Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная. Поэты-фронтовики"

Дата публикации: 2023-05-31 17:37:59
Статью разместил(а):
Середина Елена Георгиевна

Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная. Поэты-фронтовики"

Автор: Середина Елена Георгиевна

МОУ "СШ № 94", Волгоград

 

Утверждение о том, что «музы молчат, когда говорят пушки» поэты Великой Отечественной войны отвергли своей исключительно патриотически искренними строками. Единением страны против завоевателей, несомненно, были стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача. песня «Священная война».

В грозные годы войны «музы не молчали».

1215 писателей и поэтов ушли на фронт, 400 из них не вернулись, 500 получили награды. Своим искусством поэты-солдаты разных национальностей из одного многонационального государства стали изображать тяготы войны, искренне призывать народ к встать на защиту Родины. Просим почтить память всех погибших минутой молчания. (минута молчания)

Наше мероприятие посвящено поэтам-солдатам, которые стали участниками Великой Отечественной войны.

Борис Леонидович Пастернак в 1943 г. на передовой в качестве военного корреспондента. Под впечатлением от увиденного он пишет две книги стихов: «На ранних поездах» (1943 г.) и «Земной простор» (1945 г.) В них поэт создал образ единой России, главной стала тема защиты родных земель, жертвенности и бессмертия души.

Безыменные герои
Осажденных городов,
Я вас в сердце сердца скрою,
Ваша доблесть выше слов.

В круглосуточном обстреле,
Слыша смерти перекат,
Вы векам в глаза смотрели
С пригородных баррикад.

Вы ложились на дороге
И у взрытой колеи
Спрашивали о подмоге
И не слышно ль, где свои.

А потом, жуя краюху,
По истерзанным полям
Шли вы, не теряя духа,
К обгорелым флигелям.

Вы брались рукой умелой —
Не для лести и хвалы,
А с холодным знаньем дела —
За ружейные стволы.

И не только жажда мщенья,
Но спокойный глаз стрелка,
Как картонные мишени,
Пробивал врагу бока.

(громко музыка «журавли» ) 

На войне Александр Трифонович Твардовский неоднократно рисковал жизнью, побывал в самом аду сражений, но именно эти ужасы помогли поэту увидеть истинное лицо войны. Поэт познал все тяготы фронтовых дорог. По долгу службы он совершил много поездок, воюя с противником оружием - словом. Он прошёл через Белоруссию, Литву, Эстонию, Восточную Пруссию. Долгожданную победу встретил в Тапиау, где поздравлял своих товарищей под грохот салюта. Его поэма “Василий Тёркин” стала “гимном” простому советскому солдату, вставшему на защиту Родины, подарившему мир и победу своему народу.

Сторона моя милая,
Ты ль в такую весну
Под неволей постылою
Присмиреешь в плену?
Ты ль березой подрубленной
Будешь никнуть в слезах
Над судьбою загубленной,
Над могилой неубранной,
Позабытой в лесах?

Нет, твой враг не похвалится 

Тыловой тишиной,
Нет, не только страдалицей
Ты встаешь предо мной,
Земляная, колхозная,-
Гордой чести верна,-
Партизанская грозная…. Сторона!

Знай, убийца без совести,
Вор, ограбивший дом,
По старинной пословице,
Не хозяин ты в нем 

(громко музыка) 

О поэте Николае Петровиче Майорове рассказывать горько. Жизнь ему отмерила всего 22 года. Как вспышка зарницы.

Школьником начал писать стихи, читал их на школьных вечерах, публиковался в стенгазете. Будучи студентом МГУ слушал поэтические семинары в Литературном институте им. Горького. Летом 1941 г вместе с другими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. А в октябре узнаёт, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров убит в бою на Смоленщине ... Гибель Николая Майорова во время первого наступления советских войск – это необходимый тяжёлый шаг к первым победам во всей этой страшной войне. Этот парень добровольно пошёл на фронт и по-христиански отдал жизнь за Родину, за нас всех. Ему было 22 года.

Михаил Александрович Максимов. Войну начал в артиллерийском батальоне. Но через несколько месяцев отозван в распоряжение фронтовой газеты. По заданию редакции ему приходилось бывать на различных участках фронта, писать репортажи о боевых событиях. Клавдия Шульженко, певица того времени, попросила его написать задушевную песню. Так родился «Синий платочек“, ставшая популярной в народе.

А стихи его бессмертны.

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте. 

Муса Мустафиевич Джалилов редактировал детские журналы, участвовал в создании Татарского государственного театра оперы и балета. Накануне Великой Отечественной войны он возглавлял союз писателей Татарии. Поэт ушёл на войну в самом её начале. Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за это был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза.

… Я вижу зарю над колючим забором.
Я жив, и поэзия не умерла:
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла.

Вновь заря над колючим забором,
Будто подняли знамя друзья!
Кровавой ненавистью рдеет
Душа полоненная моя!

Только одна у меня надежда:
Будет август. Во мгле ночной
Гнев мой к врагу и любовь к отчизне
Выйдут из плена вместе со мной.

Есть одна у меня надежда —
Сердце стремится к одному:
В ваших рядах идти на битву.
Дайте, товарищи, место ему!

Глубоко личная лирика Анны Андреевны Ахматовой обрела патриотическое и гражданское звучание в годы Великой отечественной войны. Тема Родины в её творчестве становится основной. Война настигла Ахматову в Ленинграде, из которого она из-за болезни была эвакуирована. В стихотворении «Мужество», напечатанном в газете весной 1942 г., Ахматова пишет о мужестве народа, звучит её призыв сохранить родную речь, которая стала символом духовной свободы России. В стихах о войне слышен голос всех женщин и матерей, чьи мужья и сыновья защищали Отечество.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. 

Константин Михайлович Симонов в годы войны служил военным корреспондентом. Многие стихи Симонова о войне стали поэтическими шедеврами. Сегодня сложно найти человека, который не слышал хотя бы однажды «Жди меня», это великое стихотворение стало гимном всем подругам и жёнам фронтовиков. В пору Великой Отечественной войны солдаты переписывали его от руки, хранили в нагрудных карманах гимнастёрок. Оно давало силы и веру в победу, которую они должны были подарить тем, кто так ждал их с фронта. Войну он закончил в 1945 году в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии. Война для поэта стала источником ужаса и вдохновения. Он не мог смириться с жестокостью, на которую способен человек, искренне восхищаясь мужеством защитников Родины, о чём не переставал писать.

Вслед за врагом пять дней за пядью пядь
Мы по пятам на Запад шли опять.
На пятый день под яростным огнем
Упал товарищ, к Западу лицом.
Как шел вперед, как умер на бегу,
Так и упал, и замер на снегу.

Так широко он руки разбросал. 

Как будто разом всю страну обнял.
Казалось, он, отдавший жизнь в бою,
И мертвый землю не отдаст свою.
Мать будет плакать много горьких дней,
Победа сына не воротит ей.
Но сыну было, пусть узнает мать, —
Лицом на Запад легче умирать. 

Песня в исполнении учителя музыки  Е.А. Васильченко «Баллада о матери», слова А. Дементьева

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните! 

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните! 

 

.  .  .