Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Внеурочное занятие разновозрастного сотрудничества (1, 11 классы) "Творческая мастерская А. Барто"

Дата публикации: 2023-06-13 13:34:54
Статью разместил(а):
Чернышева Елена Александровна

Внеурочное занятие разновозрастного сотрудничества (1, 11 классы) "Творческая мастерская А. Барто"

Авторы: Чернышёва Елена Александровна

и Рубан Ольга Юрьевна

ЧОУ "СОШ "Искорка", Белгород

 

Аннотация: Занятие разработано для обучающихся 1 и 11 классов. Совместное решение разнообразных задач учениками разного возраста, в результате чего каждый достигает определенных личностно-значимых для него целей, является неотъемлемой частью обучения и взаимодействия.

Ключевые слова: Барто, литература, разновозрастное сотрудничество.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

запись детской песенки в современной обработке «Наша Таня громко плачет»;

плакат «Литературные жанры»,

надпись на дверь «Творческая мастерская Агнии Барто,

карточки с акростихами,

карточки со стихотворениями А. Барто,

листы для рисунков,

разрезные палиндромы,

игрушки в корзине,

цветные карандаши.

1. Орг. момент.

Звучит песня в современной обработке «Наша Таня громко плачет»

На стихи какой поэтессы положена музыка?

Кто умеет веселиться,

Кто без дела не сидит,

Кто желает всему научиться

Для тех Дом Творчества Барто открыт!!!

(На доске надпись: ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ  А.БАРТО).

Ребята, мы с вами сегодня отправимся в страну поэзии, (показываю карту). На берегу озера «Стихотворение» стоит прекрасный дом, а в нем ней творческая мастерская гениальной детской поэтессы прошлого столетия А. Барто.

Учитель вместе с детьми разбирает лексическое значение слова «МАСТЕРСКАЯ мастерская». 

Мы с вами отправляемся в гости в творческую мастерскую великой русской поэтессы Агнии Львовны Барто.

В детстве у неё была большая мечта – стать балериной. Агния Барто даже закончила окончила балетное училище. Молодая, красивая, высокая, с лёгкой походкой, артистичная, на сцене балета была недолго – у неё появилось другое призвание – писать стихи. Многие девочки любят танцевать, но далеко не все девочки пишут стихи. Так и Агния Львовна Барто Балериной не стала, но стих. написала которое называется «Балет».

Агния Барто очень много стихотворений посвятила детям. Некоторые из них даже дети помогали ей писать. Почти в каждом стихотворении отразился характер детей. Так же большое количество стихотворений посвящено животным. Этим животным зачастую помогают дети. Посмотрите на портрет этой поэтессы и на выставку ее книг.

(В кабинете висит портрет А. Барто и выставка ее книг и игрушек).

Итак, начнем.

Основной момент.

Творческие конкурсы.

У поэтов всегда есть муза. На ваш взгляд, что это такое? (предмет или человек, воодушевляющий к творчеству).

Так у А. Барто тоже были музы. И все они спрятались в корзине. Давайте поищем их и вспомним произведения нашего детства.

(В корзине лежат: МЯЧ, МЕДВЕДЬ, лошадь, САМОЛЕТ, БЫЧОК ИЛИ ДОСОЧКА, КОРАБЛЬ, ЛЯГУШКА, ЗАЯЦ).

Дети достают по одному предмету и вспоминают стихотворения.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

сейчас я упаду!

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался айка.

Со скамейки слезть не мог,

Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

за мной по пятам

И просят меня:

Прокати, капитан!

Звериные семейства.

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Лис – лиса – лисёнок и  другие …

Ёж – ежиха – ежонок

Медведь – медведица – медвежонок

Волк – волчица – волчонок

Козёл – коза – козлёнок

Баран – овца – ягнёнок

Гусь – гусыня – гусёнок

Петух – курица – цыплёнок.

Он лось, она – лосиха,

Он слон, она – слониха

Он кот, она  – …

Ну, конечно это кошка!

Ну! Ошиблись вы немножко!

Так сыграем ещё раз

Обыграть хочу я вас!

Он морж,  она – моржиха.

Он заяц, она – зайчиха

Он бык, она – …

Всем знакомо это слово?

Да! Да! Да! Она – корова.

Собери стихотворения. Учитель разрезает стихотворения на строки, а дети их собирают.

Перед выполнением данного задания необходимо всех учащихся  разделить на группы так, чтобы в одной команде были и первоклассники и одиннадцатиклассники.

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит – что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

Сын зовет: - Агу, агу! –

Мол, побудь со мною.

А в ответ: - Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять: - Агу, агу! –

Слышно с новой силой.

И в ответ: - Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!

Мне не скучно без огня –

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днем –

Ничего не видно в нем,

А посмотришь вечерком –

Он с зеленым огоньком.

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью!

Мне не хватает теплоты -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: Я поняла! –

И тащит одеяло.

Осень листья рассылает –

Золотую стаю –

Не простые, золотые,

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо,

Я сижу, читаю. 

Напиши стихотворение по рифме.

Учитель раздает каждой команде по несколько рифм. Дети сочиняют свои стихотворения о животных, а потом читает учитель -   как с этой же рифмой сочинила Агния Барто.

Например: СТОРОЖ  (с. 75) Сторож

________________мне

________________сложа,

_______________хотел бы

_______________сторожа.

_______________объявленье

_______________ворот:

_______________нужна

_______________огород.

УЕХАЛИ (с. 56)

________________молоком,

________________рос.

________________тайком

________________босиком –

________________нос.

________________щенка,

________________в саду,

________________слегка,

________________на поводу.

МЕДВЕЖОНОК–НЕВЕЖА (с. 114)

____________________маменьки –

____________________маленький.

____________________фигурою –

____________________бурою.

____________________медведица

____________________в тени,

__________________присоседится,

__________________они.

Инсценировка стихотворений с употреблением имен.

11 класс получил стихотворения и в группах готовит сценки, а 1 класс получил стихотворения, к которым нужно нарисовать рисунок.делает к этим же стихотворениям иллюстрации. Затем старшеклассники по рисунку угадывают свой стих и показывают свою инсценировку.                                            

Для 11 класса: 

СОНЕЧКА

Тронь её нечаянно –

Сразу: Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Ой, я укололась! –

Слышен Сонин голос. –

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

Голова болит…

Я бы полежала бы –

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

Мы откроем счёт,

Сосчитаем жалобы –

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

КАТЯ

Мы целое утро

Возились с ростками.

Мы их посадили своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,

А Катя ходила

С подругой по саду.

Потом нам пришлось Воевать с сорняками.

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая? –

А Катя сказала:

Я жду урожая.

ЛЁШЕНЬКА

Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,

Таблицу умножения!

Миленький, хорошенький!

мама просит сына.

Ходит за Алешенькой

Чуть не вся дружина.

Охает вожатая :

Единица в табеле!

Значит, мы внимание

К мальчику ослабили!

Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алёшенька,

Хоть первое спряжение!

Отвечает Лёшенька:

Вы просите лучше.

Я же несознательный,

Я же отстающий.

Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение:

С ним и в школе нянчатся,

И дома уважение …

… Так и не меняется

Это положение!

Для 1 класса:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Продолжи стихотворение.

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке …

Рассказывали бабушки

У нас одни пятерки

(“Две бабушки”)

Учит деда Алексей

Возле птицефермы ...

Не кричите на гусей

Птица будет нервной!

(“Кого считать красивой”)

Лена – девочка с букетом

Отстает по всем предметам ...

Ну, когда учиться ей

Завтра снова юбилей

(“Леночка с букетом”)

От зари и до зари

В летний день и в зимний

Люся просит …

подари, Мама, подари, мне.

(“Подари, подари”)

Рефлексия.

Учащиеся получают на картинках изображение героев стихотворений А. Барто и рисуют им улыбку или огорчение (как у смайлика). Затем все приклеивают на один плакат.

 

Литература:

Барто А.Л. Игрушки: стихи / А.Л. Барто. - М.: РИО Самовар, 2000. - 64 с.: ил.

 

.  .  .