Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная деятельность в начальной школе

Дата публикации: 2023-03-28 09:50:17
Статью разместил(а):
Каримова Лена Вафиевна

Проектная деятельность в начальной школе

Автор: Каримова Лена Вафиевна

МОАУ "СОШ № 3 с. Бураево", Бураевский райн РБ

 

Ключевые слова: начальная школа, проектная деятельность, педагогическая технология, интеллектуальный поиск, исследовательская деятельность.

 

В современных условиях школа призвана осуществлять подготовку  активной деятельностной личности, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов..

Сегодня метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках, и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов.

Работа над проектами увлекательна для младшего школьника. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Творчество — это создание нового. В этом смысле оно, конечно, связано с проектной деятельностью. Но чтобы творчество «превратилось» в проект, необходимо:

- определить цель;

- чётко представлять себе результат, который мы хотим получить;

- проработать этапы реализации замысла;

- выделить определенное количество времени на эту деятельность. 

Особых требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу предлагают взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е.С. Полат:

1. Проект должен быть посильным для выполнения.

2. Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку).

3. Вести подготовку учащихся к выполнению проектов.

4. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия.

5. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе.

Творческий. Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный. Результат проекта — база знаний.

Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса. 

Исследовательский. Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Примерами проектной деятельности могут быть альбомы, газеты, коллекции, сборники, справочники, сувениры, учебные пособия, фотоальбомы, видеоролики и многое другое. Важно учитывать, что темы детских проектов должны быть близки и понятны детям и исходить из спланированной воспитательной работы или учебного плана. В этой работе очень важна заинтересованность и мотивация учащихся. Очень близкими для детей  являются темы:  моя семья, мой дом, мои животные, мои игрушки, времена года и погода, одежда, мой день и другие. Большая роль отводится и родителям. Они должны понять необходимость данного метода работы, должны показать свою заинтересованность в этом виде деятельности, оказать помощь ребенку, правильно оценить проделанную ребенком  работу.  

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги. 

1. Определение проблемы.

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять. 

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например: Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде. 

2. Поиск способов решения проблемы.

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт. 

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку. 

В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы. 

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы. 

3. Подведение итогов.

Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. 

Этап защиты проекта является наиболее важным. Дети проделали большую работу и готовы поделиться своими результатами. Защита проекта предполагает хорошее знание изучаемого материала,  беглую речь, правильную интонацию и хорошее произношение. Ученик должен быть готов вступить в диалог и ответить на заданные вопросы.

После защиты своего проекта дети должны увидеть свои результаты, почувствовать радость, социальную значимость своей работы. Они должны ощутить поддержку со стороны взрослых. Особую роль в проектной деятельности  учащихся должен занять учитель – помощник, наставник.

Подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. Школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту.

Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться. 

Использование проектной деятельности повышает интерес обучающихся к изучению школьных дисциплин, за счет интеграции учебной и внеурочной  деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, повышает мотивацию, создает положительный психологический климат в детском коллективе. 

 

Список литературы:

1. Полат Е.С., Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. – М., 2000.

2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

3. Конышева Н.М., Проектная деятельность школьников // Начальная школа, № 1. 2006. – с. 22. 4. Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, № 9. 2000. – с. 21.

 

.  .  .