Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Индивидуальный проект"

Дата публикации: 2023-06-10 13:33:02
Статью разместил(а):
Мовсумова Наталья Петровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Индивидуальный проект"

Автор: Мовсумова Наталья Петровна

ГБОУ Самарской области "СОШ "Центр образования", г. Чапаевск, Самарская область

 

Класс: 8-9.

Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 час в неделю.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ "СОШ "Центр образования" г. Чапаевска Самарской области.

2. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6).

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

Цель программы: 

- трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи:  

Образовательные:

- научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы;

- научить работать с различными источниками информации;

- научить способам первичной обработки информации;

- научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты;

- научить оценивать свои и чужие результаты;

- познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности; (формирование умений публичной защиты работы)

Развивающие:

- углублять знания в выбранных сферах науки и культуры;

- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

- включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

- формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;

- формировать положительную мотивацию к трудовой деятельности;

- формировать опыт совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;

- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;

- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Планируемые результаты и формы их оценки:

Предметные:

знать структуру проектной и исследовательской работы; 

знать основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы, объекта и предмета исследования; 

знать основные информационные источники поиска необходимой информации; 

знать правила оформления списка используемой литературы; 

знать способы обработки и презентации результатов.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

уметь искать самостоятельно необходимую информацию, выбирать лучшее, необходимое, необычное и интересное для создания проекта, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации;

уметь воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим.

Регулятивные УУД:

уметь планировать действия по созданию проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;

уметь работать над проектом: собирать материалы, оформлять и презентовать

Коммуникативные УУД:

уметь продуктивно общаться с коллективом, активно делиться своими мыслями, суждениями, выражая свое отношение;

уметь быть доброжелательным, вежливым, тактичным с окружающими людьми, проявлять интерес к деятельности одноклассников

Личностные результаты:

осознанная мотивация к занятиям проектной деятельностью;

проявление созидательно-творческой активности;

умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании проектных работ.

Содержание учебного курса

1. Вводное занятие (1 ч).

Теория: Ознакомление с программой, содержанием, структурой индивидуального проекта.

Практика: Формирование рабочих групп.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности (5 ч).

Теория: Раскрытие содержания учебно-исследовательской деятельности. Введение понятий: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры.

Практика: Практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.

3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (15 ч).

Теория: Основные источники получения информации. Знакомство с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием.

Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование».

Практика: Освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем.

Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя.

4. Оформление, редактирование работ (7 ч)

Практика: Проведение работы по оформлению материала, редактирование работ.

5. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (6 ч).

Теория: Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством научного руководителя. Предзащита работы.

Практика: Школьная итоговая конференция.

Тематическое планирование:

Тема урока

Количество часов

Вводное занятие

1

Ознакомление с программой, определение творческих групп

1

Структура учебно-исследовательской деятельности

2

Содержание учебно-исследовательской деятельности

1

3

Понятия «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа»

2

4

Гипотезы в истории развития науки и культуры

1

5

Практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости

1

Этапы организации учебно-исследовательской деятельности 

6

Основные источники получения информации

3

7

Правила и приёмы работы в библиотеке, с ресурсами интернет

2

8

Основные методы исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование

3

9

Понятия «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование»

3

10

Практическая работа по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем

1

11

Практическая работа по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем

1

12

Практическая работа по оформлению презентаций

1

13

Практическая работа: устное представление опыта аудитории

1

Оформление, редактирование работ

14

Работа над проектом

7

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

15

  Презентация результатов учебно- исследовательской деятельности руководителю проекта

5

16

Представление работы на школьной конференции

1

 

Итого

34

Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал анкетирования и тестирования, фото, группа в ВК, проекты, доклады

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, фото-отчет, анкеты для портфолио, стендовая защита.

Формы организации учебного занятия: беседа, диспут, игра, круглый стол, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, тренинг.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.

 

Список литературы:

1. Использование проектных технологий при взаимодействии разных субъектов во время решения задач профориентации, формирование компетенций XXI [Текст] / Л.С. Копендакова, И.Э. Ломшакова // Управление качеством образования. - 2022 - №4. - С.85-95

2. Лайфхаки для учителя: проектная деятельность на 1-2-3 (на примере Мобильного электронного образования) [Текст] / А.Е. Журавская // Методист. - 2022 - №4. - С.9-10.

3. Проекты для школьников «Мир будущего» : Практическое пособие / ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга. Авт.-сост.: И.С. Сергеев, Г.С. Прямикова, Н.Ф. Родичев ; под науч. ред. И. С. Сергеева. – СПб., 2020. – 43 с. – Серия : Развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Санкт-Петербурга. Методическая поддержка.

4. Формирование организационной готовности к изменениям в процессе реализации общешкольного проекта «Человек читающий» [Электронный ресурс] / С.Э. Берестовицкая, Е.А. Белова// Народное образование. - 2022 - №3. - С.82-93.  

5. Формирование гражданской позиции школьников в процессе проектной деятельности по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар» [Текст] / Е.Ю. Конкина // Школьная библиотека. - 2022 - №6. - С.4-8.

6. Э.Р. Хаматгалеев. Наглядный подход к проектной деятельности учащихся: методика прямой линии. Авторская педагогическая методика. — СПб.: ЛЕМА, 2022. — 110 с.

 

.  .  .