Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование читательской грамотности на уроках биологии

Дата публикации: 2023-03-30 16:03:15
Статью разместил(а):
Иваниенко Ольга Александровна

Формирование читательской грамотности на уроках биологии

Автор: Иваниенко Ольга Александровна

МБОУ «Алейниковская ООШ», Алексеевский г.о., Белгородская область

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, индикаторы функциональной грамотности, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность.

 

«Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А.

Современное успешное обучение невозможно без форсированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность – это первая ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме. Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и к первоисточнику - книге, передавая детям свои читательские навыки. 

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально грамотных людей.

Из указа Президента Российской Федерации - Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

  • Общая грамотность: умение написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в
  • построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
  • Компьютерная: умение искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
  • Информационная: умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная: умение работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Владение иностранными языками: умение перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
  • Грамотность при решении бытовых проблем: умение выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.  Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. 

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе.

Очень важно, что данное направление работы касается каждого педагога. Каждый педагог должен строить свою работу на результат, который покажут его обучающиеся. Именно педагогу решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

Педагоги образовательного учреждения уже могут поделиться своим первым опытом работы в данном направлении.

Как формируется читательская грамотность на уроках биологии? Например, в 6 классе при изучении темы «Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение» можно предложить задания, которые без осмысленного чтения выполнить просто невозможно.

К примеру, предложенный текст, даст возможность решить большое количество вопросов по теме «Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение».

В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов. Бриология - так называется наука, которая занимается изучением высших споровых растений - мхов.  Это небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Очень редко можно встретить мхи более 20 см высотой. Мхи распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Их можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах. Многие виды мхов способны переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоянии. При наступлении благоприятных условий такие мхи переходят в активное состояние и продолжают свой рост.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни. Различают печёночные и листостебельные мхи. Представителями печёночных мхов являются риччия и маршанция. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром по­крывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов — риччия. Тело её состоит из вильчато разветвлён­ного слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные по­душки на поверхности воды.

Маршанция - это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка, стелющегося по поверхности земли. Один из самых известных листостебельных зелёных мхов - кукушкин лён, его часто можно встретить в забо­лоченных или просто во влажных местах. Это многолетнее растение, высотой до 20 см. Его прямостоячий стебель несёт узкие мелкие листья.

У кукушкина льна есть муж­ские и женские растения. На верхушках мужских растений раз­мещаются половые органы, в ко­торых развиваются подвижные по­ловые клетки (гаметы) - сперма­тозоиды. У женских растений на верхуш­ках расположены половые органы с женской половой клеткой — яйцеклеткой. При наличии капелек влаги гаметы сливаются и образуют зиготу. На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсю­да и название мха — кукушкин лён. В коробочках разви­ваются споры. Зрелые споры высыпаются из коробочки и образуют зелёную нить. Из почек этой нити вырастают листостебельные растения мха. Представителем белых, или сфагновых, мхов являет­ся сфагнум. Сфагнум — растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от других зелёных мхов он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями.

Каждый лист состоит из клеток двух типов. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мёртвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться. Из-за большого количества водоносных клеток в листьях и стебле сфагновый мох может быстро впитывать большое количество воды (в 20 — 40 раз больше своей сухой массы).

Размножается сфагнум спорами, так же как кукуш­кин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры. Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покры­вая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избы­точно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пыш­ным ковром, и лес постепенно заболачивается. Сфагновый мох растёт верхней частью побегов, нижние их части отмирают. Мох образует кислоты, которые тормозят гниение отмирающих стеблей. Медленное разложение этих стеблей во влажной среде при небольшом количестве кислорода приводит к образованию полезного ископаемого – торфа, который широко используется человеком. Торф применяется как удобрение, топливо и сырьё для промышленности. Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же, как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.

В случае, если текст показался объемным его можно разделить на фрагменты подобрав к каждому определенное задание. Таким образом, можно реализовывать и дифференцированный подход в обучении.

Развитие читательской грамотности позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главную информацию в содержании темы учебника, в прочитанной книге, освободить детей от неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. И вероятно даст повысит результат, как для обучающегося, так и для учителя.

 

Список литературы:

  1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6
  2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2010
  3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

 

.  .  .