Уроки словесности в современной школе
Уроки словесности в современной школе
Автор: Юлаева Ирина Алексеевна
ГБОУ "Школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга"
Словесность … Согласно толковым словарям словесность – это творчество, выраженное в слове.
Потребность в творчестве, в самореализации изначально заложена в каждом человеке. Особенно в растущем! Поэтому задачей современного учителя-словесника должно стать не только (а, может, и не столько!) стремление к формированию у обучающихся языковедческих и литературоведческих знаний, умений и навыков, но и стремление к формированию у растущей личности высоких нравственных качеств, гуманистических взглядов и убеждений.
Уроки словесности, кроме постижения художественных произведений лучших мастеров Слова, должны стать для подростков и юношества уроками милосердия, добра, «Всеобнимающей любви» к ближнему, великодушия, благородства, уважения достоинства и чести других людей. И учитель русского языка и литературы, учитель словесности, в первую очередь, является для своих учеников проводником идей вечных общечеловеческих ценностей, мудрым наставником и другом.
Воспитание гармоничной личности невозможно вне уроков словесности. Более того, учебные и личностные достижения обучающихся невозможны вне творческой деятельности и положительны в том случае, когда деятельность эта совместна: учитель и ученик, ученик и ученический коллектив (пара, группа, класс) становятся единомышленниками.
Уроки словесности - это педагогика сотрудничества ученика и учителя, это взаимообогащение в процессе совместной деятельности, это школа жизненного опыта, модель гуманистических взаимоотношений. Кроме того, подобные уроки дают возможность комплексного использования в обучении межпредметных связей. А использование межпредметных связей, интеграция учебного материала на уроке активизирует мышление обучающихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблем, решение которых непродуктивно без синтеза знаний и умений из разных предметов. А вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Уроки словесности предполагают «выход» обучающихся в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику.
В современной школьной практике активно используются различные технологии обучения и воспитания. Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждой растущей личности.
Особое место занимает технология развивающего обучения: именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества ученика. Не менее эффективны исследовательские методы, самостоятельно – поисковая деятельность в обучении. Всё это гармонично соединяет обучение в сотрудничестве – совместное творчество на уроках словесности, в контексте соприкосновения с Прекрасным и Вечным.