень сложное и разнородное явление, у которого есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации. Это прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее аналитической обзор. Тот, кто обладает понятийным типом мышления, досконально изучает и анализирует информацию, однако из-за этого времени на обработку уходит больше. Таких людей психологи часто называют «людьми книги».

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий. Информация поступает хаотичными потоками, и у человека не всегда остается время для глубокого и сосредоточенного анализа.

Как отмечает психолог, автор книги «Мастер жизни. Психологическая защита в социуме» С.Ю. Кличников, в данном случае клиповое мышление выступает в роли «фильтра» перед информационными перегрузками.

Да, человек с клиповым мышлением становится способен воспринимать лишь краткую информацию, но вспомним слова великого классика Л.Н. Толстого: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Чтобы не стать заложником клипового мышления, разрабатывается огромное количество методик и тренингов, посвященных концентрации внимания. Исследователи предлагают ежедневно анализировать даже очевидные, на первый взгляд, вещи. При этом самым доступным методом для нас является чтение. Оно позволяет видеть весь контекст и предлагает возможность самому анализировать полученную информацию.

Есть ещё одна методика, разработанная кандидатом физико-математических наук Л.И. Ястребовой для развития собственного мышления. Она основана на алгоритме работы «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй», который предполагает:

- Анализировать, а именно, исследовать проблему;

- Структурировать, находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;

- Систематизировать, отслеживать взаимосвязи полученных элементов;

- Синтезировать, пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;

- Анализировать, оценивать полученный результат.

Баланс между качествами мышления — клиповостью и сосредоточенностью — необходимо постоянно корректировать, вопрос лишь в пропорциях.

«Мнемоника (греч. mnemonіka – искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Слово мнемоника имеет однокоренное слово – мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. 

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. 

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю. 

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Классификация приемов мнемотехники:

1) Буквенно-звуковая мнемоника 

2) Рифмовки. Общность ударений. 

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу. 

4) Сказки – ассоциации. 

5) Схематично-рисуночная мнемоника. 

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

Мне хотелось бы  показать, как я использую схематичную мнемотехнику для того, чтобы дети осознали очень глубокие и важные понятия как можно раньше.

В русской литературе тема греха, покаяния всегда считалась очень значимой. Именно поэтому она получила термин «нравственная литература». Воспитать в человеке доброе, светлое, духовное – вот назначение «нравственной литературы». Этому учили Пушкин, Достоевский, этому учат произведения современных писателей. 

Что же делать, чтобы не оказаться под пропастью грехопадения? Надо осознавать свой грех, надо приложить как можно больше усилий, чтобы произвести перемену во всей своей жизни и, оставив пороки, постоянно пребывать в добродетели. 

Таким образом, можно сделать вывод, что тема покаяния - это главная тема всей нравственности литературы, начиная от Библии и заканчивая произведениями литературы 21 века. 

Работа с текстом Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: Дать понятия ГРЕХ, ОСОЗНАНИЕ, ПОКАЯНИЕ, ИСКУПЛЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.

Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.

И вот после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было. ГРЕХ.

Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна. От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат. ОСОЗНАНИЕ.

Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику «изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём. ПОКАЯНИЕ.

Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков. ПОКАЯНИЕ.

На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям. ИСКУПЛЕНИЕ

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.                            

Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб.

Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия». ПРОЩЕНИЕ.

Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.

Еще очень интересная форма работы, которая увлекла и меня, и детей в последнее время – это создание странички литературного героя в соцсетях. Мы выбрали ВКонтакте. Это новая возможность увлечь детей чтением с использованием их любимых гаджетов. И это не просто чтение – это погружение в текст.

Для того, чтобы создать страничку, необходимо структурировать всю информацию о герое. Собственно это всегда и делалось, когда дети давали характеристику любому литературному персонажу. Но описанный по заданному плану герой получался схематичным, а иногда просто скучным. Где уж тут полет для творчества?

Новое предложение заинтересовало ребят. И мы начали создавать свои странички. Нужно было повнимательнее прочитать текст, чтобы узнать, где герой родился, кто его родители, чем он занимается профессионально, и какие хобби имеет. Но самый интересный процесс, это подобрать музыку, которую любит герой. Первоначально это были просто случайный выбор, но когда задачу конкретизировали: музыка должна быть характеризующей характер, или настроение, или ситуацию, которую пережил герой, то у многих детей появились проблемы. Хорошо, что есть дети, занимающиеся в музыкальной школе. Возникла необходимость работы в группе. Необходимость помощи друг другу естественной, а не искусственно навязанной.

Например, при составлении характеристики Акакия Акакиевича Башмачкина, мы поняли, что нужно, как минимум 3 музыкальных фрагмента. Возникла необходимость слушать музыку, чтобы соединить услышанное и прочитанное. Появился ещё один важный, на мой взгляд момент: авторитет некоторых детей подскочил, ведь, оказалось, что знание классической музыки оказывается полезным … для всех.

Но и апогеем этой работы стало составление сообщества друзей. Задача: найти тех литературных героев, с которыми мог бы дружить Акакий Акакиевич. Список иногда оказывается неожиданным, но требуется подвести обоснование собственного выбора. В школьной литературе есть понятие галерея литературных героев, например ЛИШНИЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК и т.д. Но это, как правило, не находка читателя, а классификация литературоведов. В связи с этим создать свою галерею оказалось делом преинтересным. Так, например, один из учеников объединил и доказал, что Артур из романа «Овод» очень схож с А.А. Башмачкиным. Сначала это кажется абсурдным, но когда ребенок смог доказать, что они одинаково одиноки, одинаково осторожны с миром людей, одинаково способны к бунту, понимаешь, что вот это и есть собственная интерпретация текста. Черты различий мы тоже нашли, уже вместе с классом. Но это уже другая история.

Мне кажется, так глубоко мои восьмиклассники еще не анализировали тексты и героев произведений. И помогла новая для меня форма работы, где приемы мнемотехники оказывают помощь при прочтении текста, понимании его и умении анализировать.

 

.  .  .