Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Кейс-технология на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Дата публикации: 2023-06-25 11:29:36
Статью разместил(а):
Лебедева Галина Николаевна

Кейс-технология на уроках немецкого языка

(из опыта работы)

Автор: Лебедева Галина Николаевна

МАОУ «Гимназия № 87», г. Саратов

            

Метод «case study», или метод конкретных ситуаций (от англ.  case - случай, ситуация) -  это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). В основе метода «case study» лежат принципы проблемно-ориентированного обучения.

Суть этого метода заключается в том, что группа учащихся, проанализировав конкретную ситуацию, должна предложить решения поставленной проблемы и выработать алгоритмы дальнейшего развития.

Существует широкий круг задач и возможностей метода кейсов:

- приобретение новых знаний и развитие общих представлений;

- развитие у учащихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать

- альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;

- приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных

- проблем;

- развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться;

- приобретение навыков разработки действий и их осуществления;

- возможность работать в команде;

- возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на немецком языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на немецком языке) – всё это примеры коммуникативных задач.

Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, в котором есть дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил   иноязычного общения.

Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы его использования в учебной практике при обучении иностранному языку.

Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:

- обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;

- выделение наиболее важной информации;

- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

- работа над проблемой (дискуссия);

- выработка решения проблемы;

- дискуссия для принятия окончательного решения;

- подготовка доклада;

- аргументированный краткий доклад.

Для успешной работы с кейсами ученикам необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения   иностранным языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам.

Итак, кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач, что особенно важно для детей в высоким уровнем мотивации к изучению иностранных языков.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Существуют различные классификации кейсов, поскольку в основе каждой из них заложены разные критерии.

 

По сложности

По целим и задачам

По структуре

По размеру

1. Иллюстративные учебные ситуации.

2. Учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы.

3. Учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы.

4. Прикладные упражнения.

1. Обучающие анализу и оценке.

2. Обучающие решению проблем и принятию решений.

3. Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

1. Структурированные кейсы.

2. Неструктурированные кейсы.

3. Маленькие наброски.

5. Первооткрывательские

кейсы.

1. Полные кейсы (в среднем 20- 25 стр.

2. Сжатые кейсы (3-5 стр.)

3. Мини-

кейсы (1-2 стр.)

 

УМК «Вундеркинды» (под ред. О. Радченко) не содержит готовых кейсов, но ситуативность предлагаемых упражнений, а также проблемные вопросы, требующие аргументированного выражения мнения, могут послужить основой для разработки кейсов. Кейс-метод может быть успешно использован в качестве заключительных уроков по теме.

Следовательно, учитель может самостоятельно разработать кейсы в соответствии с тематикой учебника. Чтобы создать кейс, учителю необходимо следовать определённой структуре построения кейса, которая включает в себя следующие этапы:

- Определение дидактических целей кейса. Выделение раздела-темы, которому посвящен кейс, формулирование целей, задач.

- Выявление проблемной ситуации.

- Построение кейса, основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

- Определение ситуации, ее соответствия с реальной жизнью.

- Выбор типа кейса.

- Написание текста кейса, дополнительных заданий к нему.

- Внедрение кейса в практику обучения, его использование на уроке.

В работе по указанному выше УМК в 10 классе была сделана попытка использовать данную технологию на заключительных уроках по теме.

В качестве примера можно привести собственную разработку учебного кейса по теме «Путешествие к морю» (для учащихся класса, работа над кейсом занимает 2 урока).  

Вид кейса: обучающий

Тип кейса: аналитический.

Проблемное задание: Представьте ситуацию. Вы работаете в туристической фирме и должны организовать поездку к морю для определенной группы людей. Проанализируйте предложенную информацию и предложите подходящие варианты размещения и проведения досуга.

Краткое описание хода занятия с использованием кейса:

Кейс предоставляется учащимся в ходе занятия. На его изучение и ознакомление отводится около 10 минут времени занятия. Группа разбивается на 3 подгруппы, каждая из которых представляет собой туристическую фирму. Каждой подгруппе предлагается кейс с информацией о группе туристов, о возможных вариантах размещения, о достопримечательностях. Задача каждой подгруппы — изучение материалов кейса и обсуждение возможных вариантов его решения.

Итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена представлению вариантов тура, разработанных подгруппами. В рамках итоговой части преподаватель организует процедуру оценки предложенных подгруппами вариантов решений.

Критерии оценивания разрабатываются на основе учета требований к поездке, а также с точки зрения целесообразности посещения выбранных достопримечательностей. Кроме того, представление решения оценивается и с языковой точки зрения.

Содержание кейса

Ключевое задание: Работники туристических агентств часто сталкиваются с задачей организации индивидуальных туров, в которых необходимо учесть бюджет  и длительность поездки, насыщенность мероприятиями, зависимость программы тура от личности путешественника и его интересов.

Задача: Представьте ситуацию. Вы работаете в туристической фирме, и к вам обратились путешественники с просьбой организовать для них поездку к морю на 7 дней. Среди них: семья с двумя детьми, пожилая семейная пара, группа друзей. Проанализируйте предложенную информацию и предложите варианты размещения и осмотра достопримечательностей.

Требования к поездке:

- длительность поездки: 7 дней;

- размещение: наиболее подходящее для данной группы путешественников;

- выбор достопримечательностей и развлечений, наиболее подходящих для данной группы путешественников, но не более одного места за один день.

Уточнение задания:

- прочитать информацию о путешественниках и об отелях;

- выбрать подходящий вариант размещения;

- изучить информацию об основных достопримечательностях и выбрать места, наиболее интересные для данной группы путешественников;

- представить готовый маршрут с аргументацией его выбора.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания представляются преподавателем в начале работы над кейсом. Основные критерии: соответствие заданию (учтены все требования к поездке, представлен план поездки на 7 дней, предложен подходящий вариант размещения, приняты во внимание пожелания путешественников); аргументированность выбора представленного решения; языковая грамотность.

Материалы кейса

Сведения о туристах:

Подгруппа 1

Thomas und Marie

Unterkunft

- bequem

- schöne Ansichten

- Frühstücke

Interessen:

- Sehenswürdigkeiten besichtigen

- Museen und Galerien besuchen

- am Abend ausgehen

Подгруппа 2

Robert und Sonja (+ 2 Kinder)

Unterkunft

- bequem

- Vollpension 

- Kinderanimation 

- TV im Zimmer 

Interessen:

- einkaufen

-Touristenattraktionen besuchen

Подгруппа 3

Ditmar, Frank, Lora, Simona

Unterkunft

- nicht teuer,  aber bequem

- kostenfreies WLAN

- nicht weit vom Strand

Interessen:

- tanzen

- schöne Fotos machen

- neue Menschen kennenlernen

- Wasser-und Sportaktivitäten

Информация об отелях:

Xanadu Resort Hotel, Belek, Türkei

Direkt an der schönen Mittelmeerküste, ein eigener Sandstrand. Die Zimmer mit dem Flachbild-TV, einer Klimaanlage, mit eigenem Bad und einer Minibar. Das Restaurant mit dem Frühstück, Mittag- und Abendessen in Buffetform. Für die kleinen Gäste - ein Kinderbuffet. 3 Pools, 3 Wasserrutschen und 1 Kinderbecken. Der Kinderclub mit Unterhaltungsprogrammen für Kinder. Aktionsflächen für Babys und Kinder, ein Vergnügungspark mit einem Karussell, einem Mini-Riesenrad, einem Mini-Zug und ein Abenteuerpark mit einer Kletterwand. Nicht weit von den Kaufzentren.

Bed & Bike Curacao, Niederländische Antillen, Südamerika

3 Gehminuten vom Strand entfernt. Das Hostel verbietet kostenfreie Fahrräder und kostenfreies WLAN. Neben einer Gemeinschaftsküche ist auch ein Restaurant. Jedes Zimmer mit einer Klimaanlage und mit einer Mikrowelle. Die Aktivitäten umfassen Parasailing, Jet-Ski, Windsurfen, Beach-Volleyball und Tennis. Eine Open-Air-Disco am Strand.

Vincci Centrum,  Madrid, Spanien

Ideal für zwei Reisende. Besonders gutes Preis-Leistungs-Verhältnis. Das historische Gebäude im Zentrum von Madrid, das die Museen Prado, Thyssen und Reina Sofia umfasst; ist bei Reisenden, die an Tapas, Architektur und Parks interessiert sind, sehr beliebt.

Vitalclass Lanzarote Resort, Costa Teguise, Spanien

12 Gehminuten vom Strand entfernt. Dieses Resort befindet sich in einem ruhigen Wohngebiet, nur 900 m vom Strand entfernt. Das Resort bietet 2 Außenpools und Zimmer mit einer eigenen Terrasse. Im Hotelrestaurant werden ein Frühstücksbuffet und Abendessen angeboten. Eine Diskothek und eine Poolbar.

Mimma Real Estate,  Sharm El Sheikh, Ägypten

3 Gehminuten vom Strand; 4,9 km vom SOHO Square Sharm El Sheikh entfernt. Die Zimmer mit dem Bergblick und der Waschmaschine, einer voll ausgestatteten Küche und eigenem Bad. Spa & Wellnesscenter,  Fitnesscenter,  Flughafentransfer.

Памятка о типах отелей и их характеристики:

Unterkunftstyp

Haupteigenschaften

Mahlzeiten

Hotel

Luxus/Budget, Familienhotel, gutes Preis-Leistungs-Verhältnis; teuer

Frühstück,  HalbpensionVollpension

Übernachtung mit Frühstück

bequem, preiswert, ein Zimmer mit eigenem Bad

Frühstück

Hostel

preiswert,  ein Zimmer mit anderen Reisenden teilen, ein Bad mit anderen Reisenden teilen

keine Mahlzeit/ Frühstück

Selbstversorgung

Mahlzeiten werden nicht zur Verfügung gestellt, Kochgelegenheit ist verfügbar

 keine Mahlzeit

Выражения для представления решения проблемы

Angebot zur Unterkunft

Wir bieten an, das Zimmer in … zu reservieren, weil …

Die Unterkunft in … ist die beste Idee, denn …

Wenn sie in/an … das Zimmer reservieren, so können sie …

Sehenswürdigkeiten und Touristenattraktionen

Am ersten/zweiten Tag können sie …. besuchen/ besichtigen, denn sie …

Sie haben die Möglichkeit, …  zu gehen, weil …

Vielleicht besuchen sie gern …, weil… 

Для составления программы пребывания учащимся можно предложить найти самостоятельно информацию о достопримечательностях мест, где расположены отели и хостелы в Интернете, например, «Die Top 10 Sehenswürdigkeiten in Belek (mit Fotos) | TripAdvisor», или «Scharm El-Scheich Sehenswürdigkeiten‎». 

Неоспоримые преимущества данной технологии заключаются в том, что она побуждает к активному участию в учебном процессе, к совместному обучению в группах; развивает критическое мышление, навыки анализа текстовой информации; стимулирует самостоятельную работу по получению дополнительной информации; развивает умение формулировать проблему, выделять аргументы, доказательства, критерии оценивания; развивает коммуникативную культуру и является очень продуктивной для одаренных детей.

Но в работе с кейсом учителю придется учесть множество аспектов и нюансов, как в подготовке кейса, так и в реализации его на уроке, так что и учитель, и учащиеся должны быть готовы к такому виду деятельности. Выбирая или создавая подобное учебное задание для урока, учитель должен ориентироваться на такие ситуации, в которых каждый учащийся имел бы возможность предложить варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. И, наконец, учитель должен быть готов к тому, что личного опыта или знаний, учащихся может не хватить для решения задачи, поэтому необходимо заранее продумать и предложить им варианты получения необходимой информации.

 

.  .  .