Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Индивидуальный проект"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Индивидуальный проект"
Автор: Мовсумова Наталья Петровна
ГБОУ Самарской области "СОШ "Центр образования", г. Чапаевск, Самарская область
Класс: 8-9.
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ "СОШ "Центр образования" г. Чапаевска Самарской области.
2. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6).
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы:
- трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи:
Образовательные:
- научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы;
- научить работать с различными источниками информации;
- научить способам первичной обработки информации;
- научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты;
- научить оценивать свои и чужие результаты;
- познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности; (формирование умений публичной защиты работы)
Развивающие:
- углублять знания в выбранных сферах науки и культуры;
- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
- формировать положительную мотивацию к трудовой деятельности;
- формировать опыт совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Планируемые результаты и формы их оценки:
Предметные:
– знать структуру проектной и исследовательской работы;
– знать основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы, объекта и предмета исследования;
– знать основные информационные источники поиска необходимой информации;
– знать правила оформления списка используемой литературы;
– знать способы обработки и презентации результатов.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
– уметь искать самостоятельно необходимую информацию, выбирать лучшее, необходимое, необычное и интересное для создания проекта, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации;
– уметь воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим.
Регулятивные УУД:
– уметь планировать действия по созданию проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;
– уметь работать над проектом: собирать материалы, оформлять и презентовать
Коммуникативные УУД:
– уметь продуктивно общаться с коллективом, активно делиться своими мыслями, суждениями, выражая свое отношение;
– уметь быть доброжелательным, вежливым, тактичным с окружающими людьми, проявлять интерес к деятельности одноклассников
Личностные результаты:
– осознанная мотивация к занятиям проектной деятельностью;
– проявление созидательно-творческой активности;
– умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании проектных работ.
Содержание учебного курса
1. Вводное занятие (1 ч).
Теория: Ознакомление с программой, содержанием, структурой индивидуального проекта.
Практика: Формирование рабочих групп.
2. Структура учебно-исследовательской деятельности (5 ч).
Теория: Раскрытие содержания учебно-исследовательской деятельности. Введение понятий: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры.
Практика: Практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.
3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (15 ч).
Теория: Основные источники получения информации. Знакомство с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием.
Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование».
Практика: Освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем.
Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя.
4. Оформление, редактирование работ (7 ч)
Практика: Проведение работы по оформлению материала, редактирование работ.
5. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (6 ч).
Теория: Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством научного руководителя. Предзащита работы.
Практика: Школьная итоговая конференция.
Тематическое планирование:
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Вводное занятие |
||
1 |
Ознакомление с программой, определение творческих групп |
1 |
Структура учебно-исследовательской деятельности |
||
2 |
Содержание учебно-исследовательской деятельности |
1 |
3 |
Понятия «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа» |
2 |
4 |
Гипотезы в истории развития науки и культуры |
1 |
5 |
Практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости |
1 |
Этапы организации учебно-исследовательской деятельности |
||
6 |
Основные источники получения информации |
3 |
7 |
Правила и приёмы работы в библиотеке, с ресурсами интернет |
2 |
8 |
Основные методы исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование |
3 |
9 |
Понятия «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование» |
3 |
10 |
Практическая работа по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем |
1 |
11 |
Практическая работа по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем |
1 |
12 |
Практическая работа по оформлению презентаций |
1 |
13 |
Практическая работа: устное представление опыта аудитории |
1 |
Оформление, редактирование работ |
||
14 |
Работа над проектом |
7 |
Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности |
||
15 |
Презентация результатов учебно- исследовательской деятельности руководителю проекта |
5 |
16 |
Представление работы на школьной конференции |
1 |
|
Итого |
34 |
Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал анкетирования и тестирования, фото, группа в ВК, проекты, доклады
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, фото-отчет, анкеты для портфолио, стендовая защита.
Формы организации учебного занятия: беседа, диспут, игра, круглый стол, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, тренинг.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.
Список литературы:
1. Использование проектных технологий при взаимодействии разных субъектов во время решения задач профориентации, формирование компетенций XXI [Текст] / Л.С. Копендакова, И.Э. Ломшакова // Управление качеством образования. - 2022 - №4. - С.85-95
2. Лайфхаки для учителя: проектная деятельность на 1-2-3 (на примере Мобильного электронного образования) [Текст] / А.Е. Журавская // Методист. - 2022 - №4. - С.9-10.
3. Проекты для школьников «Мир будущего» : Практическое пособие / ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга. Авт.-сост.: И.С. Сергеев, Г.С. Прямикова, Н.Ф. Родичев ; под науч. ред. И. С. Сергеева. – СПб., 2020. – 43 с. – Серия : Развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Санкт-Петербурга. Методическая поддержка.
4. Формирование организационной готовности к изменениям в процессе реализации общешкольного проекта «Человек читающий» [Электронный ресурс] / С.Э. Берестовицкая, Е.А. Белова// Народное образование. - 2022 - №3. - С.82-93.
5. Формирование гражданской позиции школьников в процессе проектной деятельности по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар» [Текст] / Е.Ю. Конкина // Школьная библиотека. - 2022 - №6. - С.4-8.
6. Э.Р. Хаматгалеев. Наглядный подход к проектной деятельности учащихся: методика прямой линии. Авторская педагогическая методика. — СПб.: ЛЕМА, 2022. — 110 с.