Применение ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся
Применение ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся
Автор: Волкова Елена Викторовна
МОУ "СШ № 92", Волгоград
Аннотация: В статье описывается необходимость применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку и повышения мотивации у учащихся. Описаны способы, с помощью которых можно достичь результата. Предоставлены различные виды речевой деятельности в обучении иностранному языку: чтение, говорение, восприятие иностранной речи на слух, лексика.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, иностранный язык, методы обучения.
Информационно-коммуникативные технологии все больше проникают в различные сферы жизни современного общества. Становится очевидным, что в связи с внедрением информационных технологий в образовательный процесс, использование компьютера помогло бы повысить интерес к изучению английского языка и помочь в организации межкультурного общения на уроке. С появлением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования появились и новые требования к процессу обучения. Необходимым стало использование ИКТ и сети интернет, игровых площадок.
Проблема мотивации в обучении остается актуальной на сегодняшний день. Она активно исследуется в таких науках, как в психологии и в педагогике. Существует множество факторов, которые влияют на мотивацию обучающихся. Говоря о мотиве к изучению иностранного языка, мы имеем в виду внутреннюю мотивацию, а именно её коммуникативную разновидность [2, с. 25].
На сегодняшний день существует большое количество современных технологий, методов и приёмов при обучении иностранного языка. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) помогает облегчить процесс обучения. В связи с пандемией COVID-19, весьма актуальным стало онлайн обучение на платформах Zoom, Discord, Skype и т.д. Применение таких платформ помогают не останавливать образовательный процесс. Данные платформы рассматривается как помощники, как для учителей, так и школьников.
Следует также заметить, что использование ИКТ на уроках английского языка имеет свои положительные стороны:
- Уроки английского языка, на которых используются мультимедийные приложения, могут замотивировать учащихся на дальнейшее изучения языка.
- Использование ИКТ позволяет ученикам учиться более самостоятельно, и тем самым повышает самооценку и уверенность в себе.
- Применение ИКТ усиливает взаимодействие учащихся, вербализацию и вовлечение их в совместное групповое обучение.
Таким образом, процесс обучения с применением информационно-коммуникационных технологий помогает повысить мотивацию изучения языка, ИКТ повышает интерес к предмету, так как учитель предоставляет различные презентации, видео- и аудиоматериалы, тем самым способствуя повышению желания учащихся учиться и учить иностранный язык.
Также следует отметить, что, благодаря ИКТ, можно решать различные задачи в обучении всем видам речевой деятельности. С помощью различных мультимедийных инструментов можно улучшить умение слушать тексты с учебной целью для тренировки восприятия и понимания их содержания на слух.
Использование ИКТ наряду с другими методами позволяет учащимся чувствовать себя более уверенно в дискуссиях и при этом у них есть возможность расширить свой словарный запас и добиться хороших результатов в умении общаться на английском языке.
Эффективное использование различных созданных платформ для чтения и разнообразных заданий онлайн также повышает заинтересованность учащихся в обучении иностранному языку.
При помощи ИКТ можно снять трудности при обучении грамматике. Схемы, таблицы, диаграммы, обучающие видео, сделают урок более разнообразным и лёгким для учащихся, они будут быстрее и с увлечённостью воспринимать информацию. Повысить словарный запас можно также при помощи ИКТ, отображая визуально непонятные слова из текста или при введении новой лексики.
Несмотря на большое количество плюсов в использовании ИКТ, нельзя с уверенностью сказать, что исчезнут все проблемы и трудности в обучении английскому языку, как и любому иностранному, но то, что уроки не будут проходить монотонно и однообразно, это верно, без сомнения. Технологии дают возможность приумножить словарный запас учащихся, расширить страноведческий кругозор.
Использование ИКТ в изучении и преподавании английского языка - это область, которая еще не полностью изучена. Как учащиеся, так и учителя могут многое получить от их использования. Каждый аспект ИКТ, будь то онлайн-чтение, программы, нацеленные на расширение словарного запаса, или компьютерная речь, повышающая грамотность, предоставляют учащимся нашего времени бесценные знания. Кроме того, мы не должны упускать из виду мотивационную ценность ИКТ для учащихся, а также, тот факт, что ИКТ обладают гибкостью в их использовании. Важно, чтобы учителя знали, как использовать ИКТ в своих классах, чтобы регулярно включать их в свою методику преподавания.
Следует отметить, что использование ИКТ экономит время. Учитель может запланировать больший объем работы на уроке. Наконец, мы всегда будем рассматривать ИКТ как средство, с помощью которого наши учащиеся будут знакомиться с миром, расширяя свой кругозор и понимая, что, поскольку английский язык сегодня рассматривается как язык международного общения, они смогут общаться не только с людьми из англоязычных стран, но и со всем миром.
Таким образом, разумное использование ИКТ способствует повышению мотивации учащихся к изучению языка. Но не стоит забывать и о традиционных методах обучения языку. Предполагается, что ИКТ и традиционные методы будут сочетаться, создавая синхронное взаимодействие.
Библиографический список:
1. Гураль С.К., Лазарева А.С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: учеб. пособие. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. - 134 с.
2. Минасян Н.А. ИКТ как средство повышения мотивации, учащихся на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 58. - С. 28-13.
3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 102-103.