Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

Дата публикации: 2023-06-27 17:37:45
Статью разместил(а):
Иванова Наталья Леонидовна

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

Автор: Иванова Наталья Леонидовна

ГБОУ "СОШ № 83", Санкт-Петербург

 

В связи с введением ФГОС НОО нового поколения наравне с классическим определением термина «грамотность» возникло понятие «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности. В это понятие входит способность человека вступать в тесные отношения с окружающей средой, социумом, быстро адаптироваться и функционировать в них. Важно проявление инициативности, способности думать творчески, умение дискутировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, умение работать в группах.

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности. 

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности. 

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник? Это, прежде всего: 

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.  

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Основы функциональной грамотности закладываются именно в начальных классах, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, анализировать) становится обязательным условием успешности. 

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву). 

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая составляющая при формировании функционально грамотной личности. 

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для «выращивания» функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста. 

Как добиться грамотного письма у детей? Во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке. Именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Учителям начальной школы необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока. Можно сказать детям, что если они, будучи взрослыми, напишут записку, объявление или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. И настойчиво объяснить, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом читается, его смысл не сразу доходит, а иногда понимается искаженно.  

Формированию грамотности способствуют несколько факторов: 

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если: 

- обучение носит деятельностный характер; 

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; 

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; 

- используются продуктивные формы групповой работы. 

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательных технологий, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени. 

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. 

Представленные ниже приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

1. Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно». 

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы можно использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе задается вопрос детям, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»).

- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Или, например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает … И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

Прием "Отсроченная отгадка". 

Это еще один способ «вхождения» в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Прием «проблемная ситуация». 

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание: Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково, и называются «омофонами».

Прием «Провокационный вопрос». 

Проблемную ситуацию можно создать провокационным вопросом. Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.

Прием «Метод кейсов». 

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Прием «Дай себе помочь». 

Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приемы, формирующие самостоятельность мышления.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии, начиная от правила написания ЖИ-ШИ в 1 классе, в 4 классе – это стихотворение для запоминания глаголов- исключений, в 3 классе – запоминание падежей и тп.

Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует применение игровых приёмов. Предлагаем вашему вниманию один из игровых приёмов по теме «Предложение» в 1 классе. Суть его заключается в том, что между учениками распределяются слова одного предложения (например, Белка прыгает по веткам). 4 ученика получают по одному слову, ещё один ребёнок играет роль точки. Дети должны выстроится в предложение - назвать своё слово; ребёнок, которому досталось первое слово должен поднять вверх руку, ребёнок-точка-присесть, имитируя постановку точки в конце предложения. 

2. Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п. 

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.

Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.

Прием «Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.

Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.

На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (тема изучена, идёт закрепление знаний).

Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.

Прием «Добавь следующее».

Хороший приём, который нацелен на развитие речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т.д. 

Дети придумывают слова на тему «Школа».

1. Парта. 

2. Парта, доска. 

3. Парта, доска, мел и т.д. 

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Прием «Рюкзак».

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка. 

3. Приемы формирования грамотного письма. 

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов:

Прием «Проговаривание». Дети пишут слова, проговаривая хором, потом индивидуально.

Прием «Ошибкоопасное место». 

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Прием «Лови ошибку». 

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.

Прием «Мне это пригодится».

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом. 

Прием «Откуда слово к нам пришло?».

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. 

Прием «В две колонны становись!».

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ. 

Назови, одним словом. 

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - … (птицы); 

Ножницы, молоток, пила, грабли - ... (инструмент,) 

Раздели слова на группы: 

Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк, огурец (животные и овощи)

Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель) 

К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова. 

Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь. 

Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона.  

Заключение.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

 

Литература:

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) 

2. Барышникова О.О. Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников. Учебное пособие. Курск. 2022 

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Просвещение, 2009. – 291с.

4. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Курс для учителей русского языка как родного (II – III ступень обучения). 

5. Тунгускова С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. 2013.

 

.  .  .