Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики. Самоконтроль и самооценка
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики. Самоконтроль и самооценка
Автор: Михеева Татьяна Николаевна
МБОУ «Копьевская СОШ», п. Копьево
Аннотация: В статье рассматриваются: метод стимулирования занимательностью, игра «Лабиринт», самостоятельная работа учащихся, приемы навыков самоконтроля.
«Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».
(Сухомлинский)
Для того, чтобы ребенок сам себя заставлял и требовал от себя нужно на каждом уроке создать условия для мотивации к изучению предмета. Поэтому я на каждом уроке ставлю перед собой и выполняю следующие задачи:
• содержание учебного материала;
• виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
• активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
• искусство учителя, как лектора, оратора;
• искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
• создание благоприятного психологического климата.
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Большое количество информации позволяет организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-семинар, деловая игра, урок-КВН, урок – творческий отчёт.
Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, практическая интересная задача, крылатые слова как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках математики (технология проблемного обучения). И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.
Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и многие другие. Чаще всего использую при закреплении материала. Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро включаются в деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос. Игра «Лабиринт» используется в основном на этапах самостоятельной работы учащихся. В зависимости от темы она может видоизменяться, иметь групповую форму.
Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся. При организации самостоятельной работы особое внимание уделяю созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер). При построении системы заданий я ориентируюсь на самостоятельное выполнение учащимися заданий. Это формирует способности принятия решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке я использую фрагмент или запись видеоурока по теме и тесты самооценивания. Работаю с текстовыми редакторами, электронными таблицами, мультимедийным оборудованием, создаю и использую учебные презентации, тренажеры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Немаловажным на уроках считаю самоконтроль и самооценку, которые так же формируют учебную мотивацию. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
На 1 этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала. На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. И на 3 этапе осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практике я использую следующие приемы:
• Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, использую пройденный материал;
• Задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных» ошибок;
• При объяснении допускаю ошибку;
• Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам;
• Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами;
• Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить (с избыточными данными);
• Задания по уровням;
• Рефлексия (прием незаконченного предложения).