Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Дата публикации: 2023-03-07 03:02:16
Статью разместил(а):
Устинова Марина Александровна

Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Автор: Устинова Марина Александровна

МБОУ "Алексеевская СОШ Корочанского района Белгородской области"

 

Аннотация: В данной статье представлена технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме «Жанры инструментальной и вокальной музыки» на примере произведений известных композиторов.

Ключевые слова: музыка и литература, инструментальная музыка, вокальная музыка, жанр, баркарола.

 

ХПИ: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» А. Фет.

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы.

Задачи:

- Обучающая: уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

- Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

- Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала. 

Вид урока: урок-путешествие.

Проблема урока: Нужна ли музыке литература? 

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, экран, портреты композиторов, презентация.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ и видео.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Музыкальный материал: 

1. С. Рахманинов «Вокализ».

2. Г. Свиридов «Романс».

3. Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера».

4. М. Глинка «Венецианская ночь».

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и её разных жанрах.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, а вы, если не знаете, то говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке. За правильный ответ вы получаете карточку с правом на получение оценки.

Игра «Дальше».

Одно из главных выразительных средств музыки? (Мелодия).

Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (Песня).

К какому жанру музыки она относится? (К вокальной).

Как назвать песни, написанные народом? (Народные).

Как можно назвать песню лирического характера? (Романсом).

Какой романс вы знаете на слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вершины»).

Кто является автором музыки? (А. Варламов и А. Рубинштейн).

Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф. Шаляпин).

Как называется торжественная песня, символ государства? (Гимн).

Как называют по- другому устное народное творчество? (Фольклор).

Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (А. Лядов «Кикимора»).

К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инструментальной).

Назовите фамилию композитора-сказочника, на писавшего инструментальные произведения на сюжет восточной сказки? (Н.А. Римский-Корсаков).

Как называется это произведение? («Шахерезада»).

К какому жанру оно относится? (К инструментальному).

Молодцы. В основном сегодня речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?

Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Мы продолжим знакомство с творчеством выдающихся композиторов и их произведе-ниями, научимся различать жанры вокальной и инструментальной музыки, анализировать её.

4. Вокально-хоровая работа.

Мы уже вспомнили, что музыку для пения называют вокальной. Как можно назвать пение без слов на слог или гласный звук? (Вокализ).

Петь на «романском» языке - петь на испанском. Романсы исполняли под аккомпанемент гитары, кастаньет, а в дальнейшем композиторы стали сочинять их для концертного исполнения в сопровождении фортепиано и оркестра.

А сейчас мы с вами послушаем «Романс» Г. Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом?

Слушание «Романс» Г. Свиридова.

Какое настроение создаёт это произведение у слушателей, к какому жанру мы можем отнести этот романс? (К инструментальной).

Есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада. 

Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающую переборы гитары.

Вывод: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.

Физкультминутка (повторять те действия, о которых говориться в стихотворении).

1. Упражнение номер раз! 

Руки в стороны сейчас.

Руки вверх, и руки вниз! 

Наклонись и распрямись! 

2. А теперь физкульт-рефрен: 

Пальцами коснись колен, 

Выпрямляемся, вдыхаем, 

Мы физкульт-припев играем. 

3. Упражненье номер два 

Выполняет голова. 

Влево-вправо поверни 

И на небо посмотри. 

4. А теперь физкульт-рефрен: 

Пальцами коснись колен, 

Выпрямляемся, вдыхаем, 

Мы физкульт-припев играем.

Молодцы! Присаживаемся.

Следующее наше путешествие мы продолжи по Италии. Перенесёмся в страну возникновения баркаролы. Какой город в Италии вместо дорог имеет водные каналы? (Венеция).

Правильно. По этим каналам, как настоящие автобусы плавают лодки-гондолы. Они особенной конструкции.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол rollar означает испытывать бортовую качку.

В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы. 

Слушание «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона.

К какому жанру относится эта баркарола? (Инструментальная).

Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

Слушаем ещё одно произведение.

Слушание «Венецианская ночь» М. Глинки.

К какому жанру относится эта баркарола? (Вокальная).

Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили?

(Есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий).

Что напоминают мелодии этих произведений? (Они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).

5. Творческое задание.

А сейчас мы выполним творческое задание.

Нужно сложить слоги в слова и назвать жанры вокальной музыки.

ма нс ро

ли во з ка

с пе ня с без в ло

ро ка бар ла

6. Итог урока.

О каких вокальных жанрах шла речь на нашем уроке?

Какие чувства, настроения и впечатления они оставили после прослушивания?

Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу? (Да). 

Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка.

Оценивание.

7. Рефлексия. 

Что вы сегодня узнали нового? Какие жанры звучали на уроке?

(Вокальная музыка сопровождается голосом, а инструментальная музыкальными инструментами. Романс, баркарола, вокализ, песни без слов) 

9. Домашнее задание: Послушать самостоятельно произведение П. Чайковский «Баркарола».

 

.  .  .