Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Применение игровых технологий на уроках химии

Дата публикации: 2023-03-05 20:24:41
Статью разместил(а):
Сычева Любовь Михайловна

Применение игровых технологий на уроках химии

Автор: Сычева Любовь Михайловна

ГБОУ "ООШ с. Нижняя Быковка"

 

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности. Поэтому я хочу более подробнее остановиться на применении игровых технологий на уроках химии, так как считаю данную тему приоритетным направлением в современном учебно-воспитательном процессе. 

Одной из проблем современного учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся на уроках. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

В подростковом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула рассматривается игра, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность классного коллектива.

Игры - самый эффективный способ обучения детей. Известно, что учебный материал почти наверняка будет воспринят детьми, если он изложен в игровой форме. Совершенно игра необходима в тех случаях, когда сам по себе материал не представляет для детей большой ценности. Целями игровой технологии является:

1. Активизация мыслительной деятельности, развитие познавательных
способностей.

2. Развитие логического мышления.

3. Способствование углублению знаний по химии.

4. Способствование восприятия межпредметных связей.

5. Привитие химической  культуры.

6. Сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений.

7. Развитие индивидуальности и коммуникативных способностей.

Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К. Селевко).

В 8-9-х классах (младший подростковый возраст) при изучении и первичном закреплении новых знаний проводится обучающие игры, включающие тренинговые (классификация педагогических игр по Селевко). При обобщении и систематизации знаний используется контролирующие и обобщающие игры как один из видов контроля и обобщения знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

а) продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10-15 мин);

б) ввести в игру момент соревновательности;

в) уточнить цели проведения игры; составить руководства для ведущего, инструкции для игроков; дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;

г) разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;

д) заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;

е) создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.

В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта.

Игровые технологии меняют функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Игровая деятельность - это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в формировании личности.

Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы мотивы учебной деятельности каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов и склонностей, не даны человеку от рождения. В соответствии с этим мной была проведена диагностика познавательной потребности, мотивации деятельности учащихся на уроке и познавательного интереса. Результаты проведенного исследования показывают, что в классах, где в УВП вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в классах, где игровая деятельность не вводилась.

Мотивационная деятельность учащихся зависит от проявления познавательного интереса, который более конкретно формируется с возрастом (в связи с осознанием близкого окончания школы и необходимостью определения своего жизненного пути и места работы). Поэтому чем старше класс, тем выше его мотивационная деятельность. Таким образом, можно сказать, что введение игровой деятельности в УВП положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно. 

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому уделяю особое внимание игре в ходе учебного процесса.

 

.  .  .