Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Внеклассное мероприятие для начальной школы к Международному дню театра

Дата публикации: 2023-06-27 17:59:23
Статью разместил(а):
Иванова Наталья Леонидовна

Внеклассное мероприятие для начальной школы к Международному дню театра "Ассамблея сказок"

Автор: Иванова Наталья Леонидовна

ГБОУ "СОШ № 83", Санкт-Петербург

 

Цели и задачи: 

1. Воспитание уважения и любви к театральному искусству.

2. Развитие способностей обучающихся в совместной творческой деятельности.

3. Раскрытие творческого потенциала детей.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Возраст участников: 7-9 лет.

Оборудование: 

1. Мультимедийное оборудование (при необходимости показа презентации, картин, афиш и тп)

2. Декорации к постановкам

3. Украшение зала (шары, театральный занавес)

Идея: Подготовка и проведение праздника разделено на несколько этапов. Возможно объединение некоторых этапов на усмотрение педагогов.

1 этап. Подготовительный. Деление класса на 3 команды. Выбор названия, представление команды, выбор трех любимых произведений разных жанров (Сказки: волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных). Целесообразно на этом этапе провести жеребьевку произведений в классе. Подготовка отрывка из каждого произведения (домашнее задание). Выбор жюри. Привлечение и помощь родителей в создании афиш (для всех трех отрывков, 1 афиша должна быть выполнена НЕОБЫЧНЫМ способом, см. Приложение), костюмов, декораций. Срок – 3 недели.

2 этап. Торжественное открытие ассамблеи. Представление команд. Представление членов жюри. Показ 1 отрывка (по выбору). Подведение итогов этапа. Жеребьевка задания на следующий этап. Доработка афиши, декораций, костюмов.

3 этап. Театральная премьера. Представление командами НЕОБЫЧНОЙ афиши. Показ второго отрывка. Подведение итогов этапа. Получение задания на следующий этап (выбор 3 человек от команды на игру по станциям)

4 этап. Конкурс театралов на знание сказок, героев, авторов и тп. Подведение итогов.

5 этап. Гала-представление. Награждение команд. Показ остальных отрывков на бис.

Действующие лица:

1. Ведущий (учитель).

2. Помощники ведущего – героини известного российского мультсериала «Сказочный патруль»: Аленка, Варя, Снежка и Маша (учащиеся 4 класса).

3. Члены жюри (учителя, родители, библиотекарь).

4. Команды.

5. Зрители-болельщики (родители, друзья).

Варианты сказок (по жребию распределяются между командами на подготовительном этапе)

1. О животных: Лиса и заяц, Петушок и бобовое зернышко, Три поросенка.

2. Волшебные: Кот в сапогах, Снегурочка, Золушка.

3. Бытовые: Каша из топора, Репка, Мужик и медведь.

2 этап. Торжественное открытие ассамблеи.

Вступительная часть.

Зал украшен. В зале сидят гости, члены жюри, зрители, команды. 

Ведущий: 

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,

Поздравить с Днем театра их спешим,

Гримеров, костюмеров и суфлеров -

Мы всех за волшебство благодарим! 

Алёнка: Добрый день, ребята. Прежде, чем начать нашу праздник, я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно ... (ТЕАТР)

Варя: Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.

Ой! Совсем забыла! Сначала нам надо представиться. Мы с подружками живем в сказочном городе Мышкине и часто приходим на помощь жителям этого города. Зовут нас Варя, Маша, Снежка и Аленка. А все вместе мы - … СКАЗОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ! И сегодня на вашем празднике мы будем вам помогать. Итак, о театре.

Слово «театр» - греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

Снежка: В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых.  (показ слайдов)

А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.

Маша: 

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать:

Всё, что на свете, человечно.

Здесь всё прекрасно –

Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Аленка: Мы сегодня вам докажем, что вы – талантливы, друзья,

И мы сегодня вам раскроем все секреты мастерства.

Ведущий: К нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами. А ведь сейчас, ребята, вы аплодировали себе. Ведь сегодня нашими артистами будете именно вы!

Знаете ли вы, что, хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте – это полезно и всегда поднимает настроение! Давайте еще раз похлопаем!

Аленка: Много есть у нас театров, и конечно же, артистов

Вы растете им на смену, подрастаете так быстро.

А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся

И на сцене второклашки – наши школьные артисты!

(заходят и рассаживаются команды)

Основная часть.

Ведущий: Наши ребята начали готовиться к сегодняшнему празднику, как настоящие актеры, заранее. Это был первый, подготовительный, этап. Месяц назад они разделились на команды, получили задание – подготовить отрывки из трех разных сказок, отрепетировали их, выучив свои роли. А еще нарисовали вместе с родителями декорации, сделали костюмы – вообщем, все, как в настоящем театре. И даже афиши у них есть!

А сейчас позвольте вам представить наше жюри. Они будут оценивать выступления ребят – как на настоящем конкурсе. (представление членов жюри) У каждого – карточка с цифрами от 2 до 5.

Сейчас мы проведем жеребьевку команд, чтобы определить, кто за кем будет выступать. Нам поможет в этом Аленка и Волшебная Шляпа. (капитаны команд вытаскивают из Шляпы бумажки с номерами выступлений)

Начинаем представление команд.

1. Друзья сказок

Мы весёлые ребята
И играем хоть куда.
Наш девиз: «Вперёд, команда,
Не сдадимся никогда!"

2. Сказколюбы 

Мы рады вас приветствовать,
Мы дружная семья!
Мы любим наших зрителей,
А сцена нам - Земля!

Искусство театральное 
Мы рады вам дарить!
Любимых наших зрителей
Готовы удивить!

3. Мы из сказки! 

Мы роль любую сыграем для вас,

Спектакль поставим на высший класс!!!

Конька Горбунка, Крокодила, Принцессу,

Лягушку царевну и стюардессу.

Садись поудобнее и не зевай,

Аплодисментами нас вдохновляй!

Варя: А пока первая команда пошла готовиться к выступлению, мы проведем разминку для наших зрителей.

Конкурс «Разминка актёра». Педагог объясняет правила, помощницы распределяются по залу.

Педагог: Хлопки и есть наша особая актерская разминка, ведь настоящий актер любое действие может превратить в творчество. Вот и мы с вами сегодня будем хлопать не просто, а творчески. Для этого мы будем бить левой ладонью по правой. Вот так. При этом ладони как бы скользят друг по другу. При этом, правая рука – направляющая, выходит вперед, а левая идет назад. Это «выстрел». Давайте попробуем. А теперь поменяем руки.

Отлично! Теперь я вижу, что вы все разогрелись. Однако! На сцене любое действие должно быть оправдано актером. Оправдано – то есть стать правдой. Только так зритель поверит, в то, что происходит на сцене. (Если актер сам не верит в то, что происходит на сцене, зритель обязательно это почувствует, как наигрыш или фальшь). Сейчас мы с вами снова устроим перестрелку, но теперь обязательно вкладываем в свой выстрел какую-либо эмоцию. Например, если это гнев, вы увидите это в моей мимике, моем положении тела, в силе моего хлопка. Я могу выстрелить в вас так (гневно), а могу так (радостно).

Итак, сейчас ваши ведущие будут в вас стрелять с разными эмоциями, вы стреляете в них с той же эмоцией, но … не копируйте ведущих, а лишь возвращайте тоже чувство. У кого-то радость такая, а у кого-то такая.

Ну что ж давайте попробуем, ваши ведущие будут вам помогать. Наша первая эмоция – Гнев! – Испуг! – Печаль! – Радость!

Это было здорово, ребята! Теперь я порошу всех отправить нашу последнюю эмоцию прямо в космос! Вот так! Наша эмоция – Счастье! Все наполняемся самой большой радостью, счастьем от того, что мы собрались здесь сегодня, что у нас впереди еще много интересных испытаний, что праздник продолжается, что всех нас здесь объединил Его Величество Театр. Итак, эмоция «счастье». Приготовились! Ручки подняли, стреляем громко на счет три. Раз! Два! Три! (хлопок)

Молодцы! Отлично! Космос принял наш сигнал. Ладоши еще не болят? Тогда похлопали себе еще разок! Спасибо вам, а теперь я попрошу всех сесть на свои места (дети садятся).

Снежка: Как замечательно! Какие вы молодцы! Какие талантливые и артистичные! А теперь- все внимание на сцену. Мы начинаем!

Команды по очереди выступают с отрывками из сказок (один из трех подготовленных отрывков, по выбору или методом жребия), на заднем фоне каждой команды – афиша к сказке.

Жюри по окончании оценивает выступление команды (в которое входит сам отрывок, костюмы, декорации, афиша), отдельно оценивается представление названия и девиза команды. Девочки-помощницы записывают результаты на доске. Один из членов жюри обязательно комментирует свою оценку.

Алёнка: А сейчас я предлагаю совершить увлекательное путешествие в волшебный мир театра, потому что каждый, кто попадет в этот мир, становится немного другим, стоит только подключить фантазию и немного воображения. Отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля, и стать активными участниками этого творческого процесса.

Только сегодня,

Только у нас

Театр открывает

Волшебный занавес для Вас!

Проходите в наш театр. 

Хочу пригласить на сцену человек от по 5 каждой команды. 

Ведущий: Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, четко, ясно произносить текст, пластично двигаться. Итак, мы предлагаем вам на время стать артистами. Вставайте в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте вместе со мной.

Конкурс «Актёрское мастерство». 

Смотрите, лужа впереди,

Ее нам надо обойти.

А вот большущее лежит бревно,

Нам очень трудно перелезть через него.

Теперь тропинка стала так узка,

Что балансировать приходится слегка.

А вот глубокий и широкий ров,

И из него воды нам слышен рев.

Как через ров мы перейдем?

Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.

И вдруг мы в сказке очутились.

Взглянув вокруг, мы сильно удивились.

Бежит зайчишка озорной.

Постой, трусишка, не беги, постой!

Мы так же прыгаем, как ты,

Не веришь, ну – ка посмотри!

Умеем красться, как хитрющая лиса,

Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!

Умеем рыскать, как сердитый волк,

Которого зовут «зубами щелк».

Сумеем и, как мишка, мы пройти,

Сметая все, что попадется на пути.  

Снежка: Удивительно, какие здесь все – прирожденные актеры! Программа 1 дня ассамблеи закончена. Поверьте, что самое интересное и захватывающее нас ждет впереди! До встречи!!

3 этап ассамблеи. Театральная премьера (можно объединить с 4 этапом).

Представление командами афиш. Показ отрывка. Подведение итогов этапа. Получение задания на следующий этап (выбор 3 человек от команды на театральный конкурс)

Педагог: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на следующем этапе нашей ассамблеи. Сегодня командами вам будут представлены к показу следующие отрывки из сказок. Но перед этим мы хотим увидеть представление афиш от каждой команды. Это – не простой показ сделанной афиши, а ее необычное представление.

Например, можно сделать «живую» афишу, где себя представят дети - герои сказок. Можно использовать приемы технологии критического мышления- синквейн, «Верите ли вы, что …», фишбоун (рыбий скелет). Варианты – в Приложении.

Аленка: Все команды – молодцы! С такими афишами я бы точно сходила на все представления. А теперь жюри примет решение, а мы посмотрим подготовленные вами отрывки из сказок. Итак, представление начинается! Вернее, продолжается!!

Идет представление командами отрывков сказок. Потом – оценивание выступлений жюри. Баллы вновь записываются помощниками на доске.

Снежка: И, наконец, наступает самый ответственный и волнующий момент нашей ассамблеи. Команды должны посоветоваться и выбрать 3 человек для участия в конкурсе театралов – знатоков театра.

Алёнка: Ну, что, в путь?

Вместе: В путь! 

Конкурс «Дикторы». 

Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией. 

Ведущий просит детей повторить скороговорки (командам – по очереди). Помощники записывают угаданные слова. В случае ошибки – ответ переходит к следующей команде или к зрителям.

❖ Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

❖ Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.

❖ На дворе — трава, на траве — дрова.

❖ Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

❖ От топота копыт пыль по полю летит.

❖ Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тараторят, тарахтят тридцать три вагона в ряд.

❖ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Конкурс «Сценическая пластика». Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой, чувством темпа и ритма, а также уметь изменять время, ситуацию, внешность с помощью действия, ведь действие – это основной материал в актёрском искусстве. Сейчас вам придется проявить не только актёрские способности, но и воображение! Задания даются командам по очереди.

Попробуйте изобразить походку человека:

❖ который только что хорошо пообедал;

❖ которому жмут ботинки;

❖ который неудачно пнул кирпич;

❖ у которого начался острый приступ радикулита;

❖ который оказался ночью в лесу;

❖ идущего по краю небоскреба. 

Конкурс «Доскажи слово». А сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательны и собраны, ведь настоящие артисты должны обладать отличной памятью. Задания выполняются по очереди. Помощники читают стихи, члены команд угадывают несказанное слово.

Театральный он работник –

Постановок «дирижёр»,

Управляющий спектаклем –

Это, верно, … (РЕЖИССЁР!)

Режиссер – главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно образ героя, тогда сказка становится особенной, непохожей одна на другую.

Что напишет сценарист, 
То покажет нам … (АРТИСТ)

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая – … (СЦЕНА!)

Что такое «Контрамарка»? –

Даст словарь на то ответ:

Знай, она – талон бесплатный.

Или попросту – … (БИЛЕТ!)

Всё, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представленья –

Это, знайте, … (РЕКВИЗИТ!)

Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие … (ДЕКОРАЦИИ!)

Для хранения одежды посетителей,

Театралов или кинозрителей,

Чтобы было им удобно и не жарко –

Гардероб есть. Или проще – … (РАЗДЕВАЛКА!)

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы … (АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Педагог: Молодцы! Члены жюри подсчитывают набранные баллы.

Конкурс «Гримеры». Каждая команда получает надувной шарик, платочек, палку с надетым платьем (перевернутая швабра).

Задание: нарисовать на шарике лицо, надеть платок и сарафан: 1 команда – Бабу Ягу, 2 команда – Василису Прекрасную, 3 команда – Снежную Королеву.

Конкурс «Художники». Нарисовать афишу на листе формата А3 за 10 минут: 1 команда – к музыкальной сказке «Три поросенка», 2 команда – к басне «Ворона и Лисица», 3 команда – к музыкальному спектаклю «Федорино горе».

Маша: А пока ребята рисуют афиши, мы поиграем со зрителями, чтобы они не заскучали!

Я буду называть героев сказок, а вы должны угадать название сказки. Если вы болеете за какую-то команду – она получает дополнительный балл.

  1. Братья Гримм «Бременские музыканты».
    Кот, Пёс, Петух, Осёл.
  2. Шарль Перро «Красная шапочка».
    Красная шапочка, волк, бабушка, дровосек.
  3. Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева».
    Кай, Герда, Снежная Королева, Разбойница.
  4. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
    Царевна лебедь, царь Салтан, князь Гвидон, баба-Бабариха.

И еще одна игра. За отгадку – балл!

  • Кто пел: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)
  • В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)
  • Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева)
  • Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка)
  • Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)
  • В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
  • Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух)
  • Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
  • Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)
  • В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
  • Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли)
  • Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
  • Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)
  • Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный)

Снежка: Какие же молодцы, наши болельщики! Так постарались – и повеселились, и баллы заработали командам!

Ведущий: А теперь подведем итоги конкурса афиш и посчитаем с остальными результатами.

Подведение общих итогов конкурсов. Награждение команд. 

Слово – членам жюри.

Ведущий: Театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене – это двойное чудо. «Чудо в квадрате!».

Вся наша жизнь-театр!

Эпиграф, действие, антракт

И снова действие на сцене.

Вся наша жизнь всего спектакль,

Порой комедия и драма,

Порой роман, порою сказ.

Порой меняются актеры,

Сценарий пишется для нас,

Богами свыше,

Чтобы люди играли каждый свою роль.

А жизнь - театр, театр не более,

Театр, а мы актеры в нем. 

Алёнка: Спасибо вам, ребята, за этот чудесный праздник! А теперь сюрприз – ребята приготовили для всех нас выступление НА БИС! ГАЛА – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ!

Команды показывают последние подготовленные отрывки из сказок (без оценивания)

Ведущий: 

Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте.

В гости ждем мы вас, друзья,

Будем рады вам всегда.

Под музыку все выходят из зала.

 

Приложение «Необычное представление афиш».

1. Технология «Верите ли вы, что …» (к сказке «Кот в сапогах»)

Верите ли вы, что…

- Кот может быть умнее человека?

- В старинных замках живут настоящие людоеды?

- Деньги – не самое главное богатство?

- Принцесса может выйти замуж за сына мельника?

Если вы хотите ответить на все эти вопросы – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ на наше музыкальное представление сказки «КОТ В САПОГАХ», которое состоится 10 марта в 12 часов в актовом зале школы.

 

2. Синквейн (афиша к сказке «Три поросенка»)

ТРИ ПОРОСЕНКА

БЕСПЕЧНЫЙ, УМНЫЙ

СТРОИЛИ, ИГРАЛИ, ЗАДУМАЛИСЬ

МОЙ ДОМ -- МОЯ КРЕПОСТЬ

БРАТЬЯ НАВЕК

Узнать про эту знаменитую троицу вы можете, посмотрев наше представление 10 марта в 12 часов в актовом зале школы.

 

3. Фишбоун (афиша к сказке «Каша из топора»).

Скелет рыбы берется за основу афиши (необычность, привлекательность формы). Вместо слов «факты» и «причины» в начальной школе можно использовать вопросы и ответы:

что? Бытовая сказка

кто? Солдат и старуха

что делали? Варили кашу из топора

Как? Весело

Когда? 10 марта в 12 часов

Где? Актовый зал школы

(могут быть варианты использования вопросов и ответов)

 

.  .  .